Вирусное Кино

«С бесконечным самодовольством сновали люди по всему земному шару, занимаясь своими делишками и пребывая в безмятежной уверенности, что они и есть владыки материи. Возможно, инфузория под микроскопом пребывает в той же уверенности». 

Герберт Уэллс, «Война миров»

virus-movie

 

Согласитесь, сейчас в тренде фильмы, снятые на тему апокалипсиса или смертоносной эпидемии. Из-за стремительного распространения коронавируса знаменитые кинокомпании откладывают съемки и выпуски самых ожидаемых премьер года. Люди вынуждены изменять своим привычкам, отменяются рукопожатия, массовые мероприятия, встречи, возникает новый образ мировой политики.

Любопытно и парадоксально: исследуя особенности поведения пациентов, психологи резюмируют, что тревога и неопределенность – именно то, что беспокоит всех сейчас. Все сводится к тому, что человек переживает не столько за свое здоровье (в том числе и близких), сколько за пугающее настоящее и неуверенность в завтрашнем дне.

В ближайшие месяцы всем странам предстоит пройти через безработицу, кризис, банкротства крупнейших корпораций, невыплаты по налогам и кредитам, потребительский спад. Предсказывать ситуацию в долгосрочной перспективе еще страшнее: рассуждать о том, насколько долго продлится вынужденный перерыв в финансовой сфере, пока рано, однако надежда на разрешение трудностей и позитивные прогнозы конечно же есть.


virus-movieЕще в 2011-м на премьере фильма «Заражение» в Венеции, ученые обратили внимание на реалистичность событий, демонстрируемых в картине, тогда как зрители скептически пожимали плечами и конечно же не верили в то, что в современном мире научного прогресса и продвинутой медицины возможен подобный расклад с заболеваемостью, нехваткой коек в больницах, продовольствием, очередями за лекарствами, карантином и длительной самоизоляцией.

Существует ли заговор между фармацевтическими компаниями? Могут ли скрывать действенную вакцину, а если она есть, какие у нее побочные эффекты? Как зарождается в природе вирус и можно ли его создать искусственно с целью применения в качестве биологического оружия? Режиссер Стивен Содерберг старается говорить правду, рассматривает проблему с разных сторон, отвечает на все обозначенные вопросы благодаря отличному сюжету и первоклассному актерскому составу, разрушая опасные стереотипы вокруг кухни всемирной организации здравоохранения.  Безусловно, вирус, открытый американскими героями-учеными в выдуманной истории, слишком опасен (в отличие от того же коронавируса). С художественной точки зрения авторам пришлось придумать смертельного врага для обозначения акцента наступившей катастрофы, в этом заключается яркая гипербола, однако, в остальном сценарий будто повторяет нынешнюю ситуацию вокруг признанной врачами мировой пандемии. Популярность блогеров-популистов, нагнетающих ужас на впечатлительных граждан, обвиняя во всех грехах чиновников, добросовестность докторов, жертвующих здоровьем ради благополучия пациентов, методология искусственного выращивания вирусных клеток для последующего изобретения спасительной вакцины, а затем испытания, ее распределение между жителями стран, паника, нехватка продуктов первой необходимости – это далеко не все, к чему приводят невидимые клетки бактерий, устанавливающих свои правила в просторах человеческого иммунитета. Тем не менее в «Заражении» врачам все-таки удается найти противоядие, заболеваемость идет на убыль, в конце ленты люди постепенно возвращаются к своей обычной жизни.


«Если вообще кто-нибудь спасется, так это тот, кто не потеряет голову».

virus-movieДругая кинокатастрофа, вышедшая весной 2018-го – «Птичий короб», где говорится о стремительном распространении невидимой инфекции, побуждающей людей совершать суициды, когда количество смертей с каждым днем растет в геометрической прогрессии, а скрыться от этого недуга можно только закрыв глаза и сидеть дома взаперти. Несмотря на противоречивую фабулу, сценарные ляпы и гневную критику, картина предвидела наступление нынешнего нервного состояния общества. Сюжет выставляет слабые стороны человека и окончательно устанавливают безоговорочный авторитет матери-природы, чью хитрость и могущество не может побороть цивилизованный народ. Похожий сценарий был и у талантливого режиссера – Найта Шьямалана («Знаки», «Шестое чувство»). Так в его недооцененном труде «Явление» 2008-го года выпуска рассказывается о весьма странном стихийном бедствии, приводящего к массовым самоубийствам. Источником беды были деревья: предчувствуя опасность от перенаселения, растения стали выбрасывать в воздух опасные вещества, поражающие головной мозг и призывающие всех к быстрому самоуничтожению. Ясно, что такие случаи маловероятны сейчас, однако, не стоит забывать и заботиться об окружающем мире, не вынуждать его придумывать уникальные заболевания, чьи крошечные молекулы способны уничтожить все живое вокруг. Человечество может найти противоядие, но какой ценой? Ради победного результата опыты гениальных изобретателей могут длиться годами, а во всех странах полным ходом разгорается пандемия, решать проблему необходимо уже сейчас.

