«Атлант расправил плечи»
Айн Рэнд
(1957)
Философский роман, 1398 страниц
Время прочтения: 4 месяца
ЭЙФОРИЯ?
«Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня».
Айн Рэнд
Роман-антиутопия американской, но русской по происхождению писательницы Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» является центральным произведением автора, которое было переведено почти на все языки мира и оказало огромное влияние на умы нескольких поколений читателей. В романе оригинальным образом сочетаются утопия и антиутопия, фантастика и отчетливый реализм. Автор поднимает крайне актуальные вопросы проблематики современного общества и предлагает на них свои ответы – четкие, парадоксальные, отчетливые, но, во многом, спорные.
Скажу сразу, чтение нелегкое, не для отпуска и расслабления с кофе. Роман нужно понимать, ибо он держится на философии. Роман нужно пропускать через голову и даже через сердце. В него нужно вникать, понимать его двусмысленные и не односложные предложения, фразы, диалоги. Наверное, это одна из нескольких книг, сильно впечатливших меня и, после прочтения которой, я находилась в долгих странствиях, бродя по философским рассуждениям на тему человеческого жизни, ее ценности и смысла существования, на тему мира который был, есть и будет. Автор выделяет феномен нашего века: люди перестают использовать собственный разум, надеясь на разум кого-то другого, кто придет и примет за них решение. Не каждый способен мыслить и использовать свой разум. Для многих это непозволительная роскошь. Писатель говорит о внутреннем ресурсе в каждом из нас, который позволит нам стать «атлантами».
Это именно та книга, которая дает каждому читателю ответы на ранее заданные вопросы.
Спешу отметить, что плохих отзывов столь же много, сколько и положительных. Спустя полгода после ее прочтения я поняла что на самом деле представляет собой роман. Почему полгода? Первые 5 месяцев я прибывала в эйфории от автора, его от слога, глубины и силы ума. Далее, в течении месяца, я пропускала роман через себя и сквозь призму своих мыслей, и именно в этот момент наступило прозрение – а ведь «все гениальное – просто»[1], и вся гениальность произведения в простоте – в утопической истории с глубоким смыслом, однозначными героями и правильными рассуждениями. Казалось, что еще необходимо для создания шедеврального творения? Две составляющие – умение охватить проблематику нескольких поколений и умение формировать базовые законы понимания того, что есть хорошо, а что плохо в красивое, грамотное и верно подобранное заумными словами предложение. Вот и все, вот и вся суть «эйфорического восторга», от которого остается стойкое послевкусие на душе читателя.
С трудом можно выделить самую достойную цитату из книги, так как все произведение – одна сплошная цитата. «Тот, у кого нет ума, терпит поражение от собственных рук» – основополагающая, на мой взгляд, фраза, которая передает всю суть романа. После прочтения, человек, живший до этого бесцельно, попадает в активный поиск смысла своей жизни, а человек целенаправленный еще тверже становится на путь ее достижения. Те, у кого исполнены мечты и выполнены все жизненные задачи получат возможность познать себя еще глубже, двигаться вперед в саморазвитии и самосовершенствовании. Герои книги вызывают безграничное уважение, даже устами самого отрицательного персонажа глаголит простая истина – «— Франсиско, а кто среди людей является самым низменным?— Человек, не имеющий цели.». Отмечу, что герои романа слишком идеальные, картонные и плоские, они не вызывают доверия и переживаний за них, всё слишком утрированно и неестественно.
