Как «Наследники» Взяли Свое

TAKE WHAT’S YOURS! — «Бери то, что тебе принадлежит!» 

Отгремел последний сезон популярного сериала «Наследники». Пять лет зрители, не отрываясь, следили за жизнью семейства жестокого Логана Роя и его могущественной телекорпорации «Уэйстар». Пять лет скандалов, интриг, борьбы за власть и мировое влияние. 

По пунктам объясняем, как сериалу удалось добиться зрительских симпатий, высокого рейтинга, собрать все возможные награды и почему это не просто очередная история о богатых людях. 



 Шекспировские страсти и психологические портреты

 

«Отцов сановных и богатых ласкают дочки и зятья. А у кого штаны в заплатах, — того не жалует семья!»

«Гамлет», «Макбет», «Король Лир». Со времен поэзии Шекспира до сегодняшней эпохи стартапов, фокус-групп и миллиардных сделок мир ничуть не изменился. Те же человеческие пороки, та же нервная обстановка, те же интриги и семейные проблемы. Отец планирует уйти на заслуженный отдых, но он не доволен детьми, считая их жалкими и расчетливыми, не говоря уже о деловых партнерах, подобно стервятникам, слетевшихся на его активы. Как и в трагедии «Король Лир», где дочери престарелого монарха пытаются угодить ему в корыстных целях, так и кровные преемники Логана Роя стремятся заполучить и подстроить под себя самую дорогую в мире империю. На протяжении четырех сезонов делаются ставки, сменяются фавориты, растет напряжение, а к концу усиливается ощущение приближающейся катастрофы.

Удачно прописаны и характеры действующих лиц. Помимо разворачивающегося на наших глазах корпоративного упадка, все члены фамилии Рой явно переживают кризис душевный. Старший сын Логана, Коннор страдает от нарциссизма, упиваясь собственным величием и даже решается баллотироваться на пост президента США, что со стороны выглядит комично. Другой, не менее любопытный персонаж, Кендалл Рой, вполне претендует на трон, однако занять его не позволяет патологическое невезение, тяжелое прошлое, неразрешенные конфликты с отцом, комплекс неполноценности, трусость и нерешительность. Логан насмехается над сыном, выставляет его неудачником. Чтобы занять позицию лидера, нужно стать «убийцей», а Кендаллу не хватает для этого «зубов». Единственная дочь Шивон, напротив, обладает всеми ключевыми качествами вожака. Она хитра, умна и беспринципна, но эти же свойства постепенно из ярко выраженных достоинств оборачиваются для нее существенными недостатками. Логан не может ей доверять. Роман – младший, самый проблемный и несчастный член семейства только и умеет, что острить, шутить, выглядеть дураком в глазах близких и коллег. Под маской циника скрывается израненный недолюбленный подросток, остро нуждающийся в поддержке.

Каждый по-своему дерется за место под солнцем: все лгут на автомате, подставляют друг друга, не столько добиваясь высокого положения, сколько бессознательно сражаясь за внимание жестокого родителя.

Рои принадлежат к типичному патриархальному клану: суровые методы воспитания смахивают на дрессировку, грубый отеческий тон дарит детям огромный букет психических диагнозов, а за кажущимся материальным благополучием скрывается беспросветная депрессия.

Крики, унижение, физическое насилие: в большом фамильном особняке, итальянских виллах, просторных апартаментах, красивых кабинетах с панорамными видами из окна на небоскребы – где бы ни присутствовали герои, там их ждут только страх и одиночество вместо желаемых любви и принятия. И дело даже не в том, что богатые тоже плачут, безжалостный патриархат ударяет даже по самым удачливым классам, поэтому, да, деньги не всегда приходят на помощь, хотя с ними решать задачи куда проще.


 Реализм и псевдодокументальная съемка

succession_

Сериал изначально должен был стать биографией известного медиамагната Руперта Мердока (собственно, с него и списан образ Логана Роя), но авторы пошли дальше и сняли сатирическую аллегорию на американских капиталистов. Вряд ли шоу снискало такую славу, если бы не кропотливая работа постановщиков и художников, с ювелирной точностью соорудивших быт, окружение, экономические блага современной элиты.

Дело не только в идеально скроенных костюмах, дорогих аксессуарах, статусных яхтах и авто. Выбор дизайна переговорных, любимых блюд и напитков героев, посуды и цвета постельного белья – все выглядит идеально, правдоподобно и не вычурно. Каждая деталь должна быть на своем месте, доказывать достаток, а не кричать о вульгарной роскоши.

Продюсеры обратились к экспертам по связям с влиятельными людьми: продавцам-риелторам, организаторам встреч на высшем уровне, пиар-менеджерам, туроператорам, пилотам джетов, специалистам по деловому этикету, да что там – сами миллиардеры давали рекомендации относительно правдивого изображения их образа жизни. Вам не стоит сомневаться в том, что промелькнувшая в кадре бутылка вина “Pingus” 1998 г. – тот самый недоступный и редчайший алкоголь, предпочитаемый членами королевской семьи или боссами корпораций с мировым именем. Найти эту бутылку просто невозможно.

