Талантливый, стильный, галантный, добрый и неприлично красивый.
Ну как можно его не любить? Хотя бы за то, что он необыкновенно начитан и говорит так живо и складно! Однозначно Микаэл Арамян — находка для людей, стремящихся к просвещению. А еще он брутален в своих предпочтениях: артхаус, иммерсивный реализм, сырое мясо и лофт в центре Москвы. Не любит романтику, но романтики любят его.
Беседа с другом прошла под 5 чашек кофе и классическую музыку.
О европейском кино, об армянах, о религии и… Хосе Мухика.
В каком кино сейчас снимаешься?
В артхаусе. Производство России, Армении, Ирана. Это история о преодолении, мотивации и любви. Тема такая: насколько можно быть несчастным, имея все, и насколько можно быть счастливым, не имея ничего. Мой герой — депрессивный молодой человек лет 30, пьет и курит. Он работает на дому и вызывает проститутку. А для нее это первый заказ.
Кино длится 18 минут. Это был очень интересный опыт, как мини-спектакль. Не было никаких стопов, нельзя было запнуться. Дубль у нас был равен целой сцене. Сам фильм будет длиться 20–30 минут, его покажут на международных фестивалях. Далее он перерастет в полный метр. Весной можно будет посмотреть.
Почему тебя выбрали на эту роль?
Не знаю. Честно. Меня знали, режиссер видел мои работы. Скорее всего, выбрали меня по моей органике, как и всех актеров во всем мире выбирают. У каждого актера своя природа: Ди Каприо любят за то, что он Ди Каприо, Аль Пачино не может быть никем другим, кроме как Аль Пачино. Каждый живет и работает в своей органике.
Ты больше киноактер. Как относишься к театру и почему ты не там?
Я очень люблю театр, но финансовой мотивации там нет. У меня были студенческие спектакли, и они считаются профессиональными. На 3–4 курсах уже ничему не учишься, просто играешь.
Какое кино ты любишь?
Я не очень интересуюсь любовной тематикой. Мне как-то скучно смотреть об отношениях мужчины и женщины.
Я люблю фильмы о преодолении, мотивирующие картины. Мне безумно понравился фильм Дэмьена Шазелла «Одержимость» про барабанщика и его сумасшедшего дирижера. Мне нравится иммерсивное кино. Предпочитаю фильмы а-ля иммерсивный реализм, типа «Бёрдмэна». Это театральный жанр, когда зритель не созерцатель, а действующее лицо. Такое кино тебя заражает и заряжает. Мне очень нравится Звягинцев и то, какое кино он снимает, хотя в России привыкли его ругать. Да, они похожи друг на друга, но они глубокие и очень профессионально сняты. Все знают, что, если это Звягинцев, готовь платки и антидепрессанты.
В каком кино ты бы снялся — в европейском или американском?
Все зависит от сценария, оператора и, конечно, режиссера. Я бы хотел сняться у Скорсезе, но не хотел бы у Альмодовара.
«Французское кино мне нравится по темпу. Если французское кино блещет жизнью, настоящими эмоциями, заставляя тебя не терять интерес к картине, то испанское держит драматические паузы, темп фильма другой. Пример — фильмы Педро Альмодовара. Это абсолютно женский режиссер. Я не люблю его, но признаю его талант, понимаю, почему его работы мощные. Он открыл миру столько актеров…»
Твоя цель как актера: какие эмоции ты бы хотел донести до зрителя?
Непосредственно те, которые я переживаю в данный момент времени. Конкретную цель актер не может иметь, потому что цель задает режиссер. Киноактер должен донести задумку режиссера. Хочешь донести свои мысли — снимай кино. Актер лишь по-своему трактует характер персонажа.
Ты сейчас выбираешь сценарии? Какую роль ты бы не хотел сыграть?
Выбираю, конечно. Я не хочу играть героя с кавказским акцентом, официантов и любых второстепенных персонажей, не несущих ни эмоциональной нагрузки, ни информационной. Предложений очень много, актеров тоже, и они очень часто соглашаются на подобные роли.
Роль твоей мечты?
Роль Горна из романа Набокова «Камера обскура».
Дааа, многие актеры выбирают Набокова, а режиссеры перечитывают и мечтают поставить.
Потому что он гений — гений образа! Никто не проектирует героев так психологически тонко, как он. Сыграть его персонажей невероятно интересно. А для актеров с большими амбициями это счастье!
