Москва — Город Масок

«Здесь все меня переживет. Все, даже ветхие скворешни…»

Анна Ахматова

 

Гуляя по старым улочкам Москвы, можно с удивлением заметить, что в нашем городе обитают не только любопытные туристы и вечно спешащие москвичи, но и необычные жители — «каменные жители» из народных и даже античных героев. Кто хотя бы раз останавливался возле здания и уделял более пяти минут на разгадку изображенной личности или истории памятника? Можно восхищаться зданием без специальных знаний по архитектуре. Но чтобы лучше понять замысел создателя и оценить строение, нужно обращать внимание на детали. Истории городских каменных героев вместе с монументальными зданиями длиннее и книг, и человеческой жизни. Геном этих мест до сих пор переносит нас в чувства, вкусы, людские манеры и всю атмосферу былых лет. И чтобы это понять, нужно просто поднять глаза и внимательно присмотреться к декору московских зданий. Мы расскажем, о чем молчат каменные лики и какие сакральные символы украшают город.


 


Отдельным направлением декоративного убранства нашего города являются задумчивые, угрюмые и таинственные маскароны (декоративные рельефы в виде маски, человеческого лица или головы животного). Корень слова «маскарон» — «маска» (от лат. Мascus, что означает «дух» или «призрак») напоминает, что функция маскаронов в античные времена — глубоко сакральная. Они — щиты и обереги храмов и домов. Маскароны — это лицо здания, его портрет, его судьба. Одним из древнейших  является маскарон с изображением черепа жертвенного животного — букраний («бычий череп»), символизирующего мужскую энергию, плодородную силу самого солнца. Обратите внимание: букраний изображен на конюшне усадьбы Гагариных на Поварской, 25а, а также на здании аудиторного корпуса Московских высших женских курсов на Малой Пироговская, 1.

 

 

Устрашающие маски и головы горгоны Медузы— тоже обереги. Это эгиды, главной задачей которых не защита, а устрашение врага.  Голова легендарной Медузы, взгляд которой все превращал в камень, была подобна зеркалу, глядя в которое, «нечистое» отступало, увидев само себя. Именно поэтому изображение горгониона можно в изобилии увидеть на московских фасадах. Например, на Старопасадском переулке, 8.

 

 

 

 

Интересный факт: чем страшнее маска снаружи, тем спокойнее внутри. Вот такой «ужас» «поселился» на крыше доходного дома № 28 на Новой Басманной.

 

 

 

 

 

Но подобное было популярно в Европе. Именно там злых духов отпугивали жуткие горгульи и фантастические химеры.Первые европейские маскароны в виде херувимов появились в Москве в 1696 году на церкви Покрова Пресвятой Богородицы, «что на Лыщиковой горе» в Таганской слободе.

 

 

 

 

Скульптурный декор в стиле барокко в изобилии украшал церковь Архангела Гавриила, больше известную как «Меншикова башня», и церковь Иоанна Воина на Большой Якиманке. С тех пор в Москве появилось немало сооружений, украшенных всевозможными аллегорическими, фантастическими и романтическими масками. Но все же в христианской Москве «бесовские» маски не укладывались в строгие церковные каноны, поэтому храмы на Руси украшали миловидными ангелочками, серафимами и херувимами.

На московских фасадах в изобилии красуются и театральные маски, где они присутствуют в качестве эмблемы театрального искусства, как атрибут покровительниц театра муз Терпсихоры, Мельпомены и самого Аполлона-мусагета (музоводителя). А вот сами театральные маски появились гораздо раньше, в античные времена, так как актерами в те времена были только мужчины, которым запрещалось выходить к публике без маски. Причем женский персонаж отличался от мужского только цветом маски: белый — женский, темный — мужской. Есть комическая маска, очень схожая с традиционной головой Силена. Она расположена над входом в театр на Таганке по адресу: Земляной Вал, 76/21. Что значит «традиционная голова Силена»? Это изображение, где утрировались черты лица: курносый нос с большими ноздрями, огромный открытый рот, оттопыренные уши, выпуклые глаза и огромный лоб. Такие маски усиливают эмоциональное восприятие всего архитектурного замысла и служат апотропеями, не уступающими по силе горгонионам и горгулиям.

 

 

 

 


После изгнания Наполеона Москва возрождается и украшается лепными украшениями, содержащими атрибуты доспехов и военную символику, мифологические сюжеты, связанные с военными победами (сюжеты Троянской войны, орнаменты с арматурой, горгона Медуза). Их можно увидеть на доме Хрущева-Селезнева на Пречистенке, на фасаде дома князя Гагарина на Поварской, на здании Опекунского совета и др. Эти здания украшают лавровыми венками и изображениями летящих Слав. Складывается торжественно-величественный стиль «московский ампир», прославлявший победу русского народа.

