Достоевский. Человек

 

(30 октября 1821 – 28 января 1881)

Зеркало человеческой души

dostoevsky_story
Фалилеев В. Портрет Ф.М.Достоевского, 1921

Поговорим о Федоре Михайловиче Достоевском? Сложно, понимаю, но важно. Беседа будет о человеке многогранном и загадочном. Достоевский – это нечто большее, чем просто гениальный русский писатель. Он уникальное явление, которое обогатило и изменило русскую и мировую литературу. Позволю себе поспорить с В. В. Набоковым, присоединяйтесь: «Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустошами литературных банальностей».

С Достоевским связан один важный вопрос: как он сумел добиться того, что его произведения неустанно перечитывают, а известные режиссеры экранизируют картины, невзирая ни на что. А спорного-то много. Вся магия и все ответы кроются в творческой деятельности писателя.

Архитектура его произведений практически одна и та же. Достоевский сочинил лейтмотив, проблематику, которая звучала по-разному во всех его произведениях. Проблема эта была, есть и будет актуальна всегда – изучение человека со всех возможных углов. И писатель не ставит диагнозы, а дает шанс читателю выбрать своих героев и перейти на сторону добра/зла.

Как найти человека в человеке? Вот о чем размышлял писатель. Он копал глубокую яму, а затем помещал туда своих героев и оставлял наедине с собой. Справедливый вопрос: почему он делал именно так? Во-первых, единственный путь к разгадке человеческой души для него заключался в том, чтобы вывернуть ее наизнанку. Во-вторых, ровно то же самое произошло и с самим Достоевским. Он пал, затем поднялся, как и герои его романов, но об этом чуть позже…

Достоевского читают все. А всем ли удается ощутить ту тонкую нить, которая прочно связывает творчество с его жизнью?


Глава 1

Достоевский и человек

dostoevsky_story
В.Г. Перов. Портрет Достоевского Федора Михайловича, 1872

Творчество раннего Достоевского приходится на 1846-1849 годы. Уже тогда читателю показана центральная проблема, пронизывающая творчество писателя от начала и до самого конца. Будучи 17-летним юношей Достоевский обратился к своему брату с письмом:

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». 

Н. А. Бердяев, русский философ, в своей работе «Миросозерцание Достоевского» весьма интересно это прокомментировал: «Достоевскому дано было познать человека в страстном, буйном, исступленном движении, в исключительной динамичности. Ничего статичного нет у Достоевского» (Бердяев, 1923 г.).  Ставя проблему человека и человечности, психологии и развития личности, Достоевский и правда исключает статичность как таковую. Он стремиться отыскать человека в человеке, однако по-разному об этом пишет. К примеру, в романе «Бедные люди» писатель обозначает проблему психологического восприятия человека, в «Двойнике» мы видим всю сложность человеческого начала, в рассказе «Господин Прохарчин» показана несостоявшаяся личность, в повести «Хозяйка» – взаимосвязь свободы и ответственности человека, в произведении «Белые ночи» проблема соотношения чувств и разума человека. Уж простите за тавтологию, но ее невозможно избежать, потому как слово «человек», постоянно повторяющееся в моей работе, является незаменимым и в творчестве Достоевского.

Он показывает человека разного: большого, маленького, достойного, никчемного, состоятельного, нищего. Однако он никогда дает оценки своим персонажам. Писатель предоставляет слово непосредственно действующим лицам, используя при этом эпистолярный жанр. Жанр «переписки», «воспоминания» сложен и интересен тем, что самораскрытие героев происходит без навязчивого присутствия автора. В этом весь Достоевский: он наблюдает со стороны и не вмешивается в процесс. Вы, наверняка, помните, чем завершился роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина»? И, должно быть, знаете, что Толстой не хотел смерти Анны, он утверждал, что она сама бросилась под поезд, он не смог бы ее остановить. Разумеется, в качестве ключа был дан эпиграф из Библии: «Мне отмщение, и аз воздам». Здесь вот, что имеется в виду: отмщение лежит на Боге, именно от него оно придет. Пожалуй, только Анна знала, что она обречена и понимала, что грех должен был привести ее к наказанию в виде смерти. Кстати, о наказании и смерти…


