В последнее время кинофестивали все чаще показывают фильмы, снятые женщинами. Одни считают, что таким образом поддерживается глобальное господство феминизма, другие находят в подобных работах что-то новое, неисследованное «сильной» половиной человечества, третьи думают, что так называемый «женский» взгляд на вещи действительно существует, поэтому ленты получаются необычными, любопытными и содержательными. Кроме того, не будем забывать об уникальных, с точки зрения психологии, иррациональных способностях женщин подключать интуицию и острее чувствовать.
Мы решили написать о знаменитых киношедеврах выдающихся постановщиц, чьи киноленты полюбились как строгим критикам, так и требовательным зрителям. Их киноработы поразительны, являются яркими художественными высказываниями, а после их просмотра вы вряд ли останетесь равнодушными.
«Европа, Европа» Агнешки Холланд
«Кинематограф – опасное изобретение. Его безумными лентами можно опоясать всю Землю, но стоит только поднести спичку…»
Агнешка Холланд
Мы просто не могли не написать об этом легендарном фильме. В основе этой душераздирающей драмы лежит автобиография Соломона Переля, мальчика еврейского происхождения, который был вынужден выдавать себя за немца, чтобы спастись от преследования нацистов. Соломону предстоит пройти через все круги ада, страшная смерть будто охотится за ним по пятам: сначала в его родной Германии, потом в Польше, после очередного побега – в СССР. Вся история его удивительного спасения кажется фантастической, но это настолько правдоподобно снято, что складывается ощущение личного присутствия и участия зрителя в фильме.
Глазами Соломона нам предстоит увидеть значимые этапы самой кровавой войны человечества: от шокирующей «Хрустальной ночи» до победы Красной армии.
Режиссер фильма сурово констатирует факт господствующей в мире несправедливости и подтверждает грустную истину о цикличности зла, о его неотвратимости, беспричинного проявления человеческой агрессии, как, к сожалению, неистребимого биологического инстинкта.
Неудивительно, что Холланд стали приглашать работать в США: сериал «Тримей» о музыкантах, переживших ураган «Катрина», был номинирован на «Эмми», а «Убийство» стал практически культовым проектом среди детективных историй.
«Пианино» Джейн Кемпион
Она странное существо. И играет она странно. Как будто создает у тебя настроение.
Что может быть прекраснее костюмной исторической мелодрамы, разворачивающейся в викторианскую эпоху? Знаменитая новозеландка Джейн Кемпион создала настоящий, чувственный, мощной по своему культурному воздействию киношедевр, сочетающий в себе лучшие черты классического любовного жанра и завоевавший признание киноманов по всему миру.
События фильма разворачиваются в середине ХIХ века. Главная героиня Ада не может говорить с шести лет, но она нашла для себя универсальный способ выражать свои мысли и эмоции через свой любимый музыкальный инструмент – пианино. Вместе со своей маленькой дочерью она вынуждена покинуть берега родной Шотландии, и приехать в Новую Зеландию, где ей предстоит выйти замуж за мужчину по имени Алистер Стюарт. Когда Ада приезжает, ее супруг отказывается привозить пианино домой и оставляет предмет на берегу океана, из-за этого девушка впадает в отчаяние. Однако вскоре выясняется, что пианино забрал некий англичанин Джордж Бейнс, который готов вернуть вожделенный инструмент Аде, если она будет преподавать ему уроки игры на фортепиано…
Кемпион создала невероятно красивую картину, где рояль превращается в цельного живого персонажа с сильным характером. На фоне живописных пейзажей удивительной Новой Зеландии разворачиваются нешуточные музыкальные страсти, где герои одержимы не друг другом, а скорее мелодией пианино, стремительно ворвавшейся в их скучный, однообразный мир, став главным смыслом их существования.
Это духовное и возвышенное кино о том, насколько сильно искусство может управлять душой человека. В какой-то момент во время просмотра возникает странная дилемма: герои увлечены друг другом или фортепиано?
Такое положение дел сильно интригует и заставляет досмотреть ленту до конца.