Кто твой критик?
Моя семья и близкие. Они всегда говорят по делу, взвешенно и аргументированно. По последнему крупному кадру фильма «Любовь в Городе ангелов» они прошлись конкретно, и я с ними согласен.
Критиковали и «Лестницу в небеса»…
Ой, я и сам бы по нему прошелся, но сыграть такую роль — это волшебный опыт и дар свыше. И еще на Первом канале.
На меня вышли через «ВКонтакте», представляешь? Я был на 4 курсе, и мне написал кастинг-директор фильма. Не подозревал, что студента без связей и блата могут взять на главную роль на Первый канал! Я подошел по типажу — меня пригласили на кастинг. У меня потели ладошки, и, уходя, я думал: «Как же все бездарно прошло!» Ан нет, мне позвонили и пригласили на пробы. В итоге утвердили на роль. Я на небесах! Летал на крыльях любви! Во время съемок уже понял, что такое российские сериалы, как это тяжело (работа по 18–20 часов в день). Это была моя карьерная лестница, трамплин в большое кино. Сейчас я стал больше себя любить и лучше разбираться во всем этом процессе, поэтому то же самое уже не согласился бы делать.
А «Любовь в Городе ангелов» — это история, более близкая современному человеку, чем «Лестница в небеса». «Любовь в Городе ангелов» — это обыденные разговоры между мужчинами и женщинами. Мы обсуждаем то, что волнует всех современных людей: философию взаимоотношений, технику свиданий и так далее. Мы рассказываем реальные случаи из жизни. В конце происходит то, что возможно в реальности: яркая история любви может закончиться ничем, дорожки расходятся. Если бы бюджет был больше, фильм стал бы кассовым, а так это легкий фильмец для узкой аудитории. Отзывы разные: болтология может не всем нравиться. Но, Ань, за 6 миллионов снять фильм, который позже заработал 30!.. 6 миллионов, вдумайся в эту цифру. Она мизерная!
Ты капризный актер?
Как сказать?.. Я не из тех, кто смотрит плейбэк. (Плейбэк — просмотр снятого материала на локации. — Прим. ред.) Многие актеры и актрисы смотрят на себя. Я доверяю режиссерам и считаю, что со стороны виднее. Актер не может объективно себя оценить. Нужно честно работать и полностью отдаваться делу.
Если бы ты был режиссером, какое бы кино ты снял?
Знаешь, за это я и люблю кино: оно очень разное и для каждого зрителя. Люблю иммерсивное кино, погружающее в серьезную проблему, требующую осмысления. Аттракционное тоже люблю, потому что 21 век дает возможности для массы спецэффектов. Все, что делает Тим Бёртон, бесподобно, это сказочные сценарии.
Есть история, которая запала тебе в душу?
Ты знаешь, у меня действительно есть сценарий. Я прочитал историю одного человека, и она так запала мне в душу! Это история успеха — от серфера, модели Calvin Klein до владельца самого крутого закрытого секс-клуба. Он терпел неудачи и на работе, и в быту, был риелтором поневоле, однако в один день избавился от ненужных дел. И там, где он был свободен, обретал успех, а там, где его сковывали цепи быта, катился вниз. И даже глубоко на дне он увидел свет и придумал успешный план. Создал клуб, жил с семьей на Бали. Его оттуда похищали конкуренты, так как он делал самые лучшие вечеринки. Я думаю, что американцы рано или поздно снимут эту историю, потому что нам таких бюджетов не видать. Жизнь этого человека настолько кинематографична, что действительно можно сделать крутейший фильм с лучшими актерами и лучшими локациями! В моей голове сценарий бесподобен, в ролях Джуд Лоу и другие топы Голливуда.
Популярно разговорное кино, например фильм «Близость».
Согласен. А «Идеальные незнакомцы»? Кино, которое завораживает, и ты иногда рот прикрываешь. «Человек с планеты Земля» — все те же разговоры, но кино держит в напряжении.
Мик, армянина сыграть сможешь? Хочешь? Это в рамках твоей органики?
Вопрос в тему. Мы снимаем фильм «Армен и я». Очень красивые ракурсы, безукоризненная операторская работа. Он выйдет во Франции, Англии, России и далее в Америке. Производство российское, но режиссер — армянин. Скажу тебе, это был челлендж: у меня бытовой армянский язык, а там очень много литературных фраз и оборотов. Я зазубривал текст.