Тематика барельефов и маскаронов во многом зависела от назначения здания. Барельефы и лепнина чаще всего несли смысловую нагрузку, подчеркивая функцию сооружения. Так, дворцы и различные государственные учреждения украшали барельефы и лепнина с атрибутикой власти. Военные ведомства — символы героизма, темы войны и сражений. Храмы украшали изображениями херувимов, ангелов, сюжетами из священных писаний, а театры — изображениями муз, славы, покровителя искусств лучезарного Аполлона.

 

 

 

 

 

В начале XX века античные маскароны обогатились очаровательными безымянными женскими лицами — олереями, неким абстрактным образом истомы, женственности и тайны, причудливыми таинственными существами и головами египетских богов и богинь, например на улице Сергия Радонежского, 7, на Покровке, 19, на Старой Басманной, 12, в Рахмановском пер., 3. Редкого вида «египетский» декор можно обнаружить на бывшем доходном доме № 3 в Мясницком проезде. Мистическая гостья из зачарованного царства— один из самых необычных ликов столицы. Доходный дом И. А. Шагурина. Лялин пер., 9, стр. 1.

 

 

 

 

 

 

За несколько лет Москву захлестнула волна культа женской грации и красоты. Очаровательные головки с романтично развивающимися локонами эмоциональны и символичны. Кажется, что и архитектура с ее барельфами уже вписалась в жизнь прекрасной половины города и отражает самих московских красавиц. На образах зданий — разнообразная гамма чувств, от задумчивости до ликования. Лица «оживают» и обретают новый смысл: возрождающейся женственности.


Чтобы увидеть в столице диковинных сакральных животных, не обязательно отправляться в зоопарк. Например, на Спасской башне Московского Кремля изображены львы, сакральные символы власти, могущества, силы и богатства. Существовало поверье, что лев спит с открытыми глазами, именно поэтому он и превратился в идеального стража, символизирующего неусыпную бдительность и храбрость. Или скульптура Рукавишникова: два огромных бронзовых льва возле Храма Христа Спасителя охраняют памятник царю-освободителю Александру II.

 

 

 

 

 

Скульптурные изображения львов — одна из замечательных страниц московской архитектуры. Это не просто произведения искусства. Это молчаливые свидетели городской истории. В XVI веке москвичи увидели впервые у стен Кремля живых льва и львицу, привезенных Ивану Грозному персидским шахом. Восхищенные мощью и величием этого прекрасного животного, москвичи наперебой ринулись покупать статуи львов у местных умельцев. Так как подобная роскошь была не доступна «простым смертным», то царственные животные стали неотъемлемой частью убранства царских и богатых боярских домов.

«Лев, держащий в зубах кольцо» символизирует вечность, тайну и молчание. Если лев неожиданно уснет, то кольцо упадет, зазвенит, и он проснется. Иногда на кольце можно увидеть замок, что намекает на молчание — «Держи пасть на замке». Такие львы сторожат здание Россельхозбанка на Гагаринском, здание лингвистического университета, усадьбу И.Р. Баташева, Дом Пашкова и др. А визитной карточкой Центрального дома ученых являются два величавых царственных льва!

 

 

 

 

 

Поднимите голову и обратите внимание на птиц. Каменных! Они — древний символ души, духовного пробуждения. Изображение птиц всегда ассоциировалось у людей со свободой. Сами крылья символизируют полет разума, способности выйти за пределы земного мира. Таких можно увидеть на улице Карабейников переулок и на территории Марфо-Мариинской обители.

 

 

 

 

 

В скверике района Отрадное на улице Декабристов, 12 установлено волшебное дерево с сидящей на нем райской птицей и растущими на ветках молодильными яблочками, так как жар-птица — символ района Отрадное, располагающегося в СВАО. Ее изображение мы видим на флаге и гербе района. Изображение жар-птицы — мощный оберег, дарованный самим солнцем, защищает своего обладателя от дурного глаза, от злых сил и бед. Она символ стремления к счастью, благополучию и процветанию.


Рассказать обо всех «каменных жителей» невозможно. Поэтому мы предлагаем вам самим продолжить поиски, чтобы открыть миру как известные, так и незаслуженно забытые изображения, которые символично нас поддерживают, укрепляют духовно и оберегают.

error: Содержимое защищено!!!