В сериале то и дело мелькают шедевры живописи, являющиеся весьма дорогими копиями музейных оригиналов. Художница и реставратор Фанни Перейре рассказывает, что как только постановщики обозначают предпочтения и выбирают определенные картины, ей необходимо договориться о разрешении их демонстрации у собственников. Она со своими помощниками создает копии полотен (внешне не отличимые от оригиналов). Затем при завершении сьемок работу либо отдают владельцам подлинника, либо уничтожают. Каждая репродукция несет символическую нагрузку, более того, определенное изображение, промелькнувшее в кадре, предсказывает события в будущем.

Так, накануне свадьбы Коннора Роя, мы видим, как он ужинает с братьями на фоне автопортрета Энди Уорхола. Известно, что после выхода произведения искусства, через год не стало самого Уорхола… В сериале картина превратилась в вестника беды.

Одежда героев тоже о многом говорит. Интересно следить за трансформацией Шивон Рой, предстающей перед нами в начале истории политической бунтаркой с либеральными взглядами (назло традиционализму близких) и шовинисткой-республиканкой в конце. От длинноволосой девушки с летящими платьями в шелковых блузах пастельных оттенков к настоящей фурии в черном: даже на свадьбу к брату она явилась в строгом костюме. Режиссеры намеренно отказались от ярких кричащих лейблов и остались верны статусности: Роям не нужно своим внешним видом ничего доказывать окружающим, они придерживаются «невидимой» респектабельности. Дизайнеры предпочитали неброскую, но проверенную роскошь: аксессуары от Cartier, костюмы от Ralph Lauren, Tom Ford, Max Mara и Brunello Cucinelli, индивидуальный пошив от известного портного Леонарда Лонгсдейла.

В соцсетях даже стали появляться отдельные аккаунты, описывающие мир «Наследников»: бренды их нарядов, чью яхту арендовали для съемок, в каком именно пентхаусе Нью-Йорка проживает Роман Рой или его сестра Шивон. Сами риелторы предлагали услуги, подбирали соответствующее апартаменты и пускали туда съемочную группу. Это было весьма выгодным предприятием, поскольку объекты недвижимости (реально существующие) в сериале получали хорошую рекламу, спрос на рынке и сильно дорожали. Квартира Кендалла сейчас оценивается в 30 000 000 долларов. А стоимость недельной аренды яхты “Solandge”, появляющейся во втором сезоне, доходит до 1 000 000 $.

Важно, чтобы зритель принял всю эту тщательно выстроенную имитацию за оригинал. Помимо блестящей постановки нужно отметить работу операторов за документальный эффект подглядывания в замочную скважину, эдакое реалити-шоу (этот визуальный стиль называют мокьюментари). Никаких флешбэков, слоумо, спецэффектов, лишь строгая картинка согласно методу «Догма», используемая датскими режиссерами Ларсом фон Триером («Догвилль», «Меланхолия») и Томасом Винтербергом («Торжество»).

Забудьте об инклюзивности

«Наследники» – типичная агрессивная история о злых консерваторах-республиканцах. Посудите сами: Логан Рой – образец сурового этнического шотландца-сепаратиста, воспринимающего любой компромисс как слабость. Он тиран, диктатор, захватчик, привыкший достигать цели путем применения силы, никаких пряников – сплошные кнуты. Стратегия ужасающая, но рабочая: за долгие годы единоличного правления Рою удалось выбить себе в условиях жесточайшей конкуренции телекорпорацию-монополию, «расчистив поляну» и уничтожив врагов. Обратите внимание, что единственным равным соперником для него оказался другой странный и диковатый европеец, не менее хитрый, грозный и кровожадный швед Лукас Мэтссон, именуемый за глаза викингом, в итоге посмевший посягнуть на западное царство “Waystar”, причем он даже внешне походит на молодого отца-основателя компании, стремительно набирающего очки в финансовой гонке за счет старых проверенных методов деловой хватки. Примечателен эпизод, когда Рои и совет директоров летят на судьбоносную деловую встречу в Норвегию. Главный юрист Джерри Киллман самоуверенно заявляет, что Мэтссону не по зубам компания, поскольку он не американец, а чудаковатый норманн, над которым постоянно смеются. Иронично, что именно недооценка серьезной угрозы со стороны конкурента привела к печальным результатам, а сам шведский чужак с каждой серией обретает вид опасного технократа.

И Мэтссону, и Рою, и его семейству, и их обеспеченному окружению откровенно наплевать на современные социальные тренды, этику, толерантность, #metoo, судьбу темнокожих, женщин и трансгендеров. Что и свойственно властолюбивым, оторванным от реальности привилегированным особам.

