Оскароносный мексиканец Альфонсо Куарон снял свой собственный «Рим». Последний фильм режиссера можно назвать новым латиноамериканским «Амаркордом». “Roma” – это личная ностальгия по прошлому, воспоминания мастера о своем детстве, родительском доме, теплых летних вечерах, детской безмятежности, на фоне которой происходили политические и экономические потрясения страны, общественные беспорядки, убийства, несправедливость, неприятие социумом установленных государством порядков, наконец, личные трагедии близких людей, которые, несмотря на происходящее, всегда готовы спасти и поддержать любимых детей, создавать для них уют и ощущение защищенности.
Кажется, что для мексиканских режиссеров очень важно творить именно такие картины, брать за основу сюжеты, наполненные добротой и душевной близостью по отношению к ребенку. Один из соратников Куарона, обладатель престижных кинонаград, Алехандро Иньярриту, объединил свои главные работы: «Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон» общей темой родительской любви и посвятил их своим детям. Автор «Формы воды» Гильермо дель Торо (вручавший главный приз Венецианского кинофестиваля режиссеру «Рима») также неоднократно обращался к теме детского восприятия и особенностям их мировоззрения, в его необычных картинах, на этот раз созданных в жанрах ужасов и мистики, дети часто становились главными героями, а все художественные события развивались вокруг их персонажей («Хребет дьявола», «Лабиринт Фавна»). Куарон и ранее высказывался о сакральном значении ребенка в кино, непросто изображая жестокий мир его глазами, но и превращая дитя в главный символ мира, чистоты и добра («Маленькая принцесса», «Дитя человеческое»). Недаром именно его экранизация одной из частей знаменитой книги Д. Роулинг «Гарри Поттер и узник Азкабана» многие зрители и кинокритики называют особенно удавшейся, самой оригинальной и лучшей из всех фильмов о приключениях знаменитого волшебника. Даже в «Гравитации» главная героиня не желает возвращаться на Землю из-за того, что самым важным для нее смыслом жизни являлась ее трагически умершая дочь.
“Roma” – это один из районов города Мехико, где разворачиваются основные события одноименного фильма. В красивом и уютном особняке живет обеспеченная семья: мать, отец, якобы постоянно находящийся в рабочих командировках, пятеро детей, а также две горничные – представительницы индейского коренного населения Америки. Одна из них, скромная и робкая прислуга по имени Клео (именно она является главной героиней, а все происходящее в фильме, зритель видит ее глазами), любит свою работу, проводить время с детьми хозяев, прогуливаться по оживленным улицам солнечного Мехико. Однако вскоре она беременеет от своего возлюбленного, который узнав о ее положении, тут же предательски сбегает и скрывается от нее. Отчаявшаяся девушка с невероятным чувством ужаса, ожидает появления на свет своего первенца и тут, как назло, у хозяйки дома также не складываются отношения с мужем, а на улицах беспокойного района происходят печально известные происшествия июня 1971-го года (в картине описываются массовые кровопролитные столкновения студентов с органами правопорядка, на фоне которых складывается непростая судьба главной героини).
Картина примечательна наличием особой художественной символики. Первое, что бросается в глаза, – явный акцент на присутствие воды в кино, она и есть главный герой истории, появляясь практически в каждом кадре, в различных формах и консистенциях: фильм начинается и заканчивается движением воды, как главного символа вечности.
Причем вода везде разная: белоснежная в виде пены, льющейся из ведра на плитку, ласкающая натруженные руки девушки во время стирки белья, свежая и ароматная в ванной комнате, бьющаяся о землю в виде дождя и беспокойно стекающая по оконному стеклу, густая и коричневая от грязи в лужах, прозрачным хрусталем оседающая на лепестках благоухающих роз и листьев цветущих деревьев, горькая, вот она стекает в виде слез по несчастным лицам главных героев, вот весело бурлит в фонтанах, а еще она спокойная и тихая в реке, буйная и беспокойная в волнах соленого моря, она будто олицетворяет жизнь и смерть человека, окружает его во время самых важных событий, происходящих в его судьбе. Вода – это символ чистоты, главный химический проводник между любыми веществами, знак духовного очищения, любви, священного начала, рождения, продолжения рода и бесконечности бытия.
Вода в даосизме олицетворяет победу над слабостями, в буддизме обозначает непрерывный поток времени, в христианстве – начало природы, священный сосуд бурного течения жизни, в сказках – признак зазеркалья – своеобразный портал в другой мир, в древнегреческих мифах – воплощение чистой и непорочной красоты.
Посредством использования художественных приемов, связанных с водной символикой, многие деятели искусств доносили необходимую мысль через свои работы. Так знаменитые художники Айвазовский, Врубель, Тернер, даже Дега и Моне обозначали романтику в своих творениях благодаря изображению главного элемента природы на своих холстах, не остаются в стороне и кинорежиссеры. Яркий пример – знаменитый фонтан «Треви» из “Dolce vita” Федерико Феллини, где главный герой Марчелло испытывает настоящий эмоциональный катарсис и эйфорию, увидев, как прекрасная актриса Сильвия счастливо купается в воде, а потом медленно, в сопровождении бурлящих пенных волн, подобно греческой Афродите, приближается навстречу пылающему от страсти мужчине. Куарон тоже использует похожую из этого фильма съемку…
…его картина будто является собранием маленьких историй из жизни главных героев, камера отстраненно фиксирует какие-то общественные явления: будь то парад на улице, обычная поездка жителей города на автобусе, процесс уборки и стирки в доме, занятия боевыми искусствами на стадионе, живые выступления уличных музыкантов, все эти визуальные маневры передают реализм, превращают художественное и выдуманное в настоящее, обладающее эффектом документалистики.
