Ответить на вопрос “почему люди несчастны” гораздо легче, чем на вопрос “как это исправить”. Во-первых, будучи умным и успешным человеком (коим вы скорее всего и являетесь), вы не удовлетворитесь просто знанием, что требуется, чтобы быть счастливым; вы также захотите знать, почему эти вещи требуются для того, чтобы быть счастливым. Во-вторых, просто знать, что и почему требуется, чтобы быть счастливым, недостаточно, так как важно также понимать, как добиться тех вещей, которые сделают вас счастливыми. А для этого нужен четкий план действий, который будет сладок в теории и осуществим в реализации. В-третьих, сложно обратить простыми письменными ответами несчастного человека в счастливого, ибо это зависит от осознанности человека или ее отсутствии. Развить такую осознанность трудно, особенно если на вас лежит слишком много обязательств, вы опустошены и демотивированы. Что делать, да?
Мы, так же как и вы, перечитали десятки трудов древних мыслителей, в основном принадлежавших к трем классическим цивилизациям: индийской (изречения Будды), китайской (изречения Конфуция, «Дао дэ цзин», сочинения Мэн-цзы) и средиземноморской (Ветхий и Новый Завет, философы Древней Греции и Рима, Коран). Кроме того, все мы проштудировали литературу, которая так или иначе трактует счастье. Скорее всего вы выписали утверждения, имеющие отношение к психологии и нейробиологии. На самом деле, если одна и та же мысль звучит в нескольких трудах, то это, по сути, Великая Идея и Истина.
Мы не станем механически копировать самые распространенные идеи за всю историю человечества. Мы берем самые логичные, самые понятные и коротко рассказываем, в чем смысл страданий и как человеку обрести счастье.
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ВСЕХ СТРАДАНИЙ И НЕСЧАСТИЙ
Мы страдаем от того, чего у нас нет и не будет.
Однажды, гуляя по цветущим королевским садам, знатный юноша по имени Сиддхартха Гаутама столкнулся со стариком, с больным, а потом увидел умершего. Невозможно описать скорбь, которая охватила его, когда он узнал, что ни один человек на свете не может избежать этих трех великих бед — старости, болезни и смерти. С этого момента уже ничто не могло развлечь его, потому что он постоянно думал: «Как можно веселиться и наслаждаться жизнью, когда вокруг нас столько людей стареют, болеют и умирают?» Тщетно просил Сиддхартха совета у великих Учителей своего времени в поисках вожделенного ответа. Тщетно предавался он телесным лишениям. Единственным их результатом стало крайнее истощение и даже утрата способности искать разгадку тайны Жизни. Спасла его неожиданная помощь дочери пастуха — она скромно предложила Сиддхартхе целительную пищу, которая восстановила его силы. В тот миг он понял, что крайности не могут быть полезны: ни чрезмерное самоограничение, ни чрезмерные наслаждения не приведут к Освобождению. Лишь срединный путь согласуется с путем Закона. Дальше.
Сиддхартха Гаутама разочарован в человеческой природе. Вокруг него страшное неравенство, но даже богачи, купающиеся в золоте, так же несчастны, как и бедняки. У кого в кармане медная монета — тот мечтает о тысяче монет. У кого есть тысяча — хочет десять тысяч. У кого десять тысяч — хочет миллион. Почему всякое удовлетворение желания приводит только к еще большему желанию? Человеку свойственно страдать, заключает вдумчивый Гаутама, и уходит из дома в странствие на поиски решения этой экзистенциальной проблемы. Согласно традиции, эти странствия Гаутамы положили начало одной из главных мировых религий — буддизму. А в чем идея буддизма?
Согласно учению Будды, человеческая природа ориентирована на то, чего нет, и поэтому в конечно итоге всегда страдает!
И наконец, причина страдания коренится в том, что человек принимает иллюзию за действительность и стремится обладать вещами, которым суждено исчезнуть, пытается удержать и сохранить их. Страдание возникает из-за того, что все силы человека направлены на мир изменчивый, где ничто не вечно, где все исчезает, за исключением разве что нас самих, созерцающих в немой печали.
Если удовлетворить одно желание — появится другое. Если решить одну проблему — появятся десять других. Если есть все, кроме партнера — то вся жизнь сводится к его/ее поиску и нутро начинает страдать. Поэтому единственный способ не страдать — ничему не сопротивляться, ничего не хотеть, не жить в иллюзиях и ценить то, что есть. Но это пока еще философия (кстати, работающая). Это еще не все.
ЕЩЕ ОДНА И НЕ МЕНЕЕ ВАЖНАЯ ПРИЧИНА СТРАДАНИЙ
Когда нужно сделать выбор — ориентируйтесь на эмоции. Логика переоценена.