Глава 2

В.Г. Перов. Портрет Достоевского Федора Михайловича. 1872. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва
Портрет Достоевского. О.А. Литвинова

Достоевский и наказание

В 1847 году Достоевский вступил в кружок М. В. Петрашевского. Это был кружок вольнодумцев, людей революционного характера, что было невероятно опасным занятием, как Вы понимаете. В кружок входили писатели и ученые, которые принимали активное участие в политических дебатах и процессах, тем самым, нажили себе большое количество врагов. В 1848 году произошло ожесточение цензуры, и начался «процесс над петрашевцами». Ровно через год Достоевский вместе с другими членами кружка был арестован и приговорен к смертной казни. Казалось бы, это конец. Однако здесь как в произведениях Толстого: момент, где надо заканчивать, все как-раз-таки начинается. И действительно, 22 декабря 1849 года жизнь Достоевского, можно сказать, началась, что отразилось и на его творчестве. Осужденные стояли на Семеновском плацу уже готовые к смерти, но в самый последний момент казнь была заменена 4-летней каторгой. И в результате внутренней революции Достоевского на этом самом плацу, он уверовал. В 1859 году он вернулся в Петербург, но вернулся он абсолютно другим человеком. Каторга, спросите Вы? Вера, отвечу я. На каторге у Достоевского под рукой была лишь одна единственная книга, она-то и перевернула все с ног на голову в сознании писателя. Книга непростая, священная. Когда он читал и перечитывал Евангелие, он был наедине с собой и, возможно, тогда-то он и понял самого себя. А дальше? Дальше уже переродившийся Достоевский вступил в диалог самим собой и с тем самым простым человеком.


Глава 3

Достоевский читатель

Портрет Достоевского. О.А. Литвинова
Достоевский, неизвестный художник

Важно понимать, что Достоевский был невероятно внимательным читателем газет и журналов. Он не просто скрупулезно изучал новости, он пытался понять мотивы поступков тех или иных людей. Большинство его произведений основаны на реальных фактах и историях, взятых именно из газет и журналов. В этом, кстати, заключается одна из существенных отличий двух титанов – Достоевского и Толстого. Толстой – универсален, он находится вне времени, а Достоевский – современен и актуален.

В творчестве Достоевского узнаваема реальность. Его герои простые люди из подполья, забитые в мир скрытого сознания. Он стремился показать героев рефлектирующих и сканирующих самих себя, а газеты и журналы помогали ему узнавать о тех глубинных процессах, которые изъедали и продолжают изъедать общество. Таким образом, соединив газетный мир с миром реальным, Достоевскому удалось соединить низкое с высоким.


Глава 4

Визуальный  Достоевский

dostoebsky
Достоевский

 В период с 1860-1880 годы Достоевский написал свои крупнейшие произведения. Речь о «Преступлении и наказании», «Идиоте», «Бесах» и «Братьев Карамазовых» (1879-1880 гг.). Анализировать эти произведения одно удовольствие. А сколько нового Вы можете узнать о каждом из них… Но мы займемся другим делом – поговорим о том, как и чем эти произведения привлекли внимание мировых режиссеров и неоднократно были экранизированы. Про самого Достоевского тоже существует ряд документальных и художественных фильмов, из которых я бы, пожалуй, выделила минисериал о его жизни, снятый режиссером Владимиром Хотиненко в 2011 году. Эту версию сложно назвать правдоподобной, в ней много преукрас и фактических ошибок, но, тем не менее, Евгению Миронову удалось вжиться в свою роль и показать фигуру спорную и мечущуюся.