Создатель ленты пытается сбить нас с толку и умышленно работает с камерой таким образом, чтобы вызвать у зрителя чувство вовлеченности в происходящее и сочувствие по отношению к персонажам его истории. Каждый кадр (на этот раз режиссер выступал и в качестве оператора картины) – дотошно выверенное, мастерски созданное произведение настоящего фотографического искусства, достойного выставки и показов в лучших музеях мира. Резкие контрасты, яркость, до слез бросающаяся в глаза, солнечные виды, лесные пейзажи, игра бликов доводят фильм до глянцевого совершенства. Во время просмотра ленты можно забыть о черно-белом фоне, он, наоборот, как бы это странно не звучало, придает происходящему ощущение наличия разных цветовых оттенков, мастерски играя на воображении самого зрителя. Помимо интересных технических решений, такая простая серая цветовая гамма лучше изображает образы человеческих воспоминаний в кино, модную в наше время ретро-эстетику, подчеркивает особый психологизм происходящего в фильме, придавая ему загадочности и мнимой утонченности. Подобные проверенные способы, безусловно, имеют и минусы, главный из которых – отсутствие неподдельного сопереживания героям картины. Несмотря на жестокие сюжетные перипетии, зритель может чувствовать, скорее, странную неловкость от происходящего, а трагичные до безумства ситуации, как данность или суровую констатацию факта, подобно наблюдению за собственным странным сном, зная, что он скоро завершится и за ним последует пробуждение. Если в искренности другой черно-белой ленты «Холодная война» Павликовского можно не сомневаться (кино, все-таки, снято по-другому), то в правду мексиканского «Рима», невзирая на профессиональные кинематографические навыки создателей ленты, поверить придется вынужденно. Такая картина совершенна во всех отношениях, однако главный недостаток, по иронии судьбы, в этой «хирургической» идеальности и кроется. Поэтому фильм своими дальними планами и длинными кадрами напоминает работы Андрея Звягинцева, раннего Джо Райта и Алексея Германа-младшего, подчеркивая романтичность, присутствие русской поэзии и некую обреченность от происходящего на экране.
Еще один проверенный козырь Куарона, который гарантирует для него получение желанной золотой статуэтки на кинофестивале, – явный политический подтекст картины, заключающийся в жестокости государственной власти того времени по отношению к коренному населению индейцев в Мексике.
Уже не в первый раз режиссеры активно эксплуатируют тему национализма в Америке, используя очевидные художественные способы донесения до людей актуальной проблемы нерешенного вопроса с эмигрантами для нынешней республиканской власти в США. «Выживший», «Форма воды», а теперь и «Рома» поддерживают моду на сюжеты, связанные с «чужими» и ущемленными в своих правах представителями других национальностей и рас в нетерпимом социуме.
Героиня Клео является настоящей аллегорией, воплощением индейской расы, которая вынуждена терпеть несправедливое к себе отношение со стороны более обеспеченных и богатых слоев пришлого населения, активно навязывающего свои порядки на новой земле, которая им даже не принадлежит с юридической точки зрения. Не может не восхищать выдержка и мудрость главной героини, которая не уступает, а даже существенно превосходит своих вечно суетящихся хозяев-интеллигентов в духовном богатстве, терпимости и любви к детям, пускай не своим, но все равно родным. Она, подобно Екатерине из «Грозы» Островского, воплощает в себе бесконечный свет и надежду на торжество самых благородных качеств в человеке, покорно подставляя вторую щеку злому року, преодолевая невзгоды, выпавшие на ее долю и готовую пожертвовать своей жизнью ради других. Изображение ее нелегкого пути – главное и, пожалуй, безоговорочное достоинство картины. В любом случае, данный фильм уступает по искренности и эмоциональности шедеврам Феллини, Антониони и Торнаторе, но однозначно заслуживает внимания зрителя, хотя бы потому, что является главным фаворитом на звание лучшего фильма 2018-го года.
ИСТОЧНИКИ:
Альфонсо Куарон. Фильмография / https://www.ivi.ru/person/alfonso_kuaron
«Олег Борисович Заславский. К интерпретации фильма Федерико Феллини «Амаркорд» / http://lib.ru/CINEMA/kinowed/kinowed9527.txt
«Стихия воды в русской литературе и фольклоре» / https://esoterics.wikireading.ru/20901
«Тема воды в литературе» / http://www.rosinka.vrn.ru/aqua/aqua/lit.html
«Культовые режиссеры Латинской Америки» / https://www.elle.ru/stil-zhizni/cinema/kultovye-rezhissery-latinskoi-ameriki-id6753831/
«Студенческие волнения в Мексике» / http://mir-politika.ru/5156-studencheskie-volneniya-v-meksike.html
«Победителей не судят: критики о том, кто заслуженно и незаслуженно получил награду» / https://www.elle.ru/stil-zhizni/cinema/pobeditelei-ne-sudyat-kritiki-o-tom-kto-zasluzhenno-i-nezasluzhenno-poluchil-nagradu-id6753651/