«…до тех пор пока государство позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства»
Иосиф Бродский
Спросите у любого историка: «Как понять прошлое?», он вам ответит: «Читайте современников той эпохи, о которой хотите узнать». Увидеть события глазами очевидцев позволяют, например, художественные произведения. Поэты и писатели в своих трудах передают атмосферу своей эпохи.
Владимир Маяковский
Наверное, один из самых спорных периодов в истории России начинается в 1917 году. Стихотворение Владимира Маяковского очень емко отображает происходившие тогда события:
Знамена несут,
несут
и несут.
В руках,
в сердцах
и в петлицах — а́ло.
Но город — вперед,
но город —
не сыт,
но городу
и этого мало.
Потом
постепенно
пришла степенность…
Порозовел
постепенно
февраль,
и ветер стихнул резкий.
И влез
на трон
соглашатель и враль
под титулом:
«Мы —Керенский».
Но мы
ответили,
гневом дыша:
— Обратно
земной
не завертится шар.
Слова
переделаем в дело! —
И мы
дошли,
в Октябре заверша
то,
что февраль не доделал.Отрывок из стихотворения «Февраль»
В. Маяковский
1927 г.
По России одна за другой прокатились февральская и октябрьская революции.
Стихотворения В. Маяковского сложно не узнать. У него свой, совершенно особенный слог. Он жил в эпоху глобальных перемен. На смену монархии пришла Советская власть. В искусстве отрекаются от былых канонов. Все буржуазное необходимо уничтожить и создать новое – советское. Одним из первых создателей советской культуры и был Владимир Маяковский.
Его произведения ярко демонстрируют отказ от всех традиций. Характер целой эпохи В. Маяковский смог заключить в своем уникальном стиле. Не удивительно, что читать его бывает довольно сложно. Разрушить все и в кротчайшие сроки сотворить совершенно новое и уникальное – задача не из простых. Да и само время нельзя назвать легким. За революциями последовала гражданская война.
Не все приняли Советскую власть так, как это сделал В. Маяковский. Если он действительно проникся лозунгами революции (а иногда и сам являлся их автором), то для многих Советская власть обернулась кошмаром.
Владимир Маяковский
Комета с хвостом – «вся власть Советам» –
несется над старым и новым светом.
Буржуй, не удержишь! Напрасно не тужься!
Беги от красной кометы в ужасе.
И скоро весь мир пойдет, конечно,
за красной звездой пятиконечной.
Красное знамение.
В. Маяковский
1919 г.
Иосиф Бродский родился спустя 10 лет после смерти В. Маяковского. Его поэзия не менее сложна для восприятия, но это единственное, что объединяет его с В. Маяковским. Их отношение к Советскому Союзу было совершенно различным. В. Маяковский гордился советским паспортом, а И. Бродский от него отказался. Отношение к эпохе Бродский демонстрировал почти во всех своих произведениях. Но наиболее яркое из них – «Конец прекрасной эпохи».
Иосиф Бродский
Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут —
тут конец перспективы.То ли карту Европы украли агенты властей,
то ль пятерка шестых остающихся в мире частей
чересчур далека. То ли некая добрая фея
надо мной ворожит, но отсюда бежать не могу.
Сам себе наливаю кагор — не кричать же слугу —
да чешу котофея…То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.
Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,
паровоз с кораблем — все равно не сгоришь от стыда:
как и челн на воде, не оставит на рельсах следа
колесо паровоза.Что же пишут в газетах в разделе «Из зала суда»?
Приговор приведен в исполненье. Взглянувши сюда,
обыватель узрит сквозь очки в оловянной оправе,
как лежит человек вниз лицом у кирпичной стены;
но не спит. Ибо брезговать кумполом сны
продырявленным вправе.Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те
времена, неспособные в общей своей слепоте
отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек.
Белоглазая чудь дальше смерти не хочет взглянуть.
Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть,
чтоб спросить с тебя, Рюрик.Отрывок из стихотворения «Конец прекрасной эпохи»
Иосиф Бродский
1969 г.
Взаимоотношения Иосифа Бродского с советской властью действительно не назовешь прекрасными. Его творчество находилось за рамками дозволенного. О Советском Союзе в те времена можно было говорить либо хорошо, либо никак. Бродский молчать не мог, он писал, что видел. В итоге предстал перед судом и был осужден за «тунеядство».
Из записей суда над «тунеядцем» Бродским:
Судья: Что вы сделали полезного для родины?
Бродский: Я писал стихи. Это моя работа. Я убежден, что каждое слово, мною написанное, сослужит службу многим поколениям людей».
Судья: Значит, вы думаете, что ваши так называемые стихи приносят людям пользу?
Бродский: А почему вы говорите про стихи “так называемые” ?
Судья: Мы называем ваши стихи “так называемые” потому, что иного понятия о них у нас нет.
Фото из материала «Книга Бродского состоялась такой, какой ее хотел видеть Лосев»
Сложность поэзии и нестандартные мысли сделали Бродского бесполезным гражданином в глазах советских властей. На родине Иосифа Бродского не считали поэтом. Признание он нашел лишь за границей, куда был вынужден эмигрировать в 1972 году. “За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью” Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе. На вручении он произнес речь, в которой объяснил причину своей эмиграции: «лучше быть последним неудачником в демократии, чем мучеником или властителем дум в деспотии».
Не смотря на всю сложность произведений и различные мнения, Владимир Маяковский и Иосиф Бродский в современной России нашли своих читателей. Приятно осознавать, что сегодня мы способны понять и по достоинству оценить столь неординарных поэтов.