Александр Блок: Незнакомка и Предчувствуя Тебя

Александр Блок

Незнакомка

 

Автор начинает стихотворение с описания атмосферы, в которой находится сам герой. Возможно, это автобиографично…  Персонажу не нравится все, что его окружает, но он уже привык к мрачной обстановке грязных ресторанов и «тлетворных душ». Неизменность и повторяемость событий сводит с ума. Все бессмысленно и туманно. Даже такое красивое и вдохновляющее создание, как луна, воспринимается автором в виде бессмысленного «ко всему приученного… диска». Лишь таинственная незнакомка отводит лирического героя от этого мрака и пессимизма. Из стихотворения непонятно, реальна ли эта женщина, или «это только снится» ему в состоянии постоянного употребления вина. Незнакомка в одно и то же время проходит между пьяными рядами и занимает свое место у окна. Она тот самый отрезвителей, она представитель более чистого и светлого мира. Глядя на ее «очи бездонные синие», ощущая запах ее духов, автор понимает всю мерзость своего положения. Он уносится из этого душного зала, начинает совершенно новую жизнь. Вывод – «истина в вине!», может трактоваться двояко. С одной стороны, Блок не уподобился окружающим его пьяницам, окончательно утратившим надежду на будущее. Он осознал, что продолжает хранить душевное «сокровище», которым вправе распорядиться. С другой стороны, видение незнакомки и пробуждение веры в лучшее может быть просто пьяным бредом, за которым последует тяжелое похмелье.

 

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906


blok_poetry
фото: культура.рф

Предчувствуя Тебя

Все стихотворения цикла «Стихи о Прекрасной Даме» посвящены Любови Дмитриевне Мен­делеевой. Она его Прекрасная Дама. Культ Прекрасной Дамы возник еще в Средне­вековье. Уже тогда в произведениях поэтов этот об­раз вбирал в себя черты и конкретной красавицы, и Мадонны. И у Блока Прекрасная Дама — это слияние земной женщины и Пресвятой Девы. Она предстает в трех обликах: в космическом восприятии — это Душа мира, в религиозном — это Царица Небесная, в повседневном — это нежная, немного надменная девушка, в образе которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой. Блок уже давно близко общался с Менделеевой, вместе они совершали длительные прогулки. Но в стихотворении он еще только «предчувствует» ее. Поэт имеет в виду не живую девушку, а свой идеальный образ. Вечная Женственность должна воплотиться в Менделеевой. Блок так и не уверен до конца, произойдет ли это в реальности. Его охватывает страх: «изменишь облик Ты». Поэт боится разочароваться в собственных идеалистических мечтах. Он боится, что ее «привычные черты» изменятся, что он не узнает своего идеала и что его мечты окажутся только сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: «И тяж­кий сон… ты отряхнёшь…». С символом крушения мечты связаны такие эпитеты «дерзкое подозренье» и «падение горестное и низкое», и метафора «смертельные мечты». Его страшит тот факт, что это приведет его к «горестному и низкому» падению. Блока одолевают сомнения и его последнее последнее:  «изменишь облик Ты».

 

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.


Источники: 

http://sochineniye.ru/

www.культура.рф

 

1 comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

error: Содержимое защищено!!!