Cognosce te ipsum.
Познай самого себя.
«Тайная история Марии Магдалины»
Маргарет Джордж
(2009)
Исторический роман, 860 страниц
«Преступление и наказание»
Федор М.Достоевский
(1866)
Философский роман, 331 страница
«Монахиня»
Дени Дидро
(1796)
Художественная литература, 256 страниц
Тема религии и верования одна из самых скрытых и личных тем. Это правда, не с каждым вступишь в беседу, обсуждая данную тематику. Во многих странах тема религий считается табу. У каждого своя вера в душе, у каждого своя религия и свои взгляды, свое отношение к Богу.
Но что стоит обсудить и ввести в критерий маст – это литература для формирования определенного отношения к религии и для новых познаний. Предлагаю Вам три великих романа, которые откроют дорогу в глубь вашей души и помогут сформировать индивидуальное «отношение» к Богу, вере и религии.
Книга 1
«ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ МАРИИ МАГДАЛИНЫ»
Мария Магдалина одна из самых таинственных и противоречивых фигур за всю историю существования мира. Эта женщина стояла у истоков движения, изменившего мир. Ее же история тесно связана с Иисусом и именно Мария Магдалина стояла у подножия креста, когда Иисус был распят. Именно она обнаружила открытую могилу и была первой свидетельницей его Воскресения. До сих пор люди задаются вопросом, кем же она была? – грешницей или святой, женой или другом, апостолом или просто тенью?
Ответы на все эти вопросы я стала искать для себя в романе Маргарет Джордж, которая славилась своими историческими романами. Будучи еще на истоках своего религиозного развития, я открыла ее тайную историю, которая поглотила меня и сподвигла изучить всю историю христианской религии, как в научных работах, так и в исторических романах.
Религия в романе не навязчива, она просто повествуется с первых уст, читатель проходит весь тот святой путь вместе с Марией Магдалиной и Иисусом, о которых так много наслышан. На мой взгляд, это основополагающая книга для людей, находящихся в поисках ответов на свои религиозные вопросы. Закрыв книгу, христианин или приверженец любой другой веры, или даже атеист начнет поглощать другие материалы для более детальной информации. Да, книга мотивирует и шевелит Ваши мысли…
Роман «к месту» на все времена и для любого круга читателей. В юном возрасте (как в моем случае), читая роман, питаешь свои религиозные начала потрясающей историей, которая меж строк закладывает в голове молодого человека знания и законы христианской религии. Просматривая эту историю сквозь призму уже религиозного человека (даже хотелось бы больше употребить слово верующего, так как оно несет в себе более верный и глубокий смысл понимания Веры), читатель настолько углубляется в жизнь и быт Иисуса, что получает, несомненно, колоссальное душевное удовольствие, проделав этот «путь» вместе с героями.
«В Иисусе заключена великая тайна, однако, когда ты находишься рядом с ним, он вовсе не кажется таинственным», – и вправду складывается ощущение, что читатель находится «рядом» с ним, от этого строки романа проникают еще глубже и оставляют еще больший след в развитии личностной религиозности.
Благодаря таланту автора, роман читается на одном дыхании. Это притягательное, умное произведение об одной из самых величайших женщин христианской эпохи. Он несет в себе огромное количество информации о христианской религии, которую автор не оставляет на усмотрение читателя, а повествует о началах чистого христианства, передает через свои страны в сердце читателя то самое сокровенное и правильное, что лежит в основе этой религии. Роман можно сравнить с азбукой для начинающих христиан.
Книга 2
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Поговорим о более сложном романе гениального писателя всех времен – Федор М. Достоевского «Преступление и наказание». Один из немногих романов, который стоит перечитывать, так как понять Достоевского с первого раза невозможно. Молодое поколение способно смеяться над желтым билетом Сонечки, пропустив «мимо ушей» один из самых глубоких романов в мировой литературе.
Столько тем поднято автором: мотивы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Сегодня сделаем акцент на религиозные аспекты книги. Известно, что Федор Достоевский какое-то время провел в ссылке на каторжных работах. Именно там писатель столкнулся с самыми разными людьми. И именно там, вдали от дома на каторге Достоевский самым тщательным образом изучал и исследовал судьбы этих людей. И не только их истории жизни интересовали Федора Достоевского, но и мотивы, толкнувшие того или иного человека совершить преступление. В 1865 году Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения – преступление, «идейное» убийство. Написать такое за один год способен лишь гений.
Целью романа у автора было проследить «психологический процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначилось своеобразие психологизма самого писателя. Он считает, что психологический рисунок зависит не от внешних воздействий среды, а от внутреннего состояния души человека. Герои Достоевского попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Стефан Цвейг в своем эссе «Достоевский» очень тонко подмечает:
«В творчестве Достоевского каждый герой заново решает свои проблемы, сам окровавленными руками ставит межевые столбы добра и зла, каждый сам претворяет свой хаос в мир. Каждый герой у него слуга, глашатай нового Христа, мученик и провозвестник третьего царства. В них бродит еще и изначальный хаос, но брезжит и заря первого дня, давшего свет земле, и предчувствие шестого дня, в который будет сотворен новый человек. Его герои прокладывают пути нового мира, роман Достоевского – миф о новом человеке и его рождении из лона русской души…».
