«Времена года» – это излюбленная творческими людьми тематика во все времена. Она привлекала не только художников и поэтов, но и композиторов разных стилей и направлений. Сочинения с таким названием мы встречаем у многих великих музыкальных творцов, среди которых Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Джон Кейдж, Астор Пьяццолла. Сегодня наш разговор пойдет об осеннем периоде в России… Именно поэтому на Ваш суд представлены гениальные произведения русских композиторов.
Осень, пожалуй, самое поэтическое время года. В ней и красота и печаль об уходящем, и затяжные дожди, и бархатный сезон, и опавшие листья и бабье лето. Oсень часто называют золотой по цвету опавших листьев. Только гений в двe строчки смог бы заключить всю глубинную сущность осени (и Вы знаете о ком речь): «Унылая пора, очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса».
До декабря осталось совсем чуть-чуть, успейте насладиться сладким ноябрем!
Петр Чайковский. «Времена года. Осень»
Осенняя пора в цикле Петра Ильича представлена тремя композициями: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке». В ноябре в письме к Чайковскому обратился владелец петербургского музыкального нотного ежемесячного журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард. Издатель просил композитора сочинить двенадцать пьес для фортепиано по придуманным им заглавиям, которые опубликовались бы в журнале ежемесячно и составляли цикл полного годичного круга. Из этого следовало, что Петру Ильичу по уже уготованной программе, которая пришлась ему по душе, оставалось лишь сочинить музыку. Отказать Бернарду композитор не мог. Во-первых, взаимоотношения Чайковского с семьей издателя журнала, в котором с 1973 года неоднократно печатались его романсы, были весьма дружескими. А во-вторых, гонорар, предложенный Петру Ильичу за эту работу, превзошёл все ожидания.
В данных музыкальных зарисовках Петр Ильич во всей красе изобразил не только изменения в природе, но и душевное состояние и чувства человека, испытываемые им в данное время года. «Ноябрь. На тройке» – это восхитительная природа в России. Выпадает первый снег, который укрывает белоснежным, искрящимся на солнце покрывалом дороги, поля и луга. Деревья разукрашиваются белой ледяной изморозью. Реки затягиваются тонким льдом. Красота такая, что не описать словами. Такая же и музыка…
Александр Глазунов. «Времена года: Осень»
Действие балета происходит на лоне природы в сказочное время. Балет «Времена года» был впервые показан в Мариинском театре 13 февраля 1900 года в бенефис Матильды Кшесинской. Рецензии в основном в восторженных тонах описывали 10 лет восхождения на сценический трон этой некоронованной царицы петербургского балета. Над аллегорическим балетом, напоминавшим представления при дворе европейских правителей XVII–XVIII веков, Глазунов работал совместно с балетмейстером Мариусом Петипа. Осень в исполнении композитора получилась оптимистически лиричной: среди виноградников разворачивался танец вакханок, сатиров и фавнов. Известный музыковед Борис Астафьев писал об «Осени» Глазунова: «Это пир осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба».
Сергей Прокофьев. «Вариация Феи осени»
Осенняя вариация — отрывок из балета «Золушка» Сергея Прокофьева по мотивам известной сказки Шарля Перро. Композитор хотел написать балет специально для Галины Улановой: балерина впечатлила его своей ролью в «Ромео и Джульетте». Известный музыковед и исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком».
Георгий Свиридов. «Весна и осень»
Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова одной из жемчужин классической музыки. Композиция «Весна и осень» — часть «Музыкальных иллюстраций к повести Александра Пушкина «Метель» Георгия Свиридова. Композитор приступил к написанию музыкальных картин в 1964 году по просьбе кинорежиссера и актера Владимира Басова. Он снимал кинофильм «Метель» с Олегом Видовым и Валентиной Титовой в главных ролях. «Весна и осень» — третий номер сюиты, построенный на контрасте: лиричная влюбленность Марьи Гавриловны сменяется сожалением о былых чувствах и печалью.
По сути, это небольшая ироничная история про молодую девушку, решившую сбежать из дома. Цель побега была очень веской – она хотела обвенчаться со своим возлюбленным, который был беден и из-за этого родители девушки его не принимали. Вот только в судьбы главных героев вмешивается сама природа и из-за сильной метели все меняется коренным образом. Еще бы, ведь девушка случайно выходит замуж совсем за другого и в итоге оказывается еще более счастливой!
Исаак Шварц. «Дождик осенний»
Это признание в любви, судя по всему, не очень счастливой. А осенний дождик и тень на холодной стене – поэтические образы характеризующие настроение. Автор слов – наш великий лирик Булат Окуджава. Автор музыки – его частый напарник Исаак Шварц. Композитор написал его для кинофильма Владимира Савельева «Капитан Фракасс» по одноименному роману французского писателя Теофиля Готье. Песню «Дождик осенний» на слова Булата Окуджавы исполнила советская певица Елена Камбурова.