В Театре оперетты поставили спектакль о любви во времена Ивана Грозного
В мюзикле Валерия Архипова «Князь Серебряный» по знаменитому роману А. К. Толстого (музыка Аркадия Укупника, либретто Карена Кавалеряна) сказочный вымысел соседствует с исторической жестокостью. Но на сцене Театра оперетты неизменно побеждает любовь.
Постановка Валерия Архипова о Руси XVI века не может не очаровать своей «русскостью» — душа радуется при виде девушек в сарафанах, танцев и песен на народный лад (такую же любовь ко всему русскому испытываешь при чтении произведений Н. М. Карамзина). Однако с самых первых минут спектакля зрителя не покидает ощущения страха — ведь перед глазами разворачивается не сюжет русской народной сказки, а время правления Ивана Грозного. Царь-батюшка (Игорь Балалаев / Владислав Кирюхин) одержим идеей заговора против власти. Из-за этого-то и учреждена опричнина.
Князь Серебряный (Иван Викулов / Павел Иванов), пять лет сражавшийся на Ливонской войне, не узнает своего Отечества. Какая-то шайка разбойников, прикрываясь именем царя, у него на глазах разоряет деревню и хочет «попортить» девушек. В общем, «легкой доли не проси, // Коль родился на Руси…».
Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили, как думали?
Н. М. Карамзин, повесть “Наталья, боярская дочь”
Главный герой бесстрашно сражается с главарем опричников — князем Вяземским (Леонид Бахталин / Максим Катырев), но победив его, по совету Ваньки Перстня (Глеб Косихин / Давид Левин) и верного друга Михеича (Дмитрий Лебедев / Константин Ужва), повесить зачинщика беспредела не решается — а вдруг и впрямь он государев посланник…
При дворе царя главному герою открывается страшная правда — на святой Руси действительно пошли странные порядки: командуют теперь подлецы с мётлами и пёсьими головами. «Черным по белому, чёрным по белому вновь разольётся ложь. // Честному, смелому, честному, смелому как в спину острый нож», — слова песни Карена Кавалеряна как нельзя более точно передают горечь не только князя Серебряного, но и зрителя, неравнодушного к истории своей страны.
— Какая опричнина? Что за опричники? — спросил князь.
— Да провал их знает! Называют себя царскими людьми. Мы-де люди царские, опричники! А вы-де земщина! Нам-де вас грабить да обдирать, а вам-де терпеть да кланяться. Так-де царь указал.
А. К. Толстой “Князь Серебряный”
«Чтобы остаться мне целому, целому — верить буду лишь в любовь», — решает герой, однако и тут его ждет разочарование. Любимая девушка Елена, которую во время премьеры исполнила очаровательная Дарья Январина (также в составе более юные, хотя и не менее обаятельные и талантливые солистки Арина Чернышова и Алена Голубева), оказывается замужем за лучшим другом князя Серебряного — Дружиной Морозовым (Артем Маковский / Максим Новиков). Еще до появления супружеской пары на сцене зрители уже понимают — свадьба обошлась боярину недешево. Из-за красавицы-жены, