О воздействии цвета на психологические особенности человека сказано немало слов. Яркость, глубина оттенка – все это способно влиять на наши эмоции. Агрессивные цвета активно привлекают к себе внимание. Но взгляд от них быстро устает. Когда это случается, на помощь приходят простые, более естественные оттенки. Оттенки цвета «nude».
С английского языка nude переводится как «обнаженный». Значение слова связано с живописью и архитектурой. В этих сферах искусства нагие фигуры мужчин, женщин считались эталоном прекрасного. Особенно ясно этот культ был выражен в эпоху Возрождения. Именно в это время возросло внимание к физическому объекту – исследования человеческого тела волновало людей с разных точек зрения. Герои на картинах Тициана и Джорджоне, великих итальянских классиков рубежа XV-XVI веков, не были скованы в рамки одежды. Вместо одежды – собственная кожа. Вместо блестящего золота и пурпура тканей – исключительное богатство палитры телесных оттенков. Молочный, кремовый, кофейный… Что же скрыто в составе этого «нюдового коктейля»?
Белый цвет еще с древних времен ассоциировался с чистотой и невинностью. В истории Древнего Египта он сыграл важную роль. Всех богов и жрецов изображали в белых одеждах. Они были людьми «душевно чистыми». Конечно, с точки зрения нынешних порядков с этим можно поспорить. Но в те времена белый стал архетипом цвета как божества. Сейчас белый цвет считается божественным символом во всех существующих религиях. Этот цвет мистический. Он меняет маски и не ограничивается кристальной белизной. Жемчужный, молочный, цвет слоновой кости – это все воплощения белого. Он лаконичен. Но в безмолвной простоте скрывает свои секреты.
«При более детальной характеристике белый цвет, часто считающийся не-цветом (особенно благодаря импрессионистам, которые не видят “белого в природе”), представляется как бы символом вселенной, из которой все краски, как материальные свойства и субстанции, исчезли. Этот мир так высоко над нами, что оттуда до нас не доносятся никакие звуки. Оттуда исходит великое безмолвие, которое, представленное материально, кажется нам непереступаемой, неразрушимой, уходящей в бесконечность, холодной стеной…», –отмечал художник Василий Кандинский.
Беж – это цвет-ребенок. Он играет в полутона, смешивает их и путает все вокруг. На свету он переливается то кремово-желтым, то бледно-серым, с многочисленными вариантами оттенков между ними. Но каждый из них выглядит естественно. Он вписывается в окружающий мир, словно всегда был его неотъемлемой частью. Причем, так кажется не случайно. Название цвета происходит от французского beige или итальянского bigio, которыми сначала обозначали «цвет неокрашенной, неотбеленной шерсти». Эту шерсть добывали у овец. Изготавливали ее в Испании, в провинции Беатика.
Таким образом, даже этимология слова указывает на то, что бежевый цвет изначально связан с природой. Но бежевый – это отнюдь не подражание природе, это гармоничное с ней созвучие. Ее отзвук и эхо. Он не требует к себе внимания. Наоборот, он играет в прятки – сливается с цветом кожи, становясь едва различимым.
Карамельный, миндальный, шоколадный – оттенки коричневого оставляют на губах терпкое послевкусие. Они сладкие, но чувственные. Они способны создать акцент, но сделать его не резким. Да, двойственность всегда преследовала коричневый цвет в истории. С одной стороны, он с давних времен ассоциируется с землей и древесиной. То есть с тем, что способно расти и возобновлять свой жизненный цикл. Вот оно – положительное начало. Это идеал бессмертия, что скрыт в самой глубине цвета. Однако, с другой стороны, коричневые оттенки долгое время считались неблагородными. Люди из высших слоев общества их не носили. А в Древнем Риме, например, одеяния коричневого цвета часто надевали рабы.
«Если вдруг я обуревал от скуки, я шел в чулан и смотрел, как возвращается весна. Запах сырого перегноя, богатый, медленный, убаюкивающий. Коричневый – медленный цвет. Ему нужно время. Это цвет зимы. А также – цвет надежды, потому что мы знаем, что снежное одеяло не укроет его навсегда», – сказал режиссер и художник Дерек Джармен.
Нюдовые цвета приглушенные. Они сливаются с кожей, подстраиваются под любые ее оттенки. Именно поэтому их палитра подходит всем людям. В высокой моде цвета nude представлены в базовых коллекциях практически всех известных брендов. Оттенки этой палитры используются и в культовых вещах. Например, в светлом твидовом жакете Chanel, классическом тренче Burberry. Имя французского модельера Кристиана Лубутена, в первую очередь, ассоциируется с туфлями бежевого цвета, который выигрышно контрастирует со знаменитой красной подошвой.
Оттенки этой палитры дружат с натуральными материалами. Вместе с хлопком, льном, шерстью они создают крепкий союз и радуют любителей «нюдового коктейля» в любое время, не обращая внимание на сезон и преходящие тренды.
Источники:
В. Кандинский «О духовном в искусстве»
Д. Джармен «Хрома: Книга о цвете»
Л. Миронова «Цвет в изобразительном искусстве»
Термины на сайте dic.academic.ru