«В том лесу счастлива Прозерпина, особенно когда срывает лилии и фиалки в подземном царстве»
Овидий «Метаморфозы»
Новый фильм американского режиссера Нила Джордана («Интервью с вампиром», «Ундина») «Грета» (в русском переводе – «В объятьях лжи») можно считать очередным успехом Изабель Юппер – единственной в мире актрисы, которая может виртуозно исполнять роль «интеллигентной извращенки», прекрасной и уродливой одновременно. Данный проект – философское эхо предыдущих фильмов с участием известной француженки, а именно: черной комедии об изнасиловании П. Верховена «Она», а также культовой «Пианистки» М. Ханеке.
Согласно сюжету «Греты», молодая и ранимая американка Френсис, чью роль талантливо исполняет актриса Хлоя Грейс Морец, переживает недавнюю смерть своей матери. Девушка работает официанткой в одном из манхэттенских ресторанов Нью-Йорка, живет в просторной квартире со своей веселой подругой Эрикой, старается не общаться с родным отцом, находящегося в другом городе и пытающегося безуспешно наладить с ней связь (в фильме обозначается однозначный конфликт между ними, однако причина вражды не озвучивается). Однажды в метро она находит сумочку, после чего решает вернуть законной обладательнице потерянную вещь. Но она даже не подозревает, чем может обернуться для нее знакомство с загадочной женщиной. Незнакомка по имени Грета Хидек быстро занимает важное место в одинокой жизни девушки и вот тут начинается опасная психологическая игра в «дочки-матери», которая быстро превращается в настоящий кошмар для хрупкой и слабохарактерной Френсис. В начале ее дружбы с Гретой она чувствует опасность, но не может не встречаться с такой мудрой, загадочной и обаятельной европейкой. «Сложно себе представить, но страх обидеть отказом сильнее страха смерти», – как интересно выражался персонаж «Девушки с татуировкой дракона», маньяк Мартин Вангер. Невинная Френсис быстро попадается «на крючок» и уже не может выбраться из запутанной паутины хитрой психопатки. Картина представляет собой современную интерпретацию немецкой сказки «Гензель и Гретель». Вместо леса – каменные городские джунгли неспящего Нью-Йорка, вместо пряничного замка ведьмы – отделенный от типичных для города высоток, уютный домик милой рыжеволосой дамы с оранжевой кухней, пианино и потайными комнатами. Можно также утверждать, что главная героиня – своеобразная пародия на Гретхен из «Фауста» Гете, странных совпадений слишком много. Складывается ощущение, что авторы показывают что случилось, если бы 15-летняя муза Фауста осталась в живых, повзрослела и не утопила собственного ребенка, и если авторы действительно все так иронично задумали, то их работа заслуживает настоящего восхищения и заслуженных оваций.
Фильм ценен и познавателен с психологической точки зрения, поскольку в нем наглядно демонтируются токсичные садомазохистские взаимоотношения властной матери и безвольной послушной дочери, безоговорочно подчиняющейся воле родного тирана.
Эта модель поведения отражает крайнюю и максимально агрессивную степень губительной любви, морально уничтожающей слабую жертву. В кино этот типичный процесс психоанализа показан весьма гротескно: знакомство – зависимость – плен – попытка бегства – смерть (неважно, метафорическая или физиологическая, но она присутствует) – освобождение. В жизни ситуация с представителями этой, увы, типичной игры может проявляться в другой форме, но смысл и результат тот же – губительное влияние, оказываемое на ее участников и, как следствие, глубокие психологические проблемы. Грета постоянно ругает свою «новую» дочку, устанавливает для нее жесткие правила поведения, буквально и фигурально запирает ее в маленьком ящике с игрушками, подавляет волю ребенка и превращает его в послушного раба. «Тебе нужен друг, которого ты смогла бы полюбить», – вечно повторяет новоиспеченная мать. В данной авантюре, естественно, просто не могут находиться мужчины. Отец Френсис постоянно отсутствует, муж эксцентричной героини Юппер умер при загадочных обстоятельствах и может не мешать властвовать женщине в собственном царстве тьмы, не говоря уже о полном отсутствии мужчин-партнеров или друзей противоположного пола как у первой, так и второй героини, кстати, изначально фильм имел название «Вдова», понимаете, да? Примечательна сцена, когда Эрика, подруга Френсис, старается познакомить последнюю