Тема веры очень тонко предстает перед читателем. Религия и личностная вера, вот что освещает автор, возможности человеческой души под влиянием ошибок и желания их исправления, искупления за счет личностной веры. Автор дает возможность своему герою самостоятельно проделать путь верования и прийти к верному итогу, вместе с тем погружая читателя в этот верный и долгий путь искупления, который затрагивает и личные философские мысли читателя на тему веры, позволяя тем самым лучше познать самого себя и свои религиозные качества…
«В XIX веке стала видна недостаточность прежних христианских аксиом, и все они предстали перед человеком в виде вопросов, требующих безотлагательного решения. Но сама насущность этих вопросов, само сознание, что от них зависит дальнейшая судьба и всего человечества, и каждого человека, ясно показали, что усомнившемуся человечеству нужно было лишь убедиться в истинности своей прежней веры», – отметил Сергей Белов, литературовед и достоевист.
Мотив нравственной, духовной смерти и воскресения главного героя проходит через весь роман. Вспомним, что он и существует в «гробу», и поступком своим он сам себя «убил», «ухлопал», как он скажет в романе героине Соне. «Духовный путь» героев показывает читателю всю напряженность психологического состояния, специфику изображения внутреннего мира, нравственные поиски. «Духовный путь» дает ключ к раскрытию психологизма романа. Вместе с главными героями читатель проходит путь «уверования», от низов бездушности до высот нравственности. «Чтобы так углубить и обогатить наш внутренний мир, чтобы так осложнить жизнь, этому величайшему из Дедалов, строителей лабиринта, нужно было быть сложнейшим и в своем роде грандиознейшим из художников. Он был зодчим подземного лабиринта в основаниях строящегося поколениями храма; и оттого он такой тяжелый, подземный художник, и так редко видимо бывает в его творениях светлое лицо земли, ясное солнце над широкими полями, и только вечные звезды глянут порой через отверстия сводов, как те звезды, что видит Дант на ночлеге в одной из областей Чистилища, из глубины пещеры с узким входом, о котором говорит:
«Немногое извне доступно было взору, но чрез то звезды я видел и ясными, и крупными необычно», – повествует в своей статье В.И. Иванов, подтверждая факт гениальности автора, которому и по сей день нет равных. «Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека и его душевные способности.
Книга 3
«МОНАХИНЯ»
В романе великого просветителя и мыслителя XVIII столетия Дени Дидро речь пойдет от противного – в своей работе «Монахиня» автор разоблачает несправедливость монастырских законов. Сам автор писал про свой роман – «Я не думаю, что когда-нибудь была написана более ужасная сатира против монастырей». Своим произведением он показывает мир, в котором мы живем, религиозный мир, который, к сожалению, очень часто бывает жесток и несправедлив.
«Если я не постыдилась совершить поступок, почему же мне краснеть, признаваясь в нем?», – цитата романа, абсолютно точно передающая философию всего произведения и высоту нравственности героини. В свое время я долго размышляла над этой фразой и благодаря нее пришла ко многим выводам.
Прототипом главной героини Сюзанны Деламар стала Маргарита Деламар, которая была насильственно заточена в стенах монастыря 60 лет. На примере главной героини, читатель понимает простую истину, не в религиозности правда, а во внутренней вере человеке, его душевной чистоте и высоты нравов. Дидро не интересует проблема веры, он не затрагивает христианского учения – в романе он обращается лишь к нравственной вере. Автор сквозь призму романа показывает, что религия тождественна лицемерию, когда человек, руководствуясь высшими материями, может бесчинствовать с теми, кто не согласен с «безусловным законом».
Дидро освещает проблему несостоятельности религии тех времен с точки зрения требований разума, указав на гибельность монастырского заключения. В своем романе автор проницательно раскрывает психологию религиозного аскетизма и показывает процесс перерождения человеческого сознания под давлением религии.
К сожалению и в наши дни определенно прозрачно видна проблема несовершенства религиозной ветви, а именно Церкви, как социального института.
В первом романе «Тайная история Марии Магдалины» читатель предстает «голой» душой перед повествованием о вере, религии и Иисусе, получая тем самым бесценные знания и тонко заложенные в романе догмы Христианства. В романе Достоевского перед читателем открывается возможность проделать путь от грешника до святого, путь искупления вместе с главным героем, а Дени Дидро сталкивает читателя с преступлением Церкви по отношению к человеку и его душе. Каждый, кто интересуется темой религии и веры должен познакомиться с данными романами именно в порядке их представления здесь – Обобщенная религия, Религия личностная и Религия, как несправедливый социальный институт. А дальнейшие философские рассуждения в сумме этих трех произведений однозначно внесут вклад в ваше саморазвитие.
1 comment
На Вашем месте я бы так не делал.