Жизнь в розовом цвете? Нет, это было бы слишком банально для нее. Ее музыка, мысли и вся жизнь окрашены в самые разные оттенки, где розовый — лишь один из цветов из тысячи. В нее бы влюбился Дмитрий Шостакович, Сергей Рахманинов наслаждался бы своими произведениями в ее исполнении, а Бетховен, быть может, взял бы к себе в ученицы… Но нам, современникам, повезло особенно, что среди заурядных исполнителей, мы можем внимать настоящую музыку: новую классику в поп-обертке.
Она собирала Золотой зал Венской филармонии, каталась с мировыми турне и побеждала в международных конкурсах, а теперь решила податься в поп-музыку и нам за нее не страшно! Потому что, когда MAKSIUTA станет мировой пианисткой и поп-певицей, ей будет приятно вспомнить, что она доставила зрителям и композиторам столь редкую радость — услышать исполнение классических шедевров в точном соответствии с его замыслом и в новом цвете! Если бы все поп-исполнители имели подобное образование и видение, шоу-бизнес и музыкальный мир в целом был бы намного краше и чище.
Новая восходящая звезда, пианистка, автор и композитор MAKSIUTA, а за чашечкой ароматного кофе — просто Настя, рассказала нам все о светомузыке, что ее вдохновляет, как развивать музыкальный вкус и как Дима Билан перевернул ее жизнь!
Анастасия, чем вызвана такая пестрая палитра в Вашем профиле в соцсетях? Расскажите как Вы себя позиционируете.
Это мое самоощущение и идентификация с самого детства. Я люблю яркие краски, цвета! Это не вымышленная история, это отражение мыслей и, если изучить тексты моих песен, Вы обратите внимание на прилагательные с использованием различных оттенков. Сквозь призму цвета я вижу этот мир и музыку. Я строю цельный продукт, который со временем по крупицам и пазлам будет создавать впечатление новой картины моих самоощущений. Как автор-исполнитель я пишу музыку от сердца, играю от души, полностью отдаю себя и в этом мое искусство на 100% настоящее, искреннее и красочное.
И для каждой песни и человека у меня есть свое ощущение цвета. Можно подумать, что я вдохновлена идеей Скрябина о светомузыке и способности ассоциировать звуковые ощущения со световыми восприятиями.
Философ и музыкант Александр Скрябин был человеком разносторонним: попытки соединить несколько видов искусства в единое целое привели к созданию светомузыки. Именно ей, основанной на способности человека ассоциировать звук с цветом, музыкант посвятил большой период своего творчества. Александр Скрябин стал первым, кто в истории мировой музыкальной культуры совместил в одном произведении звук, цвет и свет. В конце XIX века музыкально-цветовой синестезией ученые называли разновидность хроместезии или «цветного слуха», то есть особенности, при которой музыкальные звуки вызывают у человека определенные цветовые ассоциации. «Цветным слухом» обладали многие музыканты: русские композиторы Н.А. Римский – Корсаков, А.А. Кенель и Б.В. Асафьев, литовский художник и композитор М.К. Чюрленис, француз О. Мессиан и австриец А. Шенберг. Каждый музыкант «видел» тональности, окрашенными по-разному. Например, у Б.В. Асафьева ре-мажор приобретал изумрудный оттенок, а у Н.М. Римского-Корсакова он был золотистым. Ре-бемоль мажор в представлении А.А. Кенеля был лимонно-желтым, в то время как Б.В. Асафьев изображал его красным, пылающим словно огненное зарево. Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.
Да, меня это привлекает, но все же у меня несколько иное восприятие — более приземленное, но при этом, основанное на собственных вибрациях.
Какие композиции в Вашем поп-репертуаре отличаются более академическим звучанием?
Сложно сказать, что в моем вокале присутствует академическое звучание, так как я никогда не изучала это ремесло со стороны классического начала и подхода. Мой вокал — это транслятор мыслей и идей. Академическое звучание абсолютно точно присутствует в партиях рояля, которые я пишу сама и, конечно же, в струнных. Я сама занимаюсь сведением и процессом записи, так что все этапы создания песни находятся под моим контролем. Так как я закончила центральную музыкальную школу при Московской консерватории, кстати, с красным дипломом (Смеется.), а сейчас заканчиваю консерваторию в Мэриленде под Вашингтоном, как классическая пианистка, с пяти лет я пропитана классической музыкой, русской фортепианной школой, строгим подходом специального образования и огромным количеством часов за инструментом. Все это воспитало и вырастило внутри меня огромную базу, которая как постамент никогда не сдвинется и всегда будет якорем, который не даст мне потерять притяжение. Сейчас, работая над своей музыкой, я слышу все тонкости, малейшие изъяны, чистоту звуковых волн, правильность фразировки, динамику. Все это помогает, как мне кажется, создать профессиональный продукт и трезво его оценить и понять, к чему идти.
