«Камо грядеши?»
Генрик Сенкевич
1846-1916
Исторический роман, 704 страниц
Язык: польский
Время прочтения: 5 дней
Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
От Иоанна 13:33-36
Оригинальное название исторического романа Генрика Сенкевича «Quo vadis?» с латыни переводится «Куда идешь?» Эта фраза встречается в Евангелии от Иоанна, в главе, где описывается Тайная Вечеря, и произносит ее апостол Петр – один из персонажей романа. Иисус обещает Петру, что тот после пойдет за Ним. Действительно, Симону Петру были уготованы почти те же страдания, что и его Учителю.
Произведение описывает жизнь первых христиан в Римской империи, гонения на них, жестокость и глупость императора, любовь юной христианки и патриция.
Читая блистательно написанный роман, мы будто попадаем в Рим 60-х годов I века. Перед нами предстают как вымышленные, так и реальные исторические личности: апостолы Петр и Павел, писатель Петроний, император Нерон и его жена Поппея Сабина, Авл Плавтий и его жена Помпония Грецина.
Главный герой романа Марк Виниций встречает в доме Авла Плавтия прекрасную девушку Лигию, которая завоевывает его сердце не только внешностью, но и скромностью. Она, царевна лигийцев, ребенком попала в Рим как заложница и выросла в доме благородного Авла и его верной, добродетельной жены Помпонии христианкой. Виниций, ослепленный страстью, неведомой ему ранее, не понимает, почему не может получить Лигию, как множество девушек до того, и сделать своей наложницей. Он не может постичь, почему девушка, по-видимому отвечая ему взаимностью, противится его попыткам ее соблазнить. Лигия же, на самом деле влюбленная в Марка так же сильно, как и он в нее, пытается всеми силами победить в себе свои зарождающиеся чувства, так как понимает, что молодой патриций никогда на ней не женится, а для нее преступная внебрачная связь непозволительна. Не в силах бороться со своими чувствами, она сбегает из дома, в котором к ней относились, как к дочери, и прячется от пылкого юноши. Однако так просто Марк не может отказаться от своих видов на красавицу.
Невозможно определить, что в этом романе важнее и интереснее описано – сжигающая страсть между христианкой и язычником или жизнь и страдания первых христиан. В романе мы наблюдаем, как очевидцы, гонения и мученическую смерть приверженцев «новой секты»; жестокость императора, его приспешников и толпы; преданность Иисусу многочисленных христиан. На самом деле, без одного не было бы другого – лишь христианская вера может взрастить в человеке истинную любовь, и наоборот настоящие чувства могут полностью изменить человека и привести его к вере. Нельзя не отметить также изысканную сцену самоубийства Петрония и его любимой наложницы.
В романе мы наблюдаем за двумя противоборствующими лагерями. С одной стороны, язычники, живущие ради наслаждений, которыми правят такие же, как они сами, приземленные боги – покровители наслаждений и пороков (Венера – любви, Марс – войны, Аполлон – искусства и др.), а также «сын богов» – полусумасшедший и тщеславный Нерон, возомнивший себя обладателем всех талантов. С другой стороны, христиане – смиренные, мудрые, отрешенные, которые признают за собой лишь владычество единого Бога. Их жизни противоположны: одни наслаждаются жизнью и кутят, а другие прячутся в катакомбах и молятся. Автора можно было бы обвинить в однобокости – ведь большинство «его» язычников злы, глупы или просто эгоистичны, а все христиане самоотверженные, добрые и мудрые. Однако, в романе мы также видим положительных персонажей, которые, тем не менее, не отреклись от язычества и не приняли христианство, например, Авл Плавтий, Петроний и Эвника, а также слишком яростного христианского фанатика Криспа.
Нельзя не отметить мастерство, достойное Льва Толстого, с которым Сенкевич описал динамику в характерах персонажей – чего стоит кардинальное изменение жизни и мироощущения Марка Виниция и (пусть с запозданием) Хилона! Марка изменила любовь к Лигии, преобразила и заставила усомниться в прошлых взглядах на жизнь. Хилона же потрясло вся бессмысленная жестокость и глупость Нерона; то, к чему она привела; а также вдохновенная преданность христиан Богу, которого они исповедовали до самой смерти.
Роман, написанный за два года, принес писателю мировую славу. Это единственный исторический роман Сенкевича, который не посвящен истории Польши. В 1905 году Сенкевичу вручили Нобелевскую премию по литературе. «Камо грядеши?» был переведен более чем на 50 языков. Сам автор в 1895 году писал Ядвиге Янчевской: «Камо грядеши?» будет значительнее, чем все ранее мною написанное».
Публика отнеслась к роману очень положительно, в то время как критики не были столь однозначны. Например, Петр Хмелевский отмечал, что не стоило пренебрегать историческими фактами и концентрироваться на судьбе двух главных персонажей. При этом, он оценил авторское изображение христиан.
Однако большинство критиков указывали на недостаточную религиозность, отсутствие психологической глубины и экспрессии. Сложно объяснить такую позицию, ведь для того, чтобы «увидеть» в романе экспрессию, достаточно прочесть отдельные сцены, например, пир у Нерона (на котором Виниций пытается соблазнить Лигию), собрание христиан на кладбище (где Петр проповедует Слово Жизни так, что даже заставляет Виниция задуматься, правильно ли он живет), издевательство Нерона над христианами и др. А психологической глубиной отличаются каждый из центральных образов произведения.
Лев Шепелевич отмечал, что роман Сенкевича является лучшим из существующих литературным изображением Рима эпохи Нерона. Стоит отметить, что знаменитый писатель Уильям Фолкнер был поклонником этой книги.
Некоторые православные деятели обвиняли Сенкевича в антиклерикализме и приверженности католичеству. Например, отмечалось отсутствие в романе Церкви, а соответственно и церковных таинств – венчания, причастия. Осуждался happy end и порицалось бегство главных героев от мученической смерти. Тем не менее, сложно предположить, чтобы Генрик Сенкевич имел своей целью очернить религию, либо как-то возвысить католичество над другими религиями.
Источники:
Послесловие Столярова к роману
Статья Дворкина Александра ««Камо грядеши» Сенкевича: хроника раннего христианства или мыльная опера?»