В Театре «Модерн» прошла премьера постановки Юрия Грымова «Леонардо» — второй части трилогии Мережковского «Антихрист» и «Христос». Главную роль в спектакле исполняет заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин.
Центральный образ в постановке Юрия Грымова — известный гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Люди до сих пор любуются его произведениями, но что мы знаем о его жизни и духовных поисках? Этими вопросами задаётся режиссёр и предлагает зрителю собственное видение биографии художника.
Леонардо — это переходная фаза между Христом и Антихристом. «Ни мужчина, ни женщина, ни Ангел и ни Демон!» — восклицает ученик Мастера Джованни (Богдан Щукин), рассматривая причудливый образ Иоанна Крестителя на картине Леонардо. И, зайдясь истерическим хохотом, юноша находит ответ на свой вопрос: «Как наш учитель — и Христос и Антихрист в одном лице!».
В постановке Юрия Грымова, непревзойденного мастера аскетичной сценографии, темные оттенки декораций контрастируют с яркими, пышными и богатыми костюмами эпохи Возрождения (художник по костюмам Ирэна Белоусова). Однако в ткани разных цветов разодеты не все, а лишь аристократия — Моро, герцог Милана (Юрий Анпилогов), его жена Беатриче (Жанна Чирва), Рафаэль (Евгений Казак), сиамские сёстры (Ольга Богомазова и Марианна Канивец).
Художники же: Леонардо и его ученики, а также ярый враг — Микеланджело (Михаил Матыченко) — не выставляют напоказ дорогую разноцветную одежду. Они не пытаются украсить себя — им нужно создавать красоту для других. Их картины и фрески в монастырях служат Богу и людям.
Тема творчества, его природы, является в спектакле магистральной. Чтобы стать настоящим художником, нужно быть одиноким — не обременять себя ни дружбой, ни тем более любовью — говорит Леонардо скромно одетому юноше по имени Джованни, который готов на всё, чтобы стать учеником знаменитого живописца. И тут же герою выпадает искушение. В мастерскую входит красавица Кассандра (Надежда Селиванова). Джованни, смотрит на неё, затаив дыхание. До сей поры он был так далёк от плотской любви. Юноша не понимает, как мог Леонардо, которому позировала такая девушка, мог устоять против её чар. Впрочем, и Джованни попытается победить свою страсть — во время реформ религиозного фанатика Савонаролы (Алексей Багдасаров), когда в огне гибнут невероятной красоты полотна итальянских мастеров, юноша бросается с ножом на Кассандру. Но делает освобождает ли этот поступок его сердце от воспоминаний о прекрасной итальянке?
Что же до самого Леонардо — в постановке Грымова он одинок. Одиночество это беспросветное, причем не только физическое, но и духовное. «Он до сих пор девственник!» — удивленно хихикают миланские аристократки. (Знатные дамы были бы не прочь помочь бедному художнику избавиться от невинности).
Но все-таки порок не чужд непревзойденному творцу — как-то раз удивленные ученики наблюдают, как к Мастеру приходит богато разодетый милый мальчик Салаи… Да и не только этот грех лежит на душе главного героя — один из подопечных художника, окрылённый мечтой о полете, которую внушил ему Мастер, разбивается вдребезги, когда испытывает новое изобретение Леонардо…
Но вот в жизни живописца появляется некая Лиза. Маина Чижевская создает поистине возвышенный и непорочный образ своей героини. С золотистыми волосами и одухотворённым взглядом она прекрасна, словно Мадонна. Они с Леонардо любят друг друга, но им не суждено быть вместе. Такова, очевидна, судьба художника…
«Какие плечи, какие волосы, какая грудь! А то, что скрыто под одеждой, видимо, и того прелестнее!» — восторженно говорит король Франции (Александр Колесников), рассматривая портрет Моны Лизы. Он не подозревает, что физическую любовь с этой девушкой Леонардо так и не удалось познать…
«Когда Любовь, которой художник всю жизнь противился, все же настигает его, он не дает ей выйти наружу, искренне полагая, что взаимные земные чувства помешают ему завершить работу над своим главным произведением…» — объясняет Юрий Грымов.
Однако портрет Джоконды не единственное главное произведение Леонардо. С самого начала на сцене появляется великолепная инсталляция «Тайной вечери». Все, кто смотрят на фреску, не могут забыть изумляющей и впечатляющей силы искусства Леонардо. Именно этой творческой победы не может простить заклятому врагу завистливый Микеланджело — как может безродный выскочка из Винчи одолеть потомственного аристократа?! Однако, если роспись Микеланджело потолка Сикстинской капеллы может сравниться с великолепием «Тайной вечери», то портрет «Моны Лизы» до сих пор остаётся вне конкуренции.
Библейский мотив, связанный с предательством Христа, не случайно возникает на протяжении всего спектакля. Это отсылка к будущей постановке — последней части трилогии «Антихрист и Христос» — «Иуде» Дм. С.Мережковского, которую мы теперь будем с нетерпением ждать от Грымова.