О чем Ваши песни? (Тезисно)
Мои песни — это истории из жизни. Я могу переслушать драфт песни двухлетней давности и вспомнить город и человека, послушать другую песню и оказаться под дождем в Нью Йорке и так далее. Это дневник моей жизни в прямом смысле слова. Я пишу о том, чем живу.
Это музыка о позитивном взгляде на мир, гиперболизированное ощущение мира, призыв к добру, при этом всем оставаясь чистым поп-жанром, вдохновленным американской поп культурой, поп-арт. Это то, что я обожаю.
Как облагородить музыкальный вкус?
Я считаю, что это воспитание с детства.
Как говорит Татьяна Черниговская: «Искусство — не десерт». Это то, что должно занимать важную и большую часть времени, так же как работа, еда и сон. Вкус нужно либо воспитывать с рождения, либо стараться тренировать свой мозг и, рано или поздно, ты обязательно вольешься и увидишь результат. У меня много примеров друзей, которые нигилистически относились к классике, а сейчас, с возрастом, она стала отдушиной для них.
Как Вы думаете, почему в нашем обществе сейчас не так востребована классическая музыка?
Не соглашусь. Я думаю, эта музыка всегда востребована, но как отдельная ниша. Находясь в Америке, я вижу абсолютно удивительную картину: классическая музыка находится на уровне с поп-культурой. Новаторские идеи только приветствуются, а постоянное проведение фестивалей и других музыкальных мероприятий поддерживают большой интерес к этому жанру. Классическая музыка никогда не сможет стать массовой, она и не должна!
Расскажите о Ваших взаимодействиях с исполнителями нашей эстрады?
Пока я совсем птенец и новый артист, поэтому мой широкий круг друзей в основном среди классических музыкантов, среди которых я ощущаю себя, как рыба в воде. В мире поп-музыки я новичок и пока не довелось познакомиться со многими. В 2017 я выступала на благотворительном концерте в Вене в Золотом зале и исполняла концерт Рахманинова, там же выступала Ани Лорак. Мы познакомились и недавно пересеклись на моей первой премии Fashion TV. Очень приятная девушка.
Есть один очень важный человек в моей судьбе. Это большой профессионал своего дела, артист Дима Билан. Наше знакомство можно назвать случайным стечением счастливых обстоятельств. Дима мой большой друг и наставник. У нас постоянный взаимообмен и взаимоуважение, как музыкальное, так и жизненное. Этот человек первым поверил в меня, как в автора и певицу. Поддерживал и культивировал во мне желание творить и, благодаря ему, я начала писать и сублимировать энергию в свою собственную музыку.
С кем бы Вы спели дуэтом?
Есть артисты, с кем я бы мечтала спеть дуэтом. Для меня это большие мастера со вкусом и большой любовью к своему делу. Это Лоик Ноттет — невероятно талантливый музыкант, танцор и автор своего творчества. Также, это Биби Рекса и Леди Гага. Последняя является одним из моих главных вдохновителей, начиная с 2009. И конечно, я бы мечтала сыграть в дуэте с Анной Юрьевной Нетребко как классическая пианистка. Это легендарная и великая артистка, я очень уважаю ее как человека и как певицу.
5 образовательных советов от Вас!
Никогда не думать, что вас учат чему-то лишнему. Говорю на своем небольшом опыте: доказано, что абсолютно все знания пригодятся и никогда не знаешь, где именно.
Труд, желание, труд… и так бесконечно. Наверное, только так достигнешь желаемого. Во всяком случае сейчас это мое кредо и я верю, что оно меня не подведет.
Не бояться внедрять новое в то, что уже доказано или написано. Даже если присутствуют странные или неуютные ощущения, чаще всего это и есть нужное зерно, ведущее к чему-то важному.
Постоянно наполняться. Лекции, музеи и новые области профессии, биографии известных людей — все это дает новый глоток и осознание бесконечного движения в своем деле.
Прочитайте книгу Дао Винни-Пуха, автор Бенджамен Хофф. Книга легкая, позитивная, жизнеутверждающая. Просто о сложном для сложносочиненных людей.
Фото предоставлено пресс-службой артистки.