Помимо этого, в «Коробе» таятся стандартные фобии типичного героя нашего времени. Одного короткого сообщения в социальных сетях достаточно, чтобы уже через несколько часов после его публикации в магазинах образовалась километровая очередь за гречкой и туалетной бумагой. У страха глаза велики: массовые фейки, преувеличения, ежедневная статистика по смертности, ожидаемая у экранов телефона, подобно тому, как зрители готовились к очередной серии «Игры престолов», порождают беспокойство, панические атаки, негативные эмоции у и без того впечатлительных граждан. В фильме показывается, как воздушно-капельным путем передается вовсе не инфекция, а сам страх. Ленту с Сандрой Буллок в главной роли успели сравнить с другим хоррором «Тихое место», где ведущим героем является тишина, которую боятся нарушить действующие персонажи смелого постапокалипсиса, также вынужденных соблюдать строжайший карантин.


«Люди ведут себя двумя способами: есть те, которые бегают по улице и хватают всё, что могут, еще те, которые не верят ни во что — только в конец света. И есть те, которые верят, что жизнь всё равно как-нибудь продолжится или просто не знают, что ещё делать».

virus-movieНевозможно не вспомнить и о картине «Последняя любовь на Земле». По мнению зрителей, сценаристы придумали увлекательный рассказ о том, как жители нашей планеты, столкнувшись с неизвестной эпидемией, стали терять основные чувства и впадать в тяжелую депрессию, однако вместо того, чтобы акцентировать внимание на происхождении нового заболевания, авторы фокусируются на двух действующих лицах: поваре и эпидемиологе – отчаянным любовникам, не утративших чувств, а, напротив, с приходом вируса, испытывающих невероятное притяжение и страсть. История любопытна с точки зрения возможностей, открывающихся перед нами в период всеобщей меланхолии. Природа будто дает сигнал о том, что пора предоставить ей право отдохнуть от загрязнения, выхлопных газов, непрекращающейся вооруженной резни между нациями. Утопающие в гигантской груде неразлагающегося пластика ненасытные люди буквально погрязли в своем потребительском обжорстве, забывая об охране лесов, мирового океана и ледников. Истощенная и изможденная Земля отчетливо требует покоя, тишины и понимания. Она просит нас успокоится, не беспокоить окружающую среду, оставить автомобили, фабрики, офисы, отменить заседания, конференции, командировки, замолчать, залечь на дно и дать ей шанс отдышаться. Достаточно просто взглянуть на преобразившуюся Венецию с чистыми каналами, огромный Гонконг, избавившийся от смога. Кто бы мог подумать, что над вечно туманным и оживленным Лондоном наконец-то появится звездное небо? «Последняя любовь» напоминает нам о плюсах изоляции, переосмыслении своего существования, об эволюции уснувших инстинктов, истинном наслаждении, игнорируемом вечно занятым человеком, озабоченным повседневными делам, лишней суетой и работой. Мы можем воспользоваться паузой, остаться с собой наедине, дочитать любимую книгу, обнять своих близких, уделять им внимание, наконец-то поговорить с ними о том, что нас тревожит.

Когда эта лента вышла в прокат, критики просто не знали, как ее воспринимать, многие сравнивали британскую работу Дэвида Маккензи с шокирующим фильмом «Слепота» с Джулианной Мур в главной роли (где по сюжету человечество лишилось зрения). Ослепив людей, природа быстро погрузила мир в пучину хаоса, паники, мрака и насилия. Здесь можно наблюдать за удивительным экспериментом, демонстрирующим агрессивную сущность жителей мегаполисов, бывших когда-то безобидными интеллигентами. Однако в социуме находились добропорядочные граждане, помогавшие друг другу. На ум сразу приходят храбрые волонтеры, готовые всегда прийти на помощь тем, кто особенно нуждается в поддержке: малоимущим, пожилым, тяжело больным пациентам. Многочисленные целевые сайты, телефоны горячей линии, информация из СМИ – несмотря на непростую обстановку не стоит поддаваться отчаянию и помнить о том, что Вы не одни. Главная мысль ленты «Слепота» — возвышенность функции созидания – решающего качества, позволяющего отличить представителя социума от животного.


В реальности прогнозы ученых оптимистичны: врачи работают над вакциной, поэтому не стоит бояться. История показывает, что мир переживал и более страшные времена. Пока что нам остается сохранять спокойствие, соблюдать профилактические меры, чаще мыть руки и отменить поездки в другие страны. Невольно вспоминается произведение Герберта Уэллса «Война миров», где люди, прошедшие через настоящие испытания, все же в итоге получили желанный иммунитет, «ибо человек живет и умирает не напрасно».


virus-movie


Фото: kinopoisk.ru 

error: Содержимое защищено!!!