Американский кинематограф обожает личность Аль Капоне. Первый фильм о нем вышел в 1959 г., где говорится о жизни мафиози до его тюремного заключения (примечательно, что именно данную работу многие критики называют образцовой гангстерской лентой). «Резня в День святого Валентина», «Неприкасаемые», «Пропавший Капоне», «Гангстеры» – это далеко не полный список захватывающих и познавательных кинолент, где раскрывается его биография. Не стоит забывать о том, что криминальная эстетика в искусстве всегда получала отклик со стороны зрителей. Факт: людям нравится наблюдать за жизнью бандитов в кино.
И вот недавно на стриминговой площадке вышел долгожданный «Капоне» (в рос. переводе – «Лицо со шрамом») с Томом Харди в главной роли. Понятное дело, что все были заинтересованы в многообещающем проекте. А каст впечатляет еще больше: Мэтт Диллон, Линда Карделлини, Кайл Маклахлен, Джек Лауден, радуют даже актеры с эпизодическими ролями.
Однако новый фильм, субъективно быть может, но разочаровывает… Во время просмотра складывается ощущение, что его создатели умышленно не желали вдаваться в жуткие подробности преступной деятельности одного из самых жестоких и кровожадных правонарушителей в истории, пытаясь всеми силами избежать параллелей с типичными криминальными откровениями в духе Копполы. И если старые добрые «Лица», представленные Полом Муни и Аль Пачино, превратились в классику жанра, разобраны на цитаты, фигурируют в популярных мемах, то недавно вышедшая лента (с аналогичным названием) не смогла привлечь к себе такого пристального внимания, вызывая лишь катастрофическое для ее создателей равнодушие.
Картина рассказывает о последних днях жизни короля итальянской мафии. Пожилой и больной Капоне всеми силами пытается оправиться после тяжелого и продолжительного тюремного заключения в своем доме во Флориде. Он не хотя вспоминает о безрассудном прошлом, подозревает близких друзей в предательстве, страдает от невыносимой физической боли, его существование сводится к адским мучениям, в какой-то момент его окончательно покидает рассудок. Но мнительность героя отнюдь не беспочвенна: полиция, конкуренты, даже близкое окружение пытаются всеми силами выведать у Фонзо (так его зовут члены семьи), где он припрятал огромную сумму денег…
Режиссер Джош Транк попытался создать мифическое, актуальное, новое кино, что-то изменить, сломать систему, заставить нас иначе взглянуть на отступников, путем демонстрации их переживаний, фантазий, странных сновидений, сожалений, переосмысления темного прошлого.
Можно понять его мотивы, ведь работать с консервативным, традиционным жанром о криминальных структурах на сегодняшний день может позволить себе далеко не каждый кинематографист, разве что Мартин Скорсезе (точно знающий толк в подобного рода проектах). Недавний трехчасовой опус «Ирландец» яркое тому подтверждение. Фильм может и остался без значимых наград, но привлек внимание общественности, собрал восторженные отзывы от критиков, подтвердил неоспоримый статус гения, создавшего «Таксиста», да и просто не мог не вызывать позитивных эмоций в силу присутствия Де Ниро, Пеши, Кейтеля и первоклассного сценария Стивена Заилляна.
Мы привыкли, что обычно в кино плохие парни выступают в качестве обаятельных мерзавцев, разгуливающих в дорогих костюмах и разъезжающих на шикарных машинах. Своих пугливых жен они презирают и ненавидят, любовниц осыпают бриллиантами, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, купаются в роскоши, устанавливая личные кодексы чести, оправдывая свое поведение разочарованием алчной государственной системой. Они – джентльмены удачи, неисправимые авантюристы, жадные и азартные игроки, быстро прожигающие яркую жизнь в кабаках и барах, ни о чем не сожалея.
В новой киноистории мы видим отошедшего от дел Капоне в качестве безумного старика, не отдающего отчета своим поступкам. Представить его раскаивающимся страдальцем было бы слишком банально, поэтому авторы картины показывают жизненный закат преступника, где он предстает абсолютно сломленным, беспомощным и неуравновешенным мужчиной, потерявшего рассудок, но впервые взглянувшего на себя со стороны. Депрессивные мысли и безумные галлюцинации заставляют его вспомнить о совершенных им когда-то кровавых убийствах, визуализируют горе, причиненное его невинным, беззащитным жертвам, громко молящих о пощаде.
Впервые он сталкивается с противоречием, сомнением, а тот самый лютый страх, внушаемый окружающим, безжалостно возвращается к нему бумерангом. По сути здесь все сводится к сплошным мрачным флешбекам, с которыми не в состоянии справиться уставший ветеран мафии. Совершаемое им умышленное зло трансформировалось в настоящую, непрекращающуюся, мучительную агонию, от которой не спрячешься ни в цветущем саду дорогого особняка, построенного на крови, ни в темных гаражах, где находятся роскошные автомобили, ни в просторной спальне с самой преданной женой на свете. С каждым днем врагов все больше, жадные и голодные стервятники окружают стаями логово опального тирана и с нетерпением ждут его последнего вздоха, полицейские мучают допросами, а бредовые кошмарные видения, как назло, все ярче и ярче. Бедный, несчастный Фонзо сходит с ума и мечтает лишь о воссоединении с блудным сыном и предсказуемом покое. К сожалению, скомканная развязка лишь ухудшает впечатление от увиденного, а от артистических перевоплощений талантливого Харди не становится легче.
После просмотра вместе с титрами всплывает единственный вопрос: зачем и для кого снят этот странный и противоречивый фильм? Идея о том, что за все рано или поздно приходится расплачиваться, очевидна. А вот сюжетная линия, дающая в начале повествования надежду на возможную динамику, еще как-то претендовала на оригинальность, однако завораживающей, трогающей за душу истории нам увидеть не суждено. Все скатывается в слишком завуалированный и недоступный для понимания сюрреализм, центральный персонаж теряется в собственных кошмарных снах, а таинственное «золото партии» никто так и не находит. Казалось бы, остается мистификация и метафоричность, характерные для работ Дэвида Линча, но тут ими даже не пахнет. Все-таки режиссура «Капоне» заметно уступает истинному мастерству создателя философских, нескучных (пусть и запутанных) ужасов в багровых тонах. Поэтому зрители сбиты с толку, от увиденного остается ощущение недосказанности и незавершенности.
Но есть и безусловные плюсы.
Отдельной похвалы заслуживают актеры, отличная художественная постановка и возникающее после просмотра желание в очередной раз ознакомиться с необычной биографией знаменитого негодяя американской преступной среды XX века.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕАРАТУРА
К счастью, книг о Капоне предостаточно. Например, «Бандиты Чикаго» Джео Лондона. В ней подробно рассказывается о становлении, расцвете мафии, автор лично встречался с главами известных преступных кланов, так что произведение можно смело отнести к документальным материалам. Еще один литературный шедевр – «Аль Капоне» из серии «100 человек, которые изменили ход истории» издательства “DeAGOSTINY” 2009-го года выпуска. В ней можно узнать о подробностях жизни легендарного властелина тьмы. Стоит упомянуть об одном выдающимся публицистическом труде писателя Роберта Шенберга «Мистер Капоне». Многие читатели отмечают, что это полезное чтиво, позволяющее получить знания о лидерских качествах и узнать о типичном портрете настоящего авторитета.
Фото: www.kinopoisk.ru