Российский режиссер Юрий Быков, мастер остросоциальных серьезных и актуальных драм, приводящих благодаря своим «неудобным» правдивым сюжетам из жизни к бурным и неугасающим дискуссиям среди зрителей, создал новую, самую мрачную и трагическую из всех его работ, ленту «Завод», которая сочетает в себе художественные принципы в духе произведений Шекспира и Достоевского. На этот раз автор провокационного «Майора» и слишком горькой и тяжелой работы «Дурак» предлагает заглянуть в настоящий мужской мир без сострадания, компромисса, уступок и слабости, мир, где царит жестокая правда жизни, безысходность и обратная сторона закона, где герои вынуждены преступать черту, рисковать, а некоторые даже жертвовать собственной жизнью ради отстаивания чести и справедливости. И дело совсем не в деньгах, как кажется в самом начале повествования этой странной философской притчи. Но обо всем по порядку.
Обычные будни крупного российского завода. Однажды во время очередной рабочей смены директор производства вместе с местным олигархом, владеющим цехом, сообщают своим подчиненным, что из-за убытков предприятие закрывается, работать осталось считанные дни, а требования трудящихся о выплате полагающихся для них зарплат остаются, разумеется, без удовлетворения. Тогда один из рабочих, в прошлом ветеран войны Алексей по кличке «Седой», решает организовать похищение богатого владельца с целью получить за него крупный денежный выкуп и подговаривает своих нескольких коллег помочь ему реализовать этот опасный план. С большой неохотой отчаявшиеся мужчины решают пойти на эту авантюру и совершают задуманное, однако, по законам жанра, совершенное ими деяние оборачивается для них настоящей катастрофой и слишком непреодолимыми препятствиями.
Из-за захватывающего сюжета, стремительного развития событий и, как следствие, наличия интриги, картину действительно интересно смотреть. Авторы решили пойти навстречу вкусовым предпочтениям зрителей и совместили жанры «мейнстримового» боевика, социальной драмы и триллера в одном фильме. Подобный эксперимент выглядит выигрышно: ощущение замкнутого пространства, художественное единство времени и места событий, эмоциональность, растущее по ходу повествования жуткое отчаяние персонажей, неожиданные сюжетные повороты и закономерная эффектная развязка не дают расслабиться и постоянно держат в напряжении даже несмотря на то, что некоторые сценарные повороты весьма предсказуемы. Еще один явный плюс – отличные актерские перевоплощения, особенно харизматичного Дениса Шведова и многоликого Ивана Янковского.
С действиями главного героя можно не соглашаться, но анализировать его поведение и наблюдать за ним все равно приходится, режиссер будто нарочно пытается нас запутать и сбить с толку, понять кто злодей, а кто герой-спаситель. И если в начале истории нам кажется, что с положительными и отрицательными персонажами все ясно, то по ходу просмотра убедительные аргументы постепенно рассеиваются и исчезают подобно пустынному миражу, до которого никак не удается добраться. Неслучайно один из главных героев имеет прозвище «Туман», именно после его появления начинается настоящий хаос и неразбериха, психологический портрет персонажа слишком загадочен и неясен, а его поведение непредсказуемо даже для него самого. Кажется, что «Седой» предстает в образе мученика и праведника, бескорыстно борющегося за справедливость, но по ходу пьесы его образ превращается в настоящего бескомпромиссного монстра, который вместе с собой предательски тянет в бездну преданных ему товарищей. Он страшен постольку, поскольку перед своей целью не остановится ни перед чем, ради торжества собственной и, как ему кажется, самой разумной и справедливой идеи Седой идет на преступление, оправдывая его подобно Раскольникову, где разрушенные из-за него судьбы невинных – всего лишь жертвы, необходимые ради реализации мнимых гуманистических посылов.
Заслуга Быкова заключается именно в изображении этой трагической трансформации героя из доброго борца за правду в опасного фанатика, чье поведение просто безумно. Теория Раскольникова давно рассеяна в пух и прах и потерпела настоящее культурное и безоговорочное фиаско, ничего положительного в таком действии нет.
Примечательно, что многие выдающиеся режиссеры неоднократно снимали собственные интерпретации сюжета из книги «Преступление и наказание». В «Матч-пойнте» Вуди Аллена герой Крис Уилтон оправдывает убийство своей любовницы желанием сохранить идеальную семью, легендарный «таксист» из фильма Скорсезе разочаровывается в институте закона и решает устанавливать собственные порядки в городе, избавляясь от неугодных обществу лиц с помощью насилия, как единственного и самого эффективного, по его мнению, метода. К подобному способу прибегает и герой фильма «Время убивать», жестоко разобравшись с обидчиками своей дочки по принципу талиона («око за око»). Такие истории – безжалостная констатация факта и слишком страшная альтернатива решения возникающих проблем в жизни человека. Сочувствовать таким персонажам или нет, поддерживать или осуждать их, поставив себя на их место? Выбор только за нами.
На фоне новой волны западного феминистического влияния в культуре и господства женского начала в кино, фильм «Завод» смотрится особенно контрастно. В России мужское кино продолжает расцветать бурными красками и держится особняком среди модных американских фильмов о сильных женщинах.
Насквозь пропахший тестостероном, адреналиновый, дерзкий и мускулинный «Завод» будто возрождает моду на «разгневанных мужчин», «хороших, плохих и злых», «великолепную семерку» и «бешеных псов» и даже несмотря на негативные отзывы многих кинокритиков, все равно представляет собой цельное, большое актуальное кино, рождающее необходимую полемику.
Глядя на афишу фильма, невольно вспоминаешь знаменитый рекламный ролик “BMW”, когда в чистом, летнем, цветущем городе, где обитают одни женщины, днем на дороге среди оживленных переулков с фонтанами, появляется плавно передвигающийся мощный черный автомобиль баварской марки. Наконец машина останавливается, дверь открывается и в следующем кадре мы видим внезапно осенившее и счастливое лицо молодой женщины, с любопытством наблюдающей за тем, кто выходит из этого роскошного авто. В конце звучит фраза «Мужчины возвращаются».
Так вот, мужчины возвращаются.
ИСТОЧНИКИ:
«Складно да ладно: рецензия на «Завод» Юрия Быкова» // https://daily.afisha.ru/cinema/11245-skladno-da-ladno-recenziya-na-zavod-yuriya-bykova/
«Юрий Быков: «Я четко разделяю авторское кино и ремесленное» // https://www.gq.ru/entertainment/yurij-bykov-ya-chetko-razdelyayu-avtorskoe-kino-i-remeslennoe
«Почему Достоевский так популярен на западе» // https://thequestion.ru/questions/80693/pochemu-dostoevskii-tak-populyaren-na-zapade
«Ужасы глубинки глазами «Майора» // https://www.pravda.ru/culture/1161636-major/
«Майор. Критика о фильме» // https://seance.ru/seance_guide/seance_guide_2013/press_major/