Показателен эпизод, посвященный публичной разборке топ-менеджеров за позорный прецедент с сексуальным домогательством внутри компании. Кулуарные беседы Роев этот случай жестоко высмеивают, проклинают и обесценивают, особо отличился Роман Рой (живое воплощение цинизма), чьи шутки и едкие замечания вокруг скандала, казалось бы, наносящего существенный урон репутации его фамилии, могли бы войти в отдельную энциклопедию самых бесчеловечных фраз на английском языке. Неудивительно, что он сам стал участником не менее шокирующего харассмента. Может на официальных встречах, пресс-конференциях и различных слушаниях, действующие лица искренне раскаиваются, однако стоит опуститься занавесу, как маски тут же молниеносно сбрасываются, и наши неподражаемые Рои соревнуются в самых унизительных и изощренных комментариях по социальным повесткам.

Здесь чувствуется влияние и почерк талантливого кино-сатирика Адама Маккея («Игра на понижение», «Власть», «Не смотрите наверх»), снявшего, пожалуй, самое бескомпромиссное, злобное, неудобное теле-высказывание в американской, но, все-таки, свободной истории сериалов. И все разговоры о том, что мол сегодня даже в шутку нельзя вслух говорить на темы терпимости, расизма и шовинизма, судя по успеху обсуждаемого шоу, оказались на деле несостоятельными.

Карточные домики

Там, где водятся большие деньги, найдется место для ненавистной политики. В заключительном сезоне фокус смещается на захватывающую сюжетную линию вокруг президентских выборов. Руководство “Waystar” вновь правит миром, заручившись поддержкой одного из кандидатов. Рои плетут ядовитую паутину, не заботясь о пагубных последствиях и судьбе народа, чье будущее зависит буквально от трех человек.

Коррупционные схемы на государственном уровне показаны пугающе реалистично, ведь самое зрелищное в выборах США – скрытый от посторонних глаз backstage. На «кухне» наследники делят шкуру неубитого медведя, бессовестно лицемерят, подставляют коллег, находят новые связи, даже не задумываясь об опасных масштабах авантюры. И здесь кроется еще один любопытный феномен сериала – философия элит. Оказавшись наверху (ну или там обитая с рождения, как в случае с ведущими персонажами шоу), люди действительно рассуждают, поступают и даже думают не так, как обычное большинство. Страшно признавать, но власть имущие – абсолютно другой вид, способный, в силу своего капитала, много рисковать, приобретать, отдавать, буквально изменять жизнь всего человечества. Меньшинство решает, организовывать ли новую войну, повысить налоги, строить стену на границе с Мексикой, свергнуть администрацию в какой-нибудь ближневосточной стране. В их системе координат отсутствуют понятия гуманизма и доброты. Зато есть много жадности и расчета. Журавли должны летать не в небе, а оказаться в их руках, риск – среда обитания.

‌Поэтому Рои никогда не отдыхают. Свадьбы, свидания, вечеринки, семейные ужины, офисные ланчи, отпуск на море, круиз на яхте – где бы они ни находились, им ни разу не удается забыть о своих проблемах. Каждую минуту статус необходимо поддерживать, отстаивать, порой вырывать зубами у недремлющих противников, иначе авторитет будет потерян. За важные должности и состояние приходится многим жертвовать, как следствие они получают вынужденное существование в крайне напряженной атмосфере.


«Миллиарды», «Обитель лжи», «Большая маленькая ложь», «Белый лотос». Кажется, что «Наследникам» удалось затмить все вышеперечисленные телешоу о настоящей знати, прежде всего из-за невероятной достоверности, грязного политического закулисья, драматических страстей античного масштаба. Но истинное зрительское признание возникло в тот момент, когда стало окончательно ясно: богатство приносит, спасает, лечит, но подарить долговременное счастье и семейную гармонию не могут даже все деньги мира. Это звучит глупо и наивно, но может именно данное свойство и сближает простых людей с обитателями небесных пентхаусов.


Ах, да, «Наследники» стали рекордсменом по числу номинаций на премию «Эмми» — 25 номинаций! Сериал взял премию Британской академии телевидения за лучшую международную программу, две премии «Золотой глобус» за лучший драматический телесериал, а также премию «Эмми» за лучший драматический сериал в 2020 и 2022 годах. Актерские работы Брайана Кокса и Джереми Стронга были отмечены премией «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль; работа Сары Снук отмечена «Золотым глобусом» за лучшую женскую роль второго плана. Кроме того, Джереми Стронг и Мэттью Макфэдьен получили премии «Эмми» за главную и второстепенную роли соответственно; создатель сериала Джесси Армстронг одержал три победы на этой же премии за лучший сценарий для драматического сериала. 

Так что, да, «Наследники» взяли то, что им по праву принадлежало. 


 

error: Содержимое защищено!!!