Но сложнее были пробы на арабском. Тогда готовил текст, не зная его. Помню как сейчас: это был сериал, я не прошел пробы, но я это сделал — выучил страницу А4 на арабском! Я позвонил знакомым, они мне посоветовали человека на Russia Today, который работал на мусульманскую аудиторию. Он диктовал мне текст сначала транскрипционно, затем бегло. До сих пор помню слова.
С арабскими все ясно, а как тебе армянские проекты?
В армянских проектах мне не нравятся прежде всего армянские проекты.
Крайне редко бывает качественное и интересное кино. В Армении сложно с кинематографом из-за масштабов: мало денег на кинопоказы, на сценарии, на сами съемки, люди экономят абсолютно на всем и снимают что-то простенькое. Я отказываюсь от всех главных ролей в армянских сериалах, так как понимаю, что это сильно опустит мою планку.
Буду честен: я и трех минут не могу смотреть армянские сериалы. Поскольку не завишу от армянских работодателей, могу спокойно выражать свое мнение относительно того, что они делают.
Какие темы центральные в кино?
Человек и человеческие отношения.
Но нужно снимать в ногу со временем. Нужно знать свою аудиторию и попадать в нее! Звягинцева здесь не любят, потому что он критикует Россию, а в Европе его обожают, потому что им выгодно видеть такую Россию: туманную, мрачную и грязную. Это политика.
А религия? Это ведь тоже центральная тема европейских фильмов.
А религия — прекрасная тема. Если ты считаешь, что религия — инструмент управления массами, скажи об этом талантливо в своем кино, и черт тот, кто его запретит! (Смеется.) Я отношусь с очень большим уважением к вере, но с очень большим недоверием к религии. Свободного и независимого кино мало, и если оно есть, то не зарабатывает денег.
Как бы ты отнесся, если бы тебе предложили сняться в кино с азербайджанскими актерами во главе с азербайджанским продюсером?
Я бы снялся. Не так давно мне предлагали сыграть азербайджанца. Меня взяли без кастинга, но я отказался…
(Удивленное лицо.)
Подожди, сейчас объясню! Отказался потому, что так, как думаю я, думают 0,01 %. Понимаешь?
О! Как никто другой! Я отношусь к этим 0,01 %.
Я отказался от русско-турецкого сериала, так как надо было сыграть турка. Для меня никаких стопов нет. Это же кино, это искусство, никакой политики. Но я очень хорошо знаю аудиторию: сразу завопят «предатель!». Мне такая слава не нужна.
Какой формат искусства тебе ближе — искусство как удовольствие, как образ жизни, как средство воспитания людей или нечто другое?
В первую очередь как удовольствие. Все мы эгоисты, и я делаю это для своего удовольствия. И искусство как воспитание, потому что понимаю, что со временем смогу не столько учить, сколько предлагать свои идеи и способы донесения информации.
Поделись своими лайфхаками с начинающими актерами.
Вера в себя и абсолютная вера в успех. Никогда нельзя ни в чем сомневаться, потому что любой актер уникален, как и любой человек. Ты будешь интересен тогда, когда не будешь никому подражать. А еще нужно много читать классику!
Что ты читаешь?
Я обожаю Набокова, Сартра. Меня вообще интересует экзистенциализм. Очень люблю зарубежную классику. У американских писателей ХХ века трогательные работы, включая великого Уильяма Сарояна, который в своих произведениях учил добру, призывал сохранить в человеке человека, и великолепных Джерома Дэвида Селенджера и Нелл Харпер Ли с романом «Убить пересмешника».
Если бы можно было пригласить любого человека, кого бы ты позвал на ужин?
Президента Уругвая Хосе Мухика. Имея абсолютную власть, он остался человечищем. Мухика жертвует на благотворительность почти всю свою президентскую зарплату, что делает его самым бедным и самым щедрым президентом в мире. Я бы спросил у него, как он понял жизнь и как он ее прожил, потому что искренне восхищаюсь им. Его жизненная позиция заключается в том, что президент не имеет права жить лучше, чем его народ, иначе он его не поймет.
Система образования так устроена, она ограниченная. А кино — идеальный инструмент управления и пропаганды. Если ты необразован, то заполняешь свои пробелы чужими идеями (не всегда правильными), поэтому любой фильм может оказать воздействие на тебя. Но искусство должно облагораживать. Даже тяжелые фильмы, военные обязаны очищать человека.