Пять лет назад президент группы LVMH (Louis Vuitton — Moët Hennessy), один из крупнейших французских коллекционеров и меценатов Бернар Арно открыл в Париже новый культурный центр — Fondation Louis Vuitton.
ГМИИ им. А.С. Пушкина и Fondation Louis Vuitton представляют выставку «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное».
В рамках выставки представлены работы Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Жан-Мишеля Баския, Энди Уорхола, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Кристиана Болтански, Марины Абрамович, Маурицио Каттелана, Андреаса Гурски и других известных художников. Экспозиция включает 65 произведений, среди которых живопись, скульптура, фотография, световые и видеоинсталляции. Выставка займет все пространство Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и станет одним из крупнейших показов собрания за пределами Парижа с момента открытия Фонда. Все произведения выставляются в России впервые. Коллекция Fondation Louis Vuitton пополняется произведениями актуального искусства Франции и всего мира. Выставка занимает три этажа и почти все залы Галереи (20 из 26), демонстрируя работы, созданные художниками с 1947 по 2018 год.
Наш главный редактор и ее подруги, кто обожают Louis Vuitton и уважают искусство, составили ей компанию и совершили совместный арт-променад по музею, запечатлев произведения современного искусства таким же современным образом – на айфон.
Экспозиция делится на 4 линии:
Линия «созерцательного искусства», яркими примерами которого являются работы Дэна Флавина, Таситы Дин, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке и Кристиана Болтански, делающая акцент на эмоциональном отношении художника к миру. Рихтер и Польке представлены масштабными абстрактными работами, демонстрирующими удивительные по своему разнообразию и полноте цветовые решения. Тасита Дин исследует тему времени, изучая его проявления на поверхности древнего мегалита и в рисунке алебастровых плит.
Экспрессивность личного взгляда объединяет художников, которые в своем творчестве задаются такими глобальными, общечеловеческими вопросами, как жизнь, смерть, любовь, страх или одиночество. Это Альберто Джакометти, Ив Кляйн, Аннет Мессаже, Иза Генцкен, Маурицио Каттелан, Марк Брэдфорд, Вольфганг Тильманс, Мона Хатум.
Экспозицию открывают Альберто Джакометти и Ив Кляйн – классики искусства ХХ века.
Пугающе натуралистичное чучело лошади, висящее под потолком, является работой известного своим черным юмором итальянца Маурицио Каттелана. Беспомощно болтающаяся в воздухе лошадь в полной сбруе — своеобразное посвящение Льву Троцкому и краху революционной утопии.
Безысходность чувствуется и в другой работе Каттелана — «Чарли не серфят» (1997), представляющей собой фигуру сидящего за партой мальчика, руки которого прибиты к поверхности стола карандашами.Для Маурицио Кателлана – это воспоминание о детстве и школьных годах. Работа имитирует ситуацию: мальчик (автопортрет), сидя за партой, смотрит в окно и о чем-то мечтает, но его руки крепко прибиты карандашами, а это значит, что он скован. Кателлан рассуждает о жизни в целом, поднимая тему самоидентификации. Для художника путь в искусство был нелегким, и он любит подчеркивать свое простое происхождение: его мама была уборщицей, а папа – дальнобойщиком.
Мона Хатум –мастер перформанса и инсталляции Мона Хатум, которая говорит о трагедии войны, тоске по дому и взрослении мусульманской женщины в современном мире. Здесь представлено очень романтичное ее произведение: две шляпы с одним полем брошены на лавку напротив открытого окна. Произведение немного провокативное – оно заставляет задуматься о неоднозначности ситуации. Это сильное желание людей быть вместе или история вынужденности, когда люди не могут расстаться по какой-то условной причине? Когда они вместе, две шляпы слиты воедино, так же как и чувства и мысли влюбленных. А если они расстанутся – шляпы, так же как их чувства будут изуродованы…
«Поп»-вектор, заданный актуальными тенденциями современной жизни, находит выражение в работах Энди Уорхола, Жан-Мишеля Баския, Андреаса Гурски, Бертрана Лавье.
Баския – абсолютно культовый художник, которому удалось выразить атмосферу 80-х. В своем творчестве он использует новую эстетику социально-отвергаемых художников, связанных с нью-йоркскими районами Бруклин и Бронкс. Здесь было содружество чернокожих авторов, говоривших новым языком – языком улиц. Именно им была свойственна свободная экспрессия и подчеркнутая музыкальность.
«Музыкально-звуковая» линия, отражающая особый интерес Fondation Louis Vuitton к искусству новых медиа, представлена на выставке двумя большими инсталляциями Пьера Юига и Марины Абрамович.
Инсталляция Марины Абрамович «Обновитель астрального баланса» (2000) побуждает зрителя сесть в шезлонг и в течение длительного времени (по замыслу Абрамович, 45 минут) медитировать под мерный звук стоящего напротив метронома.
ОТЗЫВЫ:
- “Экспозиция не удивит посетителей, кто хотя бы раз сталкивался с произведениями современного искусства. Я сталкивалась, поэтому меня сложно напугать или удивить. Рассказ будет по-возможности беспристрастным и отстраненным, потому что искусства как такового на этой выставке нет и быть не может. Это скорее достижения цифровых и других инновационных технологий, соединенных с техническими и финансовыми возможностями авторов картин и инсталляций. Вероятно, каждый может найти на ней что-то близкое к своему миропониманию. Я не нашла, потому что люблю традиционное искусство. Троцкого подвесил бунтарь левых взглядов по имени Маурицио Кателлани, так он видит своего героя – одиночку Троцкого. Зоозащитники на открытии выставки бушевали, им показалась, что лошадь живая, требовали немедленно прекратить мучить животное, и это не шутка. Этот уголок музея, как и почти все его экспозиции, пропитан легким безумием”.
- “Очень рекомендую, всем кто соберётся на выставку, взять аудио гид в галлерее или прослушать его на сайте Пушкинского музея предварительно, иначе многие работы ничего вам не скажут, а то и вызовут недоумение. Так же в одном из залов представлены фильмы”.
- Это искусство слишком современное. Вопреки тревогам, выставка порадовала. Она позволяет глубоко и разнопланово познакомиться с современным искусством – от востока до запада, от видеоарта до живописи. Какие-то работы отталкивают, какие-то не вызывают никаких чувств, какие-то накрывают с головой.