Талантливая актриса постоянно отдает себе отчет в том, что говорит и делает. Лучшие сцены — те, которые устраивают намеренно и тонко разыгрывают.
Андре Моруа «Письма незнакомке»
Она — образец интеллектуальной и элегантной женщины. Она — интеллигенция в чистом виде. Она — кладезь знаний о подлинном театральном искусстве, а значит, желанный объект преследования BU:K magazine. Выкроив немного времени в своем насыщенном графике, популярная актриса театра и кино Алена Хмельницкая дала интервью нашему журналу.
Я ждала ее в милом итальянском кафе. За окном ярко светило солнце, в зале суетились официанты и переговаривались гости. Мой взгляд безразлично скользил по предметам, силуэтам и лицам, пока внезапно не остановился на молодой ухоженной женщине, приближавшейся к моему столу. Минимум макияжа и максимум улыбки и харизмы. Отметила для себя, что годы ей к лицу. «Любовь, интересные роли или активный образ жизни?» — задумалась я.
Алена Хмельницкая оживила на экране столько интересных женских образов, что, казалось, не существует такой роли, которую она не сыграла. Ан нет, недавно ей доверили воплотить новых, ультраотрицательных и подчас жестоких персонажей. Она актриса безграничного диапазона. На экране Алена умеет удивлять и погружать в другую реальность, а в жизни она спокойная и приземленная. Ее доброжелательность и легкость в общении подкупают. Во время беседы актриса увлеченно, с улыбкой отвечала на любые вопросы, даже на те, на которые не хотела давать развернутый ответ. А мне хотелось продлить нашу встречу, чтобы еще глубже проникнуть в ее мысли и планы. В следующий раз… Алена обещала…
… Я знаю, чего хочу. Возможно, не смогу на данный момент с Вами поделиться, но да, мне нужны изменения… Я ненасытна по части вдохновения и проектов.
Поговорим о киноискусстве на примере Вашей старшей дочери — Александры. Чем, по Вашим наблюдениям и впечатлениям Саши, отличается обучение киномастерству здесь от учебы в США?
Мы отдали Сашку в Нью-Йоркский университет (NYU) в Школу искусств Тиш (Tisch School of the Arts) на факультет Film TV Production. Там образование охватывает разные области киноиндустрии: приходят те, кто хочет стать и оператором, и продюсером, и режиссером, и звукооператором, и сценаристом. Есть люди, которые четко знают, чем хотят заниматься, а есть те, кто идет с целью научиться снимать кино, но не понимает куда. Сашка хотела заниматься режиссурой. Она брала сценарий и психологию, а первый год из четырех изучала только звук. Без камер! У нас так глубоко и детально не изучают кинопроизводство. Теперь с технической точки зрения моя дочь — квалифицированный специалист.
У нее есть готовые работы?
Есть студенческие проекты. Саша сняла диплом, который до сих пор нам не показала. (Улыбаясь, закатывает глаза.) Она работала здесь, в России. Я знаю, о чем эта картина. История интересная, но без нее не буду рассказывать.
Наш рынок ей интересен?
Наш рынок ей очень интересен, именно поэтому она сейчас здесь. По ее словам, у нее передоз Америки. (Смеется.) Я думала, она будет реализовываться там, поскольку в Штатах уже наработаны связи: Саша была ассистентом на площадке, обучалась с педагогами со своими продакшенами и так далее. Считаю, что в результате все решает талант. Но (!) есть двери, которые здесь открыты. В России у нее есть возможность не тыркаться непонятно куда. Мы рядом. А дальше все зависит от меры удачи, таланта и стратегии.
Она объяснила, почему захотела в режиссуру?
Она всегда была с другими мозгами. Ей было интересно стоять по ту сторону экрана. Она никогда не хотела ни пробежаться с детьми перед камерой, ни участвовать в массовке. На площадке Саша помогала реквизиторам, костюмерам, с мониторами. Она по-другому устроена — ей интересно руководить.