Что происходит, когда мегапрагматичные и мегарациональные люди выходят в мир? Казалось бы, эмоции их не отвлекают, не подводят. А значит ли это, что они становятся суперлогичными и обретают способность заглянуть за завесу чувств, которая ослепляет всех остальных?! Значит ли это, что они ступают на путь совершенного рационализма? Совсем наоборот. Оказывается, они не могут принимать простейшие решения и ставить цели, и жизнь их идет под откос. Когда такие “больные” смотрят на мир и думают: «Что мне делать?» – то видят десятки вариантов, но не чувствуют мгновенного порыва «нравится – не нравится». Им приходится по самому ничтожному поводу изучать все «за» и «против», задействуя логику, но в отсутствие чувства у них нет особой причины выбрать то или другое. Когда все мы смотрим на мир, наш эмоциональный мозг мгновенно и автоматически оценивает все возможности. И один вариант, как правило, сразу вырывается на позиции самого лучшего.
Нам приходится логически взвешивать «за» и «против», только если одинаково хорошими представляются два-три варианта.
Способность рационально мыслить сильнейшим образом завязана на сложной эмоциональности. Мы способны рассуждать логически только благодаря прекрасной работе эмоционального мозга. Разум и эмоции обязаны сотрудничать, чтобы обеспечивать разумное поведение, но почти всю работу делают эмоции.
ЕЩЕ ОДНА ПРИЧИНА — «БЕС ПРОТИВОРЕЧИЯ»
Писатель Эдгар По знал, что такое расщепленная психика. В своем рассказе «Бес противоречия» он говорит о герое, который совершает идеальное убийство, наследует имущество покойного и много лет живет припеваючи, наслаждаясь своими преступными приобретениями. А стоит мыслям об убийстве замаячить на периферии сознания, герой медитативно себе бормочет: «Все хорошо. Нечего бояться, нечего бояться». Вообще все идет великолепно, пока в один прекрасный день он не формулирует свою мантру иначе: «Нечего бояться – нечего бояться – да – если только я по глупости сам не сознаюсь!» Эта мысль его губит. Он пытается подавить желание рассказать о содеянном, но чем сильнее старается, тем оно непреодолимее. Герой паникует, бежит, за ним гонятся, он теряет сознание – а когда приходит в себя, узнает, что во всем сознался.
Простая мысль «Только бы не ляпнуть глупость» запускает автоматические процессы, высматривающие признаки глупости. И так далее… Фрейд основывал на таких непрошеных мыслях и свободных ассоциациях свою теорию психоанализа и обнаружил, что зачастую у них есть сексуальный или агрессивный оттенок. Однако есть еще Вегнер — неординарный социопсихолог, который затащил беса к себе в лабораторию и заставил сознаться, что он – личина автоматической системы. Исследования Вегнера дают более простое и невинное объяснение: автоматические процессы генерируют тысячи мыслей и образов ежедневно, зачастую через свободные ассоциации. А живем мы несчастно с мыслями, которые нас особенно шокируют! С теми мыслями, которые мы подавляем или отрицаем. Подавляем мы их не потому, что в глубине души знаем, что это правда (хотя иногда так и есть), а потому, что они страшные и стыдные. Но раз уж мы пытались их подавить и ничего не получилось, они превращаются в навязчивые мысли, что заставляет нас верить во фрейдистские идеи о мрачном и злобном бессознательном. Противоречие нас делает психически несостоятельными, а мрачная правда подавляет и ломит наш дух.
Есть одна шокирующая гипотеза, подтвержденная профессорами и филологами на своем (и не только) опыте: чем вы образованнее, тем меньше вероятность, что вы счастливы.
Многие из нас верят, например, что потребность в превосходстве – стремление быть самым богатым, самым быстрым, самым умным, самым сильным – является очень важным детерминантом успеха. На самом деле ни одно из этих убеждений не поддерживается доказательствами. Например, хотя потребность в превосходстве может мотивировать нас стремиться к целям, в целом она является скорее тормозом, чем подспорьем, когда речь идет об их достижении. Почему? Потому что мы занимаемся мысленной болтовней с самим собой и это негативно влияет на наше силовое поле и отвлекает от настоящих дел! Ценности и действия в настоящем времени не только повысят наш уровень счастья, но и увеличат шансы на успех.
ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМИ ВАМ НАДО
…знать, что “лучшее — враг хорошего” и остановить эту гонку одного водителя.
…идти на поводу своих истинных желаний, развивать эмоциональный интеллект и не вестись на логику.
…делать только то, что на самом деле хочется, не изменять себе, доверять своему выбору, не противоречить.
ЧТОБЫ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ ТРЕБУЮТСЯ 3 ГЛАВНЫЕ ВЕЩИ
Чувство цели (занятие чем-то значимым)
Крепкие социальные связи
Позитивный подход к жизни
Вот и все.
Будьте счастливы, дорогие читатели.
Источники:
Книга Раджа Рагунатана “Грусть пятого размера”
Книга Хайндта Джонатана “Стакан всегда наполовину полон!”
Книга Раджа Рагунатана “Если ты такой умный, почему несчастный”
Фото: картина Кристы Заат “Женщины и цветы”