. . . .
Многие знают, а некоторые уверены, что «Илиада» и «Одиссея» – это произведения великого греческого поэта Гомера. Однако ученых на протяжении многих веков терзают сомнения. Еще в III в. до н. э. такие ученые как Ксенон и Гелланик говорили о том, что «Одиссея» и «Илиада» не могут принадлежать одному автору.
В действительности, историкам ничего не известно об авторе этих произведений. Кем он был, в какие годы жил, как сочинил свои произведения – все это тайны, разгадать которые пока никому не удалось. Загадочный Гомер стал предметом многих дискуссий. В исторической науке даже появляется «гомеровский вопрос», над решением которого бьются многие ученые. Особую роль в истории гомеровского вопроса сыграла «Диссертация об “Илиаде”» французского аббата Франсуа д’Обиньяка, написанная в 1664 г. Франсуа д’Обиньяк первый высказал мысль о том, что «Илиада» является соединением песен разных певцов, а Гомер и вовсе не существовал в истории.
Проблема авторства «Илиады» и «Одиссеи» разделила историков и филологов между многочисленными теориями. Среди великого множества мнений стоит выделить «унитарную теорию», «теорию малых песен», «теорию основного ядра» и «теорию устной поэзии».
Сторонники «унитарной теории» утверждают, что поэмы были созданы одним автором в одно время. Иными словами, они склоняются к мысли о том, что поэмы являются творением одного лишь Гомера. «Теория малых песен» заключается в том, что в древности не существовало единого текста поэм. Каждая из них является собранием различных, более мелких, произведений. Последователи «теории основного ядра» считают, что в основе «Илиады» и «Одиссеи» лежит первоначальное сюжетное ядро. С течением времени на это сюжетное ядро наслаивались различные дополнения. Другие поэты расширяли и совершенствовали историю, некогда придуманную Гомером. В результате, «Илиада» и «Одиссея» уже сильно отличались от первоначального произведения.
Существуют также сторонники «устной поэзии», которые утверждают, что само формирование поэм шло в традициях фольклора. Произведения частично заучивались, частично придумывались на ходу во время устного исполнения. На эту мысль ученых натолкнули многочисленные повторы отдельных словосочетаний и ситуаций, что характерно для произведений устного творчества. Их оппонентами были сторонники письменной истории создания поэм. По их мнению, поэмы записывались одновременно с процессом сочинения.
Теорий много, а истина остается неизвестной. Одна из популярных теорий современности, которой придерживается В.Н. Ярхо (доктор филологических наук) говорит о том, что как минимум «Одиссею» создал некий рапсод («сшивающий песни» – исполнитель чужих произведений). Ему было известно произведение, повествующее о скитаниях героя Троянской войны. На основе этого раннего источника он создал «Одиссею». Автором первоначального произведения мог быть Гомер, но доказать или опровергнуть это невозможно.