На роман обрушился ряд похвал и критики, критика в основном ссылалась на те же критерии, которые я отметила выше. Например, мысль «Все персонажи в книге любят долго перетирать одну и ту же идею. Представить себе в реальности такое просто немыслимо. Писатель, знакомый с литературными канонами хотя бы благоразумно уберет эти речи в мысли персонажа. Как это делает Лев Толстой. Я уже не говорю о том, что любое литературное произведение должно строиться на законе: «мыслям должно быть просторно, а словам – тесно». У Рэнд все наоборот. Одна толковая мысль облекается в тысячу предложений.»[2]. Данная точка зрения еще одного читателя абсолютно обоснована и достойна к принятию. Соглашусь, автор описывает одну и ту же идею многочисленными страницами, а в некоторых местах даже затянув эту идею настолько, что писатель теряет нить начала и суть самой мысли. Казалось бы апогей всего произведения – концовка, а именно финальная речь Джона Голта на более чем 60 страниц. Однако, она не привносит ничего нового, весь ее смысл в тех же выражениях «древом по маслу» читается в предыдущих двух томах. Это, так называемый, затянутый «summer up»! Еще…
«Это пропагандистское произведение, которое из себя представляет своеобразное зеркальное отражение социалистического реализма в его худших образцах. В нем действуют персонажи-функции, индивидуальные особенности которых соответствуют их политической роли. Например, у плохих персонажей, которые придерживаются неправильных идей, нездоровый цвет лица, бегающие свинячьи глазки, у положительных, наоборот — высокий рост, красота, сексуальность, здоровые зубы, и в основном они еще, как правило, голубоглазые и блондины (что Айн Рэнд особенно подчеркивает). Однако, учитывая ее увлечение ницшеанством и различными человеконенавистническими идеями своего времени, это вполне объяснимо», – зрит в корень историк и публицист Илья Будрайтскис.
Очень возможно, что эффект пост-прочтения будет таковым: «я бы тоже это написал», «это и так понятно». Это тоже некая форма «summer up» рецензии. Но если роман настолько бессмыслен, как отмечают многие критики, так почему он затронул почти каждого читателя, и почему все они нашли ответы на свои вопросы? Почему нет безразличных? Потому что это поистине достойное произведение. Для всех: для опытного читателя, знающего толк в литературных взлетах; для менеджера и предпринимателя, смыслящего в капитализме, в демократии, в благотворительности, в труде; для всех тех, кто осознает утопичность данного мира.
Герои романа – сильные планеты сей, у которых есть много чему поучиться нам, живущим в сегодняшнем мире, который с трудом может вырастить достойных детей человечества. У нас множество проблем из-за отсутствия понимания своей жизненной цели. Все повествуют, что «в поисках истины», но сами не знают что это и где ее искать. Мой совет – начните с поиска истинного чтива.
Отношу этот роман к обязательным для прочтения, он сделает из читателя нового человека. Ибо… по опросам библиотеки Конгресса, это вторая после Библии книга, которая изменила жизнь американских читателей.
Вы подумаете, кто она такая, чтобы ее читать? Почему ее философские мысли должны сбить мои и трансформироваться в собственные?
Айн Рэнд сумела основать собственное философское движение и стать одним из самых читаемых и почитаемых авторов XX столетия. Айн Рэнд, урожденная Алиса Зиновьевна Розенбаум, появилась на свет в России, а в 1926 году эмигрировала в Соединенные Штаты. Она прибыла в Нью-Йорк, но потом направилась в Голливуд, где мелькнула в эпизодической роли в библейской эпопее Сесила Б. де Милля «Царь царей». Будучи ярой антикоммунисткой, она начала писать сценарии, а потом и романы, в которых отражалась ее радикально индивидуалистская философия (сначала я, потом все остальные). В 1947 году Рэнд выступила перед комиссией палаты представителей Конгресса США с критикой Голливуда, создававшего, по ее мнению, слишком положительную картину жизни в СССР. Она наслаждалась ролями обличительницы и основательницы собственного философского течения (некоторые даже говорят, культа), которое в 1950-1960-е годы активно пропагандировал ее ученик и любовник Натаниэль Бранден. Вышедший в 1957 году главный труд Рэнд, роман «Атлант расправил плечи», только укрепил ее репутацию главной проповедницы «рационального эгоизма».
Источники:
Цитата Йозефа Геббельса (1897-1945)
https://silverrat.livejournal.com/315.html
https://biography.wikireading.ru/158020