Зима. Вечность. Далекое заснеженное царство. Там живут роскошные представительницы матриархата, одетые с ног до головы в дорогие наряды, украшенные разноцветными, блестящими, редчайшими драгоценными камнями, они в перчатках из парчи, красивых мехах, хрустальных башмачках правят собственной северной страной, растят будущих владельцев поместья, строго соблюдая традиции благородного семейства избранных.
Повесть ведется от имени аристократичной Маргариты: она рассказывает нам историю об укладе фамильного гнезда и ее обитателях. Она божественно хороша, консервативна, сдержанна, верна обычаям, чтит предков, стремится передать потомкам лучшее. Королева Марго каждый раз собирает близких и отмечает Новый год. Ее род пользуется особым преимуществом: только им позволено слышать бой курантов 13 раз, таким образом продлевая время. Существуют они долго и благополучно. Но одна праздничная ночь изменит все…
Сын главной героини Бенедикт приводит в особняк свою молодую обожаемую невесту Фанни. Все счастливы, наконец родной для всех наследник нашел свою судьбу. «Все непременно сбудется!», — восклицает хозяйка пышного торжества, а трогательная Фанни (ее играет дочь режиссера Ульяна Добровская) загадывает мечту, обращается к жениху и просит любить навсегда только ее. Тост громогласно звучит на фоне свистящей за окном метели, переливается ярким новогодним калейдоскопом, а дома в этот момент так тепло и уютно. Но ей не суждено остаться в нем: отправляясь в ночь служить бортпроводницей (красноречивая отсылка к сюжету Литвиновой «Небо. Самолет. Девушка»), Фанни разрушает спокойствие, привычный быт, отнимает у всех надежду на светлое будущее, быстро потухшее подобно бенгальскому огоньку.
Зритель понимает, что перед ним настоящая история России. Автор лихо обрамляет печальный опус в серебряную обертку, наполняет содержимое «подарка» символами, просторными залами с застольями, горящими каминами, раритетными автомобилями, изысканными шикарными дамами с платиновыми держателями для сигарет в руках.
Все в ее странной вселенной прекрасно, каждая деталь ее фантастических интерьеров подчеркивает статусность и безупречный вкус властительницы Запределья. Есть одно но: от всего этого веет невероятным холодом и мертвечиной. Красавица Русь славится шармом, страстью к весельям, щедро одарена природой всевозможными богатствами, любит морозы преданной душою, выгоняет неугодных чужаков, на дух не переносит новшеств, одержима прошлым, отрешенно приговаривает себя к гордому одиночеству, но ждет «того самого» единственного, кто спасет, отогреет и вдохнет в нее жизнь.
Литвинова иронично подчеркивает суровые реалии Государства Российского: бессмысленное староверие, деструктивные скрепы, похожие на родовое проклятие — исчезновение мужчин в кровавых сражениях, адские растраты, плодящие нищету с порванными чулками, прикрытыми синими бриллиантами и частными самолетами.
Наша земля вынуждена терпеть вечную мерзлоту и отсутствие плодородия. Весь фильм Лотта (отличный выход Галины Тюниной), ответственная за домашние финансы, паникует из-за непрекращающегося процесса «гниения денег», спрятанных в огромных ящиках, вырытых из почвы большого участка, расположенного на территории ее виллы (семья не доверяет банкам и предпочитает хранить деньги у себя, ведь «так гораздо надежнее»). Здесь видна демонстрация привычной безнадежной для народа инфляции и бесконечное обесценивание местной валюты, из-за чего Марго и ее сестра впадают в уныние. Участники драмы не отдают себе отчета в том, что мертвое не оживить. В интервью Юрию Дудю талантливый сценарист Василий Сигарев справедливо отмечает, что у нас не умеют отпускать, а это очень плохо.
«Северный ветер» приносит нам лишь ледяные трупы с обильным макияжем на их белых застывших лицах. Создатели ленты намекают на неразрешимость типичных отечественных бед, крепко вцепившихся в обреченные гены зимней державы.
Карикатурный персонаж повествования Ада сделала пластику, но не смогла изменить себя внутренне, на очередном «голубом огоньке», она раскрыла тайну, разочаровала мужа — несчастного профессора Жгутика в исполнении Никиты Кукушкина. Но кремлевские куранты снова в деле, семья тут же бросается к столу и несмотря на войны, кризис, внутренний разлад, кидается на вожделенную мясную грудинку, параллельно кидая пепел из записок с желаниями в бокал игристого. К слову, для действующих лиц этой сюрреалистической пьесы шампанское — штука сакральная во всех смыслах. Как же! Важно уметь открывать бутылку, отточенный навык передается из поколения в поколение. Местным наркотиком и весьма специфическим развлечением тут считается редкий газ (национальное достояние) — истинная забава прожорливых богачей. Естественно и доступ к такому удовольствию, как понимаете, ограничен.
Вишенка на торте — художественная демонстрация «устранения конкурентов», претендующих на власть и, не добившихся поддержки жителей земель. Могучая Марго то и дело твердит ненавидимой невестке Фаине о том, что любит ее до безумия, однако все равно строит вокруг врага козни и идет на «вынужденные» отчаянные меры, выставляя себя мессией, гарантом спокойствия, спасительницей и ведущей хранительницей очага.
Гениальность картины заключается в растворении границ разумного и бессознательного. Образ Ренаты напоминает великого и бессмертного Морфеуса — отца сновидений, проводника к заветным грезам. Она сотворила личный Солярис с его причудливыми обитателями, упорядоченным абсурдом и полетом различных, самых смелых и дерзких фантазий.
Смерть — центральный герой ее произведения, что заметно по воющей вьюге, беспокойным эклектичным кошмарам матери хаоса, искусственным цветам, воплям ненавистной Фаины, пире во время чумы. Сказочная Рита наделена дьявольскими талантами управлять часами и общаться с гражданами другого, загадочного, потустороннего, недоступного для простых «живых» космоса. Литвинова посвящает свой труд главному наставнику – еще одному одаренному творцу кинематографических миров – Кире Муратовой. Может очаровательная Фанни и есть воплощение столь значимой для кино фигуры. Кажется, после ее ухода все вокруг опустело, а в артхаусе на веки воцарилось холодное время года. Но «Северный ветер» двигается против течения, вторгается в привычный режим бытия и организовывает встречу с теми, по кому мы скучаем, по крайней мере, если Вам не доступны сверхъестественные способности, Вы можете смело искать их в вашем воображении и магических снах.
Фото: Газета.ру