«Нужно не только слово, нужно дело. Нужны энергичные, фанатические люди, рискующие всем и готовые жертвовать всем».
П.Л. Лавров
Русская культура неразрывно связана с историей нашей страны. Порой невозможно понять произведение искусства, не погрузившись в историческую эпоху. Ведь художники и поэты, писатели и скульпторы – все ищут вдохновение в жизни. Но будем честны, изучать историю, закрыв глаза на культуру, тоже не получается. Каждая картина, каждый роман – это окно в прошлое.
Картина И.Е. Репина «Арест пропагандиста» позволяет нам переместиться в конец XIX века. Первое, что сразу бросается в глаза – красная рубаха пропагандиста. Автор делает этого героя центром своего произведения.
Решительная поза, грозный волевой взгляд, сила, заключенная в оковы. Таким мы видим преступника на этой картине. Но в чем он виноват? Отвечая на этот вопрос, И.Е. Репин выделяет цветом главную улику – чемодан. Какой крестьянин станет носить с собой такое количество книг и различных бумаг… ?
Фигуры на переднем плане с любопытством вчитываются в один из листов. Не сложно догадаться, что в руках у них прокламация или что-то из запрещенной литературы. Революционер пойман с поличным, теперь судьба его предрешена. Единственный вопрос, который остается без ответа, почему действие происходит в простой крестьянской избе?
Все дело в том, что сюжет этой картины Репин выбрал не случайно. В конце 70-х годов XIX века Петербург потрясла новость о крупнейшем политическом процессе. Перед судом предстали участники «хождения в народ». Этот процесс вошел в историю под названием «Процесс 193-х». Именно это событие, и само явление «хождение в народ» вдохновили И.Е. Репина на создание картины «Арест пропагандиста».
Впервые мысль включить народ в революционную борьбу высказал А.И. Герцен: «Прислушайтесь — …со всех сторон огромной родины нашей, с Дона и Урала, с Волги и Днепра, растет стон, поднимается ропот — это начальный рев морской волны, которая закипает, чреватая бурями, после страшно утомительного штиля. В народ! к народу! — вот ваше место, изгнанники науки…». Интеллигенция увидела в жизни русского крестьянства зачатки социализма. Так родилась идея, что крестьянская община может стать той основой, на которой будет построено новое государство. Кроме того, благодаря П.Л. Лаврову и Н.К. Михайловскому интеллигенция наконец осознала, какую цену заплатил народ за прогресс, плоды которого стали доступны лишь представителям высшего общества.
Возможность заниматься наукой, искусством, интеллектуальным трудом возникла только благодаря каждодневному тяжелому труду крестьян и рабочих. Идея «неоплатного долга» перед народом захватила умы молодежи.
Повсюду возникают кружки саморазвития. Группы молодых людей собираются вместе, чтобы читать то, что находится под запретом, чтобы узнавать то, чему не учат в университетах. А главное, чтобы понять: чем молодежь может быть полезна народу? И постепенно ответ будет найден. Об этом пишет П.А. Кропоткин:
«Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя, волостные писаря. Чтобы еще ближе соприкоснуться с народом, многие пошли в чернорабочие, кузнецы, дровосеки. …где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа».
Весной 1874 года молодые революционеры пошли в народ. Они бросали университеты и отправлялись жить в деревню. Их цели были благородны. С одной стороны, сделать жизнь простого народа лучше: научить, вылечить, помочь. Но, с другой стороны, они вели среди народа пропаганду, распространяя не только знания, но и идеи революции. М.А. Бакунин, один из вдохновителей революционеров народников, предполагал, что крестьянин по природе своей – бунтарь. Ему казалось, что поднять народ на всероссийский бунт не составит труда. Но этого не случилось. Интеллигенция слишком долго игнорировала нужды и беды простого народа. Революционеры не знали, как себя вести с простым русским мужиком, а крестьяне с недоверием относился к городским.
В.Н. Фигнер: «В первый раз в жизни я очутилась лицом к лицу с деревенской жизнью, наедине с народом, вдали от родных, знакомых и друзей, вдали от интеллигентных людей. Признаюсь, я почувствовала себя одинокой, слабой, бессильной в этом крестьянском море. Кроме того, я не знала, как и подступить к простому человеку».
Наладить общение и разжечь в народе пламя революции помешала еще и вера в царя, которая традиционно укрепилась в сердцах людей. Крестьяне винили в своих бедах кого угодно, но только не царскую власть. Поэтому пропаганда крестьянского восстания встретила лишь негодование народа. Результаты «хождения в народ» были ничтожными. Крестьяне сами сдавали пропагандистов властям. Многие из них предстали перед судом в «Процессе 193-х»
Можно предположить, что именно такой и была судьба героя картины Репина. Никто не воспринял его слова и призывы восстать против царской власти. Поэтому он оказался привязанным к столбу в обычной крестьянской избе. Несмотря на это в глазах пропагандиста мы не видим отчаяния или бессилия. Он знает, что его дело правое, он верит в революцию и в русский народ. Интеллигенция должна идти на жертвы ради народа.
ИСТОЧНИКИ:
П.Л. Лавров «Исторические письма»
М.А. Бакунин «Прибавление А» к книге «Государство и анархия»
В.Н. Фигнер «Запечатленный труд»