Вы тоже были в Штатах. И в какой роли! Будучи студенткой, Вы получили уникальный опыт выступления на Бродвее. Расскажите о своих ощущениях. Как аудитория принимала, русская и американская? Есть отличия?
Мне тогда было 19 лет. Первый спектакль для зрителей — «Юнона и Авось» — я сыграла там. Это были нервы, касающиеся меня самой. Я совершенно не оценивала, как зал реагирует. Конечно, принимали тепло и хорошо. В основном была русскоязычная публика. Но спектакль настолько всем понятен, что его обожали и американцы. Это была совершенная сказка для меня!
Тем не менее ситуация сложилась смешная. Я пришла в этот театр с мамой совсем девочкой. Она была ассистентом Владимира Викторовича Васильева, который ставил хореографию. Неожиданно, у меня появилась необъяснимая уверенность, что никто, кроме меня, не должен сыграть эту роль. Кто, если не я, должен это сделать! Я не видела дальнейшего развития событий в своей жизни, если бы у меня это не произошло. Это не наглость, а, видимо, сильная уверенность в себе по молодости. Спектакль «Юнона и Авось» стал логичным этапом моей театральной карьеры. Написанная для меня самой сказка.
Театр и кино. Вам где комфортней и что любимей?
Я и то и другое люблю. Однако в театре производственный момент заканчивается премьерой, при этом живая магия окружает тебя в каждом спектакле. А кино — это непрекращающийся технологический процесс. Там тебе тяжелее от всего отключиться, потому что снимают короткими эпизодами. Это невероятный кайф! Я очень люблю этот процесс со всем его маразмом, сумасшедшим домом, суетой. Получаю не сравнимое ни с чем удовольствие, когда прихожу и вижу, как ставится свет, наполняется реквизитами площадка… Это тоже магия.
Вы из тех актеров, которые сразу же смотрят дубль после его завершения?
Вы знаете, по-разному. Проекты разные. Иногда прошу показать кадр, потому что не уверена в результате. Иногда доверяюсь своим ощущениям и не смотрю отснятые эпизоды. У меня нет такой привычки, хотя я требовательна к процессу. Я буду смотреть, чтобы контролировать.
Какие у Вас сейчас проекты?
Есть сериалы, которые вскоре должны показать. 16-серийная история «Дожить до любви». Мы с Дашей Поверенновой играем. Это криминальная мелодрама. А совсем недавно я снялась в Киеве в проекте Валерия Ибрагимова. Сюжет тоже криминальный, но всегда интересно воплощать новых героев. Там я играю монструозную женщину! Таких плохих персонажей не играла давно, а то и вовсе не играла. Я даже разговаривала с режиссером и продюсером: «Конечно, все понимаю, но как-то надо оправдать эту историю». И я оправдала. Было сложно, ибо я отрицательный персонаж, творящий зло: краду детей, оплачиваю убийства… Ой, жуть! (Улыбается.) Считаю, что все-таки я оправдала эту роль, ибо нельзя играть персонажа, не оправдывая его сути. Надо понять, с чего вдруг родилась такая сущность.
Как влияют роли на Ваш характер? Меняют ли они Ваше поведение в жизни?
Нет. У меня достаточно стойкая психика. Есть люди с подвижной психикой, но это не про меня. Возможно, в связи с этим я лучше стала понимать характеры, потому что тебе приходится вжиться и оправдывать того или иного героя. И ты понимаешь, что если раньше данная женщина вызвала бы у тебя бурю негативных эмоций, то сейчас ты более гибкая, так как понимаешь людей и их психотипы.
Я уже долгожитель для классической литературы. Помните, у Пушкина было: «В комнату вошел старик лет 30». Поэтому, если говорить о классических образах и ролях, их уже нет.
Актеры — психологи или нет?
Нет. (Смеется.) Это игра. Актеры вынимают этот файл: отснялся и пошел дальше.