«Парни не плачут» Кимберли Пирс
На церемонии «Оскар» 2000-го года молодая актриса Хилари Суэнк получила награду за лучшую женскую роль в фильме «Парни не плачут». Она исполнила роль транссексуала Брендона Тины, чье убийство в свое время шокировало всю страну. Преступление было совершено на почве ненависти, что вызвало бурю негодования со стороны ЛГБТ-сообществ и государственных представителей защиты прав человека. Эта история и легла в основу знаменитого фильма Кимберли Пирс, затрагивающего важные гуманистические и юридические аспекты прав транссексуалов, особенностей сексуальной ориентации и гендера, а также решения этического вопроса о возможности смены пола. Заслуга Пирс заключается не только в напоминании людям о важных темах, но и безусловном драматургическом таланте создавать настоящую трагедию с выдающейся сюжетной линией шекспировского масштаба.
Смелости Пирс нужно отдать должное: вряд ли кто-либо из других режиссеров мог взяться за такой сложный материал, в то время не все решались обсуждать об этом, да и изобразить все так, чтобы публика проявила интерес, осознала масштаб гомофобии в стране, сопереживала героям и посмотрела такой фильм – катастрофически сложная задача…
…однако автору картины это удалось.
После выхода киноленты в прокат, другие режиссеры стали чаще обращаться к подобной тематике, социальные институты детально изучать похожие прецеденты, а СМИ активнее освещать такие преступления.
«Трудности перевода» Софии Копполы
“Everyone wants to be found”
Говорят, на детях знаменитостей природа отдыхает, но эту фразу уж точно нельзя применить к Софии Копполе – дочери Френсиса Форда Копполы – одного из самых именитых кинематографистов ХХ века. Она не только снимает кино, но и самостоятельно пишет сценарии: «Я никогда не работала с чужим сюжетом к своим произведениям, – признается София, – даже не знаю, как это делается».
Каждая ее работа отличается какой-то интимностью, необычной символикой, подтекстами, в кадрах даже молчание, тишина, легкий шелест листьев на деревьях выглядят иначе, все пропитано таинственностью, но при этом повествование обладает простотой и лаконичностью.
«Трудности перевода» открыли миру американское независимое кино, где отсутствуют спецэффекты, гипертрофированность, привычный пафос и преувеличения. В этом фильме нет ничего лишнего, все настолько удачно и реалистично представлено, что каждый увидевший эту историю, тут же нашел отклик в своем сердце.
Согласно сюжету, опытный и состоявшийся, но утративший интерес к жизни актер Боб Харрис отправляется в Токио, чтобы сняться в японском рекламном ролике виски. Он переживает кризис среднего возраста, терзается из-за тяжелых отношений с женой, не может спать по ночам, а тут, как назло, еще и эти причудливые и абсолютно чужие японцы, которые вообще не говорят по-английски. Однажды ночью в баре он встречает такую же грустную и потерянную соотечественницу. Эта встреча изменила героев и вдохнула в них жизнь. Впереди приключения, вечерние прогулки, откровенные разговоры, а главное – сильная духовная связь между ними, которая выше любви, в этом и заключается философский парадокс картины…
Это кино о нашей внутренней ранимости, о способах найти в непривычных и чужих на первый взгляд вещах что-то очень родное, сокровенное и неповторимое. Это настоящая ода доброты и нежности, отклика, эмпатии, которых так не хватает людям в безумном и беспощадном ритме жизни.
«Сейчас в мире гораздо больше женщин-режиссеров, чем в те времена, когда я только начинала. Но я не понимаю, почему всех это так удивляет», – утверждает София. – Для меня «женщина-режиссер» звучит менее удивительно, чем «женщина-хирург».
«Монстр» Пэтти Дженкинс
Based on a true story
Дженкинс известна всему миру, как создатель успешной приключенческой ленты «Чудо-женщина». После этого многие стали вспоминать другую феминистическую картину американки «Монстр» с неузнаваемой Шарлиз Терон, сыгравшей серийного убийцу Эйлин Уорнос. В фильме рассказывается история этой жестокой женщины.
Многие обвиняли режиссера в однополярном видении мотивов ведущей героини и излишней демонизации мужчин, обилии сцен насилия, однако стоит обратить внимание на смысл картины, заключающийся в том, что зло не всегда очевидно и способно ловко скрываться под маской добродетели. Не стоит забывать о второй героине (в не менее выдающемся перевоплощении Кристины Риччи), которая кажется куда более жутким монстром, чем ее кровожадная, но честная партнерша Эйлин. Так что картина получилась весьма удачной. Известно, что режиссер лично встречалась со знаменитой преступницей незадолго до казни Уорнос. Если бы ни эта встреча, образ вряд ли получился бы таким интересным, а Шарлиз Терон (снявшаяся в фильме всего за тридцать фунтов) могла и не получить заветного «Оскара».
«Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу
«- Какой самый лучший способ обезвредить бомбу?
– Когда остаешься живым».
Эта военная история о трудовых буднях одного американского сапера, служившего в охваченном огнем Ираке, стала настоящей жемчужиной в коллекции фильмов на военную тематику. Бигелоу не в первый раз берется за сложное «мужское кино», ее способности иначе показать мир мужчин и мотивы их поведения, мировоззрения, поступков, иногда вызывающих непонимание, придают работам занимательного психологизма, объясняют особенности социальной адаптации людей «не от мира сего» («На гребне волны»), оживляют насущную полемику, в результате чего мир узнает новую правду («К-19», «Цель – номер один»).
«Повелитель бури» заглядывает в потаенные уголки души несчастного солдата, рассказывает почему на самом деле война стала смыслом жизни, по какой причине для него так невыносимо существование вне этого страшного мира конфликтов, рек крови, смертей невинных граждан, непрекращающихся взрывов, бомбежек, потери его сильных товарищей. Главный герой будто нарочно отрекается от спокойного мира, нелюбимой жены, верной ему и ждущей его на Родине, собственного сына, чья судьба его абсолютно не интересует, ведь война превратилась для него в наркотик. Его никто не понимает, от него отворачиваются даже близкие, но он ничего не может поделать со своим нелегким выбором. Чем не отличная история, одновременно демонстрирующая с одной стороны, исключительно негативное воздействие войны на человека, с другой – раскрывающая особенности загадочной мужской души, где не все так просто, как кажется на первый взгляд?
За эту выдающуюся во всех смыслах картину, Бигелоу стала первой в истории женщиной, удостоившейся «Оскара» за лучшую режиссуру, представьте себе, ее работа по иронии судьбы обошла «Аватара» Джеймса Кэмерона – бывшего мужа Кэтрин.
«Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики
«Парней друг у друга не отбивать, друг друга не предавать, любить друг друга и быть верными подругами»
Валерия Гай Германика относится к категории многообещающих российских режиссеров, которые не боятся экспериментировать с камерой, рассказывать о неудобных и правдивых фактах из причудливой жизни современного поколения.
Она точно описывает проблемы, буквально вскрывая «ящик Пандоры», из-за чего каждое ее произведение рождает жаркие дискуссии среди криминологов, психологов, работников социальных служб, педагогов и просто интересующихся актуальным кино людей.
Картина до мурашек реалистична, сразу же приковывает взгляд и не отпускает даже после ее завершения. Если Ролан Быков в «Чучеле» превращает конфликт между школьницей и ее одноклассниками в серьезную трагедию библейского масштаба, автор «Школы» показывает слишком страшный и реалистичный до невыносимости школьный триллер, трансформирующийся в беспросветную драму в духе Кафки, затем в модную любовно-подростковую историю подобно Гасу ван Сенту, наконец, черную комедию, которую могла создать только сама Германика. И пусть возмущенные учителя и родители с пеной у рта кричат о том, что все в фильме – лютая неправда, данное творение все равно вызвало бурю обсуждений, нашло отклик в сердце миллионов российских подростков и заслуженно привлекло внимание международных кинофестивалей и критиков, восхищавшихся работой экстравагантной постановщицы.
«Зимняя кость» Дэбры Граник
Фильм повествует о непростой судьбе 17-летней девушки по имени Ри. Она живет в заброшенной американской глубинке, помогает своей больной недееспособной матери, заботится о младших брате и сестре. Денег катастрофически не хватает, чтобы хоть как-то помочь своим близким, Ри самостоятельно охотится в лесу, занимается хозяйством и полностью содержит маленький домик, где проживает ее семья. Иногда ей помогают добрые соседи. Однажды у дома появляется местный шериф и объясняет молодой девушке, что ее отец (который долгое время отсутствовал и не помогал своим детям) вышел из тюрьмы под залог. Его обвиняют в сбыте наркотиков. Если он не появится в суде, дом отберут и тогда Ри, ее мать и брат с сестрой окажутся на улице. Молодая девушка решает найти своего непутевого отца, по ходу поисков она сталкивается с агрессией со стороны местного криминального авторитета, а также его сестер, которые настоятельно советуют ей прекратить поиски…
Во время выхода картины считалось, что истории об обычных сельских жителях перестали волновать деятелей кино, но Дэбра Граник смогла возродить к таким сюжетам небывалый интерес.
