«Come as you are, as you were…»
«Приходи таким, какой ты есть, каким ты был…»
Nirvana
Пока наша страна переживала эпоху «лихих девяностых», на Западе период «изобилия и эгоизма» подошел к концу. Эклектика предыдущего десятилетия больше не могла удовлетворять вкусам людей. Она не ушла в прошлое – нет. Разнообразие стилей продолжало существовать и развиваться. Но произошло изменение в сознании общества. Времена 80-х, с их характерным стремлением захватить все лучшее и необъятное, ушли, открыв дорогу простоте и естественно-бытовому течению жизни. Больше никакой претензии на статус. Вместо него – отказ, стремление быть таким, какой ты есть. Обычным, простым, естественным. То есть, удовлетворенным эстетикой минимализма.
Такое настроение возникло не случайно. Одна из главных причин – энергетический кризис, который произошел в начале 1990-х годов. Случился он из-за войны в Персидском заливе. Любой кризис в большей или меньшей степени отражается на жизни людей. Этот кризис не стал исключением. Он повлиял на спад потребления. Стал отправной точкой к началу возведения новых стандартов. В 90-е такой стандарт – стремление отказаться от роскоши, престижа. В высших кругах казаться «бедным» было в каком-то смысле модно. Знаменитые актрисы и актеры надевали обыкновенные джинсы и неброские майки. На улице они появлялись с небрежной укладкой. Они стали активнее помогать благотворительным фондам. А некоторые из них, чтобы перечислить туда средства, продавали свои коллекции драгоценностей и дорогой одежды. Этим занималась, например, принцесса Диана.
Кроме того, кризис стал одним из толчков, которые породили в обществе возникновение новой субкультуры. Музыкальное направление гранж переживало в 90-е годы пик популярности. Оно зародилось в американском городе Сиэтл. Слово grunge с английского переводят как «грязь», «презрение» или «надрыв». Последнее – отлично описывает настроение и музыкантов, и самой музыки. Она, депрессивно-вяжущая, исполненная словно в бреду, то ускоряет темп, то замедляет его с характерными нервными скачками. Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden, Alice in chains – все эти группы создавали музыку в стиле гранж.
Гранж – это протест молодежи, которая утратила веру в достижение карьерных высот. Это культ истинных чувств, даже если в этих чувствах нет ни капли радости. Гранж – это надрыв, чистосердечное признание. Откровенный призыв быть «таким, какой ты есть», который через силу прохрипели в микрофон.
Эта субкультура впитала в себя минимализм эпохи и отразила его в кривом зеркале. Стремление к комфортной простоте никуда не исчезло, но лаконично-элегантные свитера стали вдруг вытянутыми, а идеально сидящие джинсы порвались на коленках. На ногах, как правило, красовались армейские ботинки. И не всегда описанное относилось только к юношам. Гранж любил унисекс. А вот сам гранж полюбили многие именитые дизайнеры. Среди них первым стал бельгиец Мартин Маржела. Он показал коллекцию в этом стиле в 1992 году. К нему присоединились модельеры из Америки Марк Джейкобс и Анна Суи. Гранж на подиуме потерял свои наиболее резкие отличительные черты, но внутри остался верен самому себе. Он тяготел к деконструкции. Неровные края, многослойность, необработанные швы, распущенные петли на трикотаже – таковы воплощения гранжа в рамках высокой моды конца XX века.
При этом нельзя сказать, что минимализм эпохи доходил до всепоглощающей аскезы. Экстравагантность фасонов и яркость цветовой гаммы, хоть и уступили место новой эстетике, но не ушли глубоко в прошлое. Свою работу продолжал Джон Гальяно. Коллекции английского модельера эпатировали публику. Наряды мало были пригодны для носки, особенно в условиях новой реальности. Зато люди разглядывали их так, словно находились в театре, а не на модном показе. Каждый раз это напоминало представление, которое напрашивалось на аплодисменты.
Тем, кому действительно стоит похлопать, оказался австриец Хельмут Ланг. Он стал культовым дизайнером 90-х. Его коллекции – воплощение духа минимализма в одежде. Обычно он использовал сдержанные цвета. Как правило, это были различные варианты оттенков белого, черного и бежевого. Фасоны были лаконичными. В основе выступали не только привычные всем натуральные ткани, но и новые, которые содержали в себе особые микроволокна и светоотражающие вставки. Вещи из таких тканей были более крепкими. Они изнашивались медленнее, чем остальные, сделанные из других материалов. Этот критерий играл важную роль в 90-е годы. В это время люди, уставшие от предыдущей эпохи чрезмерного потребления, выбирали одежду, которая была универсальной и могла бы прослужить им долгое время.
Интерес к минималистичной одежде быстро распространился благодаря топ-моделям. Среди наиболее известных – Кейт Мосс, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл. Именно они в повседневной жизни чаще всего выбирали функциональные легкие платья или простые белые топы с джинсами от Кельвина Кляйна. Причем джинсы, как и в современное время, чаще всего были с завышенной линией талии.
Хотя 90-е годы прошли, эстетика минимализма не канула в лету. Она несет в себе начало истинной гармонии. Ведь минимализм – это не категорический отказ от всего. Это умение во всем выделять значимое. То самое, что делает тебя таким, какой ты есть.
Источники:
Д. Ермилова «История домов моды»
Ш. Зелинг «Мода. Век модельеров 1900-1999»
Е. Болдырев «Кризис в Персидском заливе 1990-1991гг.: позиция США и ООН»
ru.wikipedia.org/wiki/Гранж#Тематика_текстов