с парнями, но та категорически отказывается даже общаться с ними, предпочтя уютный ужин со своей новоиспеченной подругой-мамочкой. Вспоминается судьба главной героини Нины из фильма «Черный лебедь», боявшейся обидеть капризную и одинокую мать, коротая бесконечные вечера в ее компании и постоянно выслушивая душераздирающие истории о том, как сложно воспитывать неблагодарную дочку, которая изо всех сил старается вырваться из под губительной материнской опеки и добиться опасной независимости. В «Белом олеандре» главная героиня умудрялась контролировать и разрушать судьбу дочери, даже физически находясь от нее далеко в тюрьме. В «Острых предметах» героиня Адора Креллин травила собственных дочерей, чтобы затем лечить и навсегда привязать их к себе, в итоге материнский «Синдром Мюнхгаузена» привел к катастрофическим последствиям в семье и разрушил жизни каждой из дочерей. Всех этих несчастных героинь связывает типичный портрет жертвы с подавленной волей, отсутствие какого-либо интереса к мужчинам (если он есть, то проявляется в слишком искаженной и извращенной форме), одиночество, перфекционизм, тревожное расстройство, буйство комплексов, клиническая депрессивность и неуверенность в себе. Кстати, как и в «Острых предметах», Грета постоянно заставляла Френсис пить отравленное молоко – своеобразное высмеивание «идеального» материнства, а также явная отсылка к фильму «Подозрение» А. Хичкока.
В фильме вообще много интересных двойных символов жизни и смерти, невинности и порока, привязанности и отвращения.
Так Френсис получает интересный букет белых лилий от своей покровительницы. Именно эти цветы символизируют быстротечность жизни и наступление смерти: «Когда-нибудь и ты исчезнешь», – повторяла Грета. Кроме того, в греческой мифологии бог подземного царства Аид крадет Персефону именно в тот момент, когда она в своем прекрасном мире собирала белые лилии.
О холодном дыхании смерти напоминает музыкальный отрывок «Зима» из « Четырех времен года» А. Вивальди, звучащий во время скандального выяснения отношений двух главных героинь в ресторане, где Френсис работала официанткой. Наконец, произведение Ф. Листа «Грезы любви», горячо любимое Гретой и которую она постоянно исполняла, то и дело погружаясь в собственные фантазии, придает сюрреалистический и слегка абсурдный оттенок происходящему в фильме. Позже выяснится, что она неслучайно выбрала именно венгерского музыканта в качестве своего фаворита, подобно Эрике из фильма «Пианистка», которая вдохновлялась музыкой великого Ф. Шуберта и имела из-за этого весьма «необычные» пристрастия…
Связь с легендарным фильмом Ханеке особенно прослеживается в сценах, как пианино скрывает потайную комнату, где сходят с ума и вопят от страха несчастные пленницы жесткой героини. Красноречивый намек на прямую связь и вечное соседство самого прекрасного, что может придумать человек и самого гнусного, отвратительного на что он только способен.
Грета предпочитает жить в собственном выдуманном специально для нее уютном мирке, где все кажется таким идеальным, красивым, правильным, где будут действовать только ее правила, где она обязательно достигнет счастья и сможет воспитать идеального человека (подчинив всю его волю себе, разумеется), ограничив свое «любимое» чадо от пагубного влияния жестокого социума. Она даже иногда разговаривает по телефону со своей настоящей дочкой, которая якобы проживает в Париже и блестяще учится в консерватории – «все хорошо, прекрасная маркиза». Эффект хоррора усиливает музыка Хавьера Наваррете, а также виртуозная работа одного из лучших современных операторов Шеймаса Макгарви, не говоря уже о захватывающем сюжете и блестящей режиссуре.
«Грета» шокирует, восхищает, говорит суровую правду, она хоть и ужасает, но все равно привлекает внимание и заманивает в ловушку любопытного зрителя. Согласитесь, сложно пройти мимо такой очаровательной незнакомки и не попасть под ее чары.
ИСТОЧНИКИ:
Фото: kinopoisk.ru
«Камера! Мотор! Молоко!» //https://ru.omoloke.com/site/blog/-101
«Талли» и еще двадцать честных фильмов о материнстве//https://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/movies/236613-real-motherhood
«Буря в лебедином озере» //https://www.psyh.ru/burya-v-lebedinom-ozere/
«История одного шедевра. Ференц Лист «Грезы любви» //https://www.liveinternet.ru/users/2496320/post387864020