Театральный язык каждого режиссера-постановщика существенно отличается. Какие приемы Вам как актрисе больше нравятся?
Мне нравится документальный театр. Я обожаю театральные решения. Схожу с ума, когда выстраивается ассоциативный ряд, когда на это работают звук, свет, вдруг льется вода. Это все театральные эффекты, вызывающие эмоцию. Например, в моем любимом «Ленкоме» Марка Анатольевича Захарова спрашивают: «Почему у Вас так часто стреляют вначале?» Он говорит: «Приходят люди, садятся в зал, и все со своими проблемами и думками в голове. Вдруг — бабах! — внимание переключается на сцену. Надо сначала дать по башке — поджечь и выстрелить». Из последнего, что я смотрела в таком духе, — это «Евгений Онегин» в Театре Вахтангова. Музыка, свет и театральные придумки полностью захватили меня.
Где посмотреть качественно поставленную классику? Спектакли становятся все менее аутентичными. Режиссер, конечно, самовыражается через постановку, но порой отходит слишком далеко от текста.
Театр — это не как на самом деле. Советую посмотреть старое кино. Есть также телеспектакли. Там очень много классики.
Я стала слушать книги. Мне понравилось, как читает Дина Рубина. Она читает как автор (что большой плюс!) «Русскую канарейку» в трех томах. Сейчас слушаю «Щегол» Донны Тартт. Удалось прочитать в классическом понимании этого слова Гузель Яхину «Дети мои» и «Зулейха открывает глаза». Безумно понравилось!
Кто Ваша любимая героиня?
Сейчас даже не знаю. Нет, наверное.
Неужели Вы все исчерпали?
Нет. (Смеется.) Здесь больше речь о возрастных рамках. Я реалист. Знаете, долгое время я хотела сыграть Анну Каренину, хоть и банально звучит. Сейчас конкретной роли нет. Я уже долгожитель для классической литературы. (Смеется.) Помните, у Пушкина было: «В комнату вошел старик лет 30». Поэтому, если говорить о классических образах, их уже нет. Мне интересны исторические роли, сложные характеры. Очень нравятся авантюрные сюжеты, связанные с предметами искусства. У нас такое мало снимают. В сериале «Оплачено смертью» (он прошел незамеченным) я играла искусствоведа, который расследует некие загадочные злодеяния, связанные со старинными произведениями искусства и небезызвестными в истории личностями: пропажу марок, судьба которых переплелась с судьбой нескольких поколений княжеского рода Волковых, масонский секрет малоизвестной части реквиема Моцарта и так далее.
Посмотрите фильм «Лучшее предложение» с Джефри Рашем. Вам понравится!
Возможно, смотрела. Спасибо!
В области искусства что Вам ближе?
Я фанат импрессионизма. Не очень хорошо знакома с русским импрессионизмом, но открыла для себя Коровина и схожу с ума от его работ. Анри де Тулуз-Лотрек тоже мое вдохновение. Мы покупали много книг по искусству, но больше европейскому. К современному искусству отношусь с опаской.
Искусство — это сходить в Лувр за искусством. Самое интересное искусство — это человеческие отношения, то, как мы выстраиваем цели в жизни, проходим разные ситуации. Поиск внутренней души и своих возможностей стоит потраченного времени. Контакт с людьми — вот искусство.
Что читаете? Есть время на это святое дело?
Я очень люблю живые книги, но не всегда есть возможность их прочесть. Недавно открыла для себя аудиокниги и подсела на них. Я закачиваю их в телефон, включаю за рулем и слушаю. Единственное, надо найти хорошего чтеца, чтобы не раздражал голос и подача. Это идеально, когда ты можешь что-то делать и параллельно слушать и образовываться. Был сезон, когда я играла Золушку и начались съемки. Не было времени вообще. У меня начался информационный голод. Я включаю фильм — и засыпаю, я открываю книгу — она у меня падает на голову. И я стала слушать книги. Мне понравилось, как читает Дина Рубина. Она читает как автор (что большой плюс!) «Русскую канарейку» в трех томах. Сейчас слушаю «Щегол» Донны Тартт. Удалось прочитать в классическом понимании этого слова Гузель Яхину «Дети мои» и «Зулейха открывает глаза». Безумно понравилось! Глубокое произведение с невероятными характерами. Советую всем.