Фильм примечателен натуралистичностью, красивой операторской работой, невероятной режиссурой, а также безупречным актерским перевоплощением тогда еще восходящей звезды Дженнифер Лоуренс.
«Что-то не так с Кевином» Линн Рэмси
Mummy’s little monster
Личность Линн Рэмси всегда привлекала внимание: она любит снимать мрачные психологические драмы, граничащие по жанру с мистическими ужасами, продюсеры твердят, что у нее сложный характер, а поднимаемые в ее лентах темы, становятся предметом для бесконечных споров, в любом случае, ее творения смотреть нужно. Рэмси интересуют проблемы подростковой агрессии, их взаимоотношения с родителями, вопросы воспитания и влияния социума на развитие и становление личности ребенка. Она делает упор на яркий визуальный ряд, короткие диалоги, любит использовать интересные художественные приемы и привлекает в свои проекты ярких и талантливых актеров.
«Что-то не так с Кевином» — это шокирующая кинолента о попытках главной героини Евы понять, почему ее сын в 16 лет совершил тяжкое преступление.
Пока он отбывает наказание в одной из тюрем, она отчаянно анализирует свое прошлое, вспоминает о днях, предшествующих его жуткому поступку, о его детстве, особенностях и причинах его жестокого характера. Ее постоянно гложет чувство вины, ей кажется, что она многое упустила в его воспитании. Что же такое могло толкнуть его на подобное? Почему он сделал это? Чтобы разобраться в причинах поведения молодого человека, авторы представляют флешбеки, рассказывающие о тех роковых днях, которые предшествовали его страшному поступку.
Насколько вообще родители влияют на становление личности ребенка? Как справедливо отмечает в своей рецензии критик Василий Марин: «Это, в первую очередь, великолепный атмосферный триллер, заставляющий зрителя буквально кожей ощущать липкое обволакивающее чувство беспокойства, усиливающееся по мере приближения кульминации».
«Леди Берд» Греты Гервиг
Time to fly
Старшеклассница Кристина, настаивающая на том, чтобы ее называли по имени «Леди Берд», в 2002 году собирается завершить обучение в католической школе в маленьком калифорнийском городке и поступить в престижный ВУЗ Нью-Йорка. Отец девушки не работает, а мать еле сводит концы с концами, средств едва хватает, чтобы прокормить всю семью. Понятно, что о поступлении в дорогой колледж не может быть и речи, но главная героиня недаром носит свое удивительное имя, она слишком упряма, свободна и независима, чтобы сдаваться и идти на глупые компромиссы. До получения аттестата зрелости ей придется быстро повзрослеть, пройти через серьезный конфликт с матерью, испытать неудачу в любви, впервые разочароваться в своей жизни, но кто сказал, что ее путь будет усыпан лепестками роз, ведь истинные леди никогда не унывают, так же?
Речь идет не просто об одной истории подростка, мечтающего убежать из провинции и выбиться в люди, режиссер пытается рассказать о собственной жизни, своем поколении, заставшего в школьные годы «нефтяные» нулевые, теракты 11-го сентября, конфликт в Ираке, мировой кризис.
История о капризной, амбициозной, активной молодежи, смело заявляющей о своей независимости, классической конфронтации отцов и детей, предательстве, поклонения поп-культуре, фэшн-индустрии, MTV, нетерпимости и одновременно зарождении толерантности. Складывается ощущение, что Гервиг желала объять необъятное, как можно больше вместить в весь хронометраж свои личные переживания и тот сложный путь к осуществлению мечты стать кем-то, изобразить то чудесное время, которое уже не вернуть, попросить прощения у тех, кого она не понимала из-за своего юношеского максимализма. Чувствуется, что это очень личная драма, не говоря уже об отличной постановке, забавных диалогах, отмеченной наградами актерской игре талантливой актрисы Сирши Ронан.
ИСТОЧНИКИ:
https://esquire.ru/rules/7623-sofia-coppola/
https://aphorism.ru/authors/agnieszka-holland.html
http://25-k.com/page.php?id=2294