«Перфо́рманс — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время»…
... Об этом нам пишет Википедия… Жаль не шепчет томным голосом. Почему-то всегда представлял женский голос у Википедии, хотя она, как и положено порядочной девушке, иногда нас и обманывает. Именно поэтому я обратился к другому источнику – к энциклопедиям Британника и Кругосвет. Маст-рид для Вас – книга Роузли Голдберг «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней». Книга историка искусства, арт-критика и куратора Роузли Голдберг «Искусство перформанса» является наиболее полным источником информации о столетней истории этого вида искусства. Впервые изданная в 1979 году, она выдержала три переиздания (последнее — в 2011 году), и каждый раз автор дополняла ее актуальными сведениями. Конечно же, Эдриан Хитфилд, профессор перформанса и визуальной культуры в университете Роухемптон, соавтор книги Perform, Repeat, Record: Live Art in History. А когда вы освоите данную литературу, то закрепите свои знания и станьте профи в данной области, освоив Салли О’Рейли The Body in Contemporary Art – гид по телесному перформансу.
Когда художники становятся недовольны традиционными формами искусства, такими как живопись или скульптура, они превращают работы в некий спектакль. Так сказать, используют средства для омоложения и свежести своего творчества и жизни. Данное направление заимствует стили и идеи из других видов искусства, а иногда и из других типов деятельности, не связанных с артом, таких как спорт или общественные работы.
Перформансы отличаются от всех видов визуального искусства тем, что объектом творчества у них становится не создаваемое художником произведение, а он сам: и главным оказывается не результат его работы (картина, скульптура, инсталляция), а процесс этой работы, то есть акция. Переход от создания произведения к акционной деятельности обозначила так называемая «живопись действия» рубежа 1940-х и 1950-х гг., когда Джексон Поллок (американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов; начал использовать в своей живописи дерзкие, революционные методы, которые стали предметом бурных дискуссий и, в конечном итоге, принесли ему всемирную известность. Вместо того чтобы писать кистью, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на необрамленный, расстеленный на полу холст и вычерчивал густую, блестящую паутину линий при помощи разнонаправленных ударов веревки), а за ним Ж.Матье (французский художник, один из лидеров ташизма; получил известность беспредметными композициями, которые писал, выдавливая краски из тюбика, а затем растушевывая их кистью или рукой – так что в итоге получались своеобразные монументальные иероглифы) превратили традиционно интимный и скрытый от посторонних процесс живописания картины в публичный акт.
Еще одно проявление перфоманса было обнаружено у американского искусствоведа Люси Липпарда. Он назвал подобное явление «дематериализацией» искусства в 60-х и 70-х годах. В это время перфоманс был обнаружен в так называемых боди-артах или спектаклях. Но в отличие от театра, перформанс существует в реальном, а не условном месте и времени. В 1960-х и 70-х годах исполнительское искусство характеризовалось импровизацией , спонтанностью, взаимодействием зрителей и политической агитацией. Это также стало излюбленной стратегией феминистских художников, таких как «партизанские девушки», замаскированные гориллой, целью которого было разоблачить сексизм, расизм и коррупцию главным образом в мире искусства. Популярные проявления этого жанра можно увидеть в Blue Man Group и в таких представлениях, как Burning Man фестиваля, который ежегодно проводится в пустыне Блэк Рок, штат Невада.
Перфоманс переходит в Happenings. Это события, объединяющие элементы живописи, поэзии, музыки, танца и театра. Термин «Happening» был придуман американским художником Аллан Капроу в 1950-х годах. Характер Happenings находился под влиянием итальянского футуризма и дада, где условность «авансцены подверглась нападению архитектуры», где «актеры» могут состоять из движущихся огней, машин и аудитории, и где были разработаны спонтанность и шум музыки.
Итак, мы имеем 3 термина и во избежание путаницы разъясним. Перформанс – это некое заранее придуманное и срежиссированное действо, у которого есть сценарий, а в основе этого сценария лежит некая идея. Хэппенинг – это «случайное» действие, у которого нет ни идеи, ни сценария, а вся суть в том, чтобы создать (в том числе при участии зрителей) неожиданную ситуацию и посмотреть, что будет. Акция – действие с идеей, но без сценария и драматургии, начинается так, как задумал художник, а продолжиться может весьма неожиданно.
Перформанс – искусство ли это? И что по праву мы можем называть величайшим творением художественного замысла, который в наших умах пытается создать мысленную трепанацию и воззвать к решительным действиям, и наоборот, что вызывает у нас чувство стыда, жалости, безразличия, а в отдельных случаях даже омерзения за содеянное…
Дорогой читатель, чтобы не втягивать Вас в тяготы размышлений на тему экзистенциального и концептуального подвида данного арт-явления, не сыпать Вас фактологией и цитатами величайших умов нашей с Вами современности, я предлагаю следующее. Вам будет дан перечень из шести известных перформансов, которые были осуществлены в быту Вашего времени и даже тогда, когда Ваша любимая бабушка говорила фразу: «Вы хотя бы банки верните…». Вам решать – искусство ли это или профанация!
Комментируем!
Крис Бурден
1971г.
Перформанс «Выстрел»
Его ассистент произвел настоящий выстрел в левую руку художника! Ходят слухи, что это был протест войны во Вьетнаме.
Мирей Порт
Франция
1990-1995г.
Перформанс «Реинкарнация святой Орлан»
Художница, под объективом камер, пошла на пластические операции, чтобы изменить свой лоб под стать «Джоконды» Да Винчи и свой подбородок по образу картины «Венера» Боттичелли.
Йоко Оно
2007г.
ЦУМ. Москва
Перформанс «Одиссея таракан»
Присутствовавшие зрители должны были одолеть маршрут верхнего этажа ЦУМа, на котором встречались огромные фотографии реальных насильнических событий, проходивших в Нью-Йорке, далее, зритель видел гигантские предметы … как таракан… а вот выйти из выставки было крайне сложно, через низкое и неудобное отверстие в стене, чтобы также подчеркнуть личность доисторического насекомого!
Олег Мавроматти
2010г.
Болгария
Перформанс «Свой/Чужой»
Онлайн-шоу, в котором художнику предстояло проверить симпатию зрителей! Все сводилось к простому действию, если количество «лайков» превышало «дизлайки» – художник испытывал электрический разряд, благо, до летального момента не дошло…
Марина Абрамович
Музей «МоМа». Нью-Йорк.
2010г.
Перформанс «В присутствии художника»
Художница на протяжении «трех месяцев», в рабочие дни музея, более 700-та часов, сидела в отдельной комнате, где каждый желающий посетитель мог сесть напротив нее и смотреть ей в глаза! Эту акцию посетило более полутора тысяч зрителей.
Петр Павленский
2013г.
Москва, Красная площадь
Перформанс «Фиксация»
Художник прибил гвоздем свою мошонку к брусчатке Красной площади в знак политической индифферентности!
Гуляя по рейтингу адской шестерки безумцев, Вы задавались главным вопросом – искусство ли это или безумное восприятие действительности художником? Доверьтесь мне, это еще «цветочки на картинке». Вы не поверите, что один художник сделал с автомобилем «Volkswagen»…
Каждая человеческая жизнь – это и есть перформанс. Так я хотел подчеркнуть глубину философской мысли, но если Вы сейчас читаете эту статью с бокалом бургундского, тогда советую прочитать ее еще раз, ибо после третьего бокала, возможно, вас посетит нужная экзистенциальная мысль.