А девочки Ваши вовлечены в эту интеллектуальную деятельность?
Моя Саша из тех, кто читает. А вот с Ксюшей борюсь. Она хочет стать врачом, режет кукол (смеется), ставит капельницы, делает операции… Недавно мне говорит: «Запиши меня к доктору, я давно не была у зубного». Вы видали такое когда-нибудь?!
Нет. (Сказала я, выпучив глаза.)
Ей очень нравится весь этот процесс. Острые ощущения. (Смеется.) Может, кто-то из нашей династии станет врачом!
В Вашей семье гармония, Вы в работе, в любви… Что мотивирует, что вдохновляет?
В этой профессии очень сложно быть в гармонии. Я как раз таки ненасытна по части вдохновения и проектов. Не хватает нам всем качественных проектов. В театре реальней собрать команду и сделать нечто, что тебе интересно.
Я бы хотела поговорить о Ваших взглядах на жизнь. Каждый человек в какой-то момент задумывается, для чего он пришел в этот мир. В чем Вы видите смысл своей жизни?
Перед тем как понять, в чем смысл своей жизни, хорошо бы понять, в чем вообще смысл жизни. (Смеется.)
Есть периоды, когда все неплохо и вроде бы идет своим чередом. Что у Вас сейчас происходит? Хотели бы резко повернуть в другую сторону? Если да, то в какую?
Я понимаю, что у некоторых людей приходит возраст, когда они начинают петь, рисовать или танцевать. Пока я ко всему этому отношусь с юмором, но не осуждаю поздние таланты. Кроме работы, у меня, во-первых, есть Ксюша. Наверное, это практичный подход. Хотя эмоции важны, мне также важно, чтобы была цель. Я учусь ставить себе цели. Я знаю, чего хочу. Не могу сейчас с Вами поделиться творческими и бытовыми планами, но да, мне нужны изменения.
Чей совет Вы запомнили на всю жизнь? И он Вам помогает до сих пор.
Легче сказать, чьи советы я запомнила, и они меня раздражают. (Смеется.) Очень не люблю клише, якобы истины и советы. Ведь мы по инерции говорим то, что слышим от родителей, друзей и окружающих.
Представляете, сколько я услышала кавказских тостов за 21 год, за свою жизнь с Тиграном! Я могу выйти тамадой. (Смеется.) Они замечательные, про жизнь, но они такие удаленные от жизни. Я не могла выносить, когда мне желали терпения. Особенно когда этот совет мне давали в 23 года. Зачем мне желать терпения в 23? Я не хочу! (Смеется.)
Если не любишь то, что надо терпеть, не надо терпеть. И это относится не обязательно к взаимоотношениям, это ко всему применимо.
Слава богу, у меня не было в жизни, чтобы меня сажали и давали советы. Я сама смотрела со стороны на жизнь, отношения, деятельность своих родителей и училась. А самое необыкновенное знаете что? Когда в 18 лет твой ребенок говорит: «Спасибо большое, родители, что вы никогда не пытались быть для меня идеальными. Не говорили мне одно, а жили по-другому». Я это услышала от своей дочери и запомнила на всю жизнь. Считаю ханжеством, когда взрослые думают, что нужно следовать правилам. Зачастую чем меньше объясняешь, тем больше получает ребенок. Парадоксально, но ведь не все же поддается объяснению…
Фото: Роман РАЗУМЕНКО
Благодарим ресторан Bella Pasta за предоставленное место для съемок (Красная Пресня, 6/2 стр.1).