В мире современного кинематографа снято более 120 фильмов по произведениям Достоевского. Только представьте, более 120! Кстати, переводят Достоевского с такой же частотностью. Например, в Японии есть около восьми разных переводов романа «Братья Карамазовых». Каждый переводчик, как и режиссер, по-разному слышит и передает Достоевского.

Итак, о кино. Фильм «Бесы» (1992 г.) братьев Талакановых существенно отличается от многосерийного фильма «Бесов» (2008 г.) у Ф. Шультесса. Здесь пространственно-временной хронотоп играет ключевую роль. Во-первых, сознание режиссера, к примеру, немецкого происхождения кардинально отличается от сознания русского человека или американского. И это, надо признать, в порядке вещей. Во-вторых, надо отметить, что режиссеры разных поколений видят мир по-своему и пытаются донести, пусть и классику, но на современном языке, чтобы работу их поняли. Вообще говоря, из двух указанных картин, я бы однозначно выбрала фильм 1992 года. Объясню. Она очень сумбурная, и там нет статичности. Вот это и близко к Достоевскому. А работа 2008 года, словно, калькированная. Там нет индивидуальности, нет полифонии, то есть многоголосия. При просмотре этой работы мы не погружаемся в мир Достоевского, а лишь слышим отрывки из его текстов, которые сопровождаются соответствующей картинкой. Помните, как Ф. С. Фицджеральд говорил о Достоевском: «Произведения его не просто произвели на меня сильное впечатление – они меня захватили и потрясли». Вот также должно быть и с экранизациями Достоевского, что, увы, встречается крайне редко, ведь Достоевский сложный. И, кажется, также сложно, томно и глубинно его роман «Преступление и наказание» удалось перенести на экран французскому режиссеру Жоржу Лампену в 1956 году. Зритель понимает, что дело происходит во Франции и действующие лица – французы, но то, как продемонстрировано все самое темное в человеке, сама атмосфера впечатляет. Имейте в виду, что с «Преступлением и наказанием» все особенно сложно, потому что, выражаясь современным языком – это детектив, в котором мы заранее знаем, кто убийца, поэтому непросто удержать зрителя у экрана… Хотя Вуди Аллену в фильме «Матч поинт» это удалось.

А что Вы скажите о нем?


 

Источники:

http://dostoevskiyfm.ru

http://libnvkz.ru/chitatelyam/o-novokuznetske/dostoprimechatelnosti/dom-dostoevskogo

Лекции по русской литературе. М: Независимая газета, 1999. С. 170-171, 176-178, 183.

Достоевский Ф. М.Сочинения Ф. М. Достоевского [в двух томах]. — СПб.: Издание Н. А. Основского, тип. Лазаревского института восточных языков, 1860.

Суровцев С. С. Развитие и становление философских взглядов Ф. М. Достоевского. Текст научной статьи по специальности «Философия».

Толстой Л.Н.Собрание сочинений: В 12 т. Т.8.Ч.1-4 : Анна Каренина: Роман / Толстой Лев Николаевич. — М.: Художественная литература, 1958. — 479с.

Памяти Ф.М. Достоевского. Известные люди про русского писателя. 2011-02-08. По страницам газеты «Правда». Режим доступа: [https://philologist.livejournal.com/310633.html].

Достоевская Л. Ф., 1922, Глава XVIII. Последние годы и смерть Достоевского, с. 97.

Достоевский, Ф. М.Полное собрание сочинений и писем : в 35 т./ Ф. М. Достоевский. — СПб. : Наука, 2013.

Гроссман Л. П.Достоевский. — М.: Молодая гвардия, 1962. — 543 с. — (Жизнь замечательных людей; выпуск 357).

Фрейд, Зигмунд.Достоевский и отцеубийство // Художник и фантазирование = Gesammelte Werke. — М.: Республика, 1995. — 400 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

error: Содержимое защищено!!!