Рассмотрим действия философов в военное время. Узнаем что они говорили…
Расцвет философской мысли, как ни парадоксально, приходится на эпохи войн и хаоса. Мысль пульсирует и набирает высоту на фоне войны и благодаря войне. Мало кто знает, что Диоген Синопский не только ходил с фонарем по афинской площади в поисках человека, не только совершал эпатажные акции и дерзил Александру Македонскому, но и он понимал, что война (очевидно) будет проиграна. Диоген ничего не делал, понимая, что все это бессмысленно. Но, не желая отличаться от всех, и чтобы избежать упреков, философ придумал себе якобы дело: стал перекатывать по улицам Афин, от одной стены до другой, свою бочку, знаменитый «диогенов пифос». На удивленные реплики сограждан Диоген отвечал: «У всех сейчас заботы и хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать, а бочку я катаю, потому что ничего другого у меня нет».
Какой можно сделать вывод? Философы не участвовали в войне, а скорее размышляли, в том числе, и о своем неучастии в ней. Наверное, этот тип отношения к войне, наиболее распространенный среди людей думающих, и он стал основанием для упреков в адрес большинства мыслителей (да и многих современных жителей). Упрек заключается в том, что они (люди думающие) слишком «оторваны от реальности» и относятся к ней «по-философски». Философ-мыслитель впускает в сознание факт войны, но от него абстрагируется, превратив его разве что в предмет рефлексии.
Однажды Киней рассказывал римским консулярам об учении Эпикура, согласно которому мудрец должен стремиться прожить незаметно, уклоняясь от государственной и военной службы и посвящая себя разумным удовольствиям. Тогда Фабриций воскликнул: «Клянусь Геркулесом! Вот бы и Пирр, и самниты придерживались того же учения, пока они воюют с нами!»
Киней завел беседу со своим подопечным: «Что даст нам победа над римлянами?», и услышал в ответ: «Если мы победим римлян, то ни один город Италии не сможет нам сопротивляться». Киней продолжал: «А что мы будем делать, когда завладеем Италией?». «Совсем рядом лежит Сицилия», — отвечал подопечный. «Значит, взяв Сицилию, мы закончим поход?», — не унимался Киней. Но ответ был таким: «Как же нам не пойти на Африку, на Карфаген?». «Но когда все это сбудется, что мы тогда станем делать?», 一 спросил философ. И ученик улыбнулся: «Будет у нас, почтеннейший, полный досуг, ежедневные пиры и приятные беседы». Философ прервал: «Что же мешает нам теперь пировать и на досуге беседовать друг с другом?»…
Интересный факт. Римляне относились к людям ученым настороженно даже во времена расцвета своей культуры. Философов, например, неоднократно изгоняли из Италии, причем вместе с астрологами. Для указа об изгнании было достаточно того факта, что и те и другие наблюдают за звездами. При этом не принимали в расчет, что астрологи смотрят на небеса, гадая о будущем императора, а философы — ради занятий астрономией.