Мир с нетерпением ждал этой кинопремьеры. СМИ наперебой публиковали фото с роскошных съемок новой картины с участием таких звезд первого эшелона, как Аль Пачино, Леди Гага, Джаред Лето, Джереми Айронс (а они уже с «Оскарами» на руках), а также востребованный сегодня Адам Драйвер, успевший сняться в предыдущем проекте Ридли Скотта «Последняя дуэль», и, сменивший бойцовские доспехи на дорогой костюм популярного итальянского бренда. В образе наследника модного дома он смотрится не хуже грозного рыцаря Жака Ле Гри (спасает природная харизма).
Скотт любит страну Апеннинского полуострова. Дело не только в его монументальном «Гладиаторе» с боями, полководцами и вечным Римом. В многолетнем и плодотворном творчестве британского мэтра (особенно в последнее время) чувствуется тяга к прекрасному, величественному, эстетичному, красивому, одним словом — итальянскому.
От кровавых боев внутри Колизея, где усыпанный лепестками роз блаженный император Луций Коммод сражался с несокрушимым воином Максимусом, до прекрасной Флоренции с Ганнибалом Лектером (тоже отличавшегося изысканным вкусом), где появляется спойлер, когда маньяк с барского плеча дарит фирменные босоножки от Гуччи опальному агенту Клариссе Старлинг. Кто бы мог подумать, что через 20 лет всемогущий Ридли вернется к теме фешен-индустрии, где нешуточные страсти разгораются с силой, как и на полях сражений времен Марка Аврелия. Позже, в его знаковой работе «Все деньги мира» Скотт снова покажет зрителю благородный и одновременно порочный Рим, где жил нефтяной магнат Пол Гетти с его обеспеченными потомками, одного из которых похищает местная мафия с целью получить приличный выкуп (история, к сожалению, невыдуманная). До печальной пьесы о Гуччи рукой подать, а ее мог поставить только создатель «Чужого».
Вот так бывает: жили-были богачи знатной фамилии, работали себе спокойно, занимались прибыльным ремеслом, одевали европейскою элиту, нацеливались на американский рынок и тут на тебе (!) — на горизонте появляется «чужая», коварная и слишком далекая от мира избранных аристократов Патриция Реджани. Однако девушка оказалась невероятно хваткой и предприимчивой: нескольких свиданий с робким золотым мальчиком Маурицио из рода Гуччи достаточно, чтобы украсть его сердце и стать частью большой бизнес-империи. На деле роковая Реджани оказалась куда кровожаднее хищного ксеноморфа (Ксеномо́рф от лат. xenomorph от греч. ξένος «чужой» + μορφή «форма» — в фантастике пришелец, чудовище — Прим.ред.), намертво вцепившись своими клешнями в огромный финансовый пирог наивного избранника. Чувствуется, что Скотта по-прежнему волнуют сильные женщины: Тельма, Луиза, Эллен Рипли, солдат Джейн, Элизабет Шоу, крайне агрессивная самка-королева неземной расы, уничтожающая все вокруг. Его любимых героинь, включая персонажа Стефани Джерманотты (в народе именуемая Леди Гагой) объединяет сила духа, стрессоустойчивость, упрямство, жажда к победе, а она и храброму гладиатору не снилась. Это вам не шутки, таких сильных и опасных соперников врагу не пожелаешь.
Пугает то, что рассказ от начала до конца подлинный. Авторы фильма сделали все возможное, чтобы показать зрителю события, происходившие в действительности вокруг членов именитой семьи в ее тяжелые годы: начиная от женитьбы единственного сына Родольфо Гуччи в сытые 70-е, до смутных времен модного царства в лихие 90-х, когда престиж и былое величие семейному предприятию удалось вернуть лишь молодому и одаренному Тому Форду (кстати, ему фильм не понравился).
К слову, дизайнерской хватке и креативной натуре Форда посвящена отдельная часть истории. Но даже невзирая на долгожданный взлет, славная фамилия Гуччи была обречена и проклята злопамятной итальянкой, чья месть до сих пор приводит в ужас жителей респектабельного Милана. Неслучайно в картине демонстрируется один из знаковых показов другого гения Джанни Версаче, чьей участи тоже сложно позавидовать, видимо его триумфальное появление на подиуме послужило страшным пророчеством для ни о чем не подозревающего тогда Маурицио, уж он точно не ожидал чудовищной расправы от самого близкого человека в жизни…
В отличие от «Всех денег мира», где богатые плачут горючими слезами, в «Доме» царит своеобразный (порой даже вульгарный) юмор, сатира на причудливых буржуев в вызывающе яркой обертке без содержательной сценарной составляющей. Внутри разноцветного фантика с характерным лейблом скрывается до боли простая и пошлая мыльная опера с трагическим концом, где действующими лицами выступают алчность, месть, измены, предательства и ложь.
Картина основана на книге Сары Гэй Форден «Дом Гуччи. Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности» (The House of Gucci: A Sensational Story of Murder, Madness, Glamour, and Greed) 2001 года. Но, несмотря на мощный и захватывающий литературный источник, где в подробностях рассказывается о скандальной драме шекспировского масштаба, в ленте главный акцент делается на черной вдове Реджани и ее переживаниях.
Это печальная сказка о злой истеричной даме, которой не суждено было стать «владычицей морскою». От чего кино превращается в пародию на банальные сериалы «Династия» и «Санта-Барбара», где до ужаса примитивные диалоги сменяются хорошо обставленными бескрайними особняками с дорогой мебелью, идеально сшитыми костюмами и легендарными лоферами с сусальным золотом под стелькой. На все можно закрыть глаза, поскольку первоклассная режиссура и выдающаяся актерская игра действительно подкупают (талант не пропьешь), но достаточно ли этого, чтобы простить Скотту настолько тривиальный сюжет и зашкаливающую комичность отдельно взятых персон (семья Гуччи особенно возмущена образом эксцентричного Паоло Гуччи в исполнении Джареда Лето)? Кажется, что мастер перестарался, увлекся формой и забыл, насколько серьезное и остросюжетное кино он может снимать. Все-таки помимо платьев, сумок и автомобилей представительского класса, есть и кое-что более важное… К примеру, ценная драматургия, интрига и психологическое напряжение. Тяжело всерьез воспринимать клише об эмоциональных итальянцах с характерными жестами руками, а также крокодиловы слезы обиженной жены, уязвленной тем, что на судебном заседании ее, видите ли, не назвали синьорой Гуччи. Но фильм все равно обречен на успех, ведь за жизнью несчастных богачей так интересно наблюдать!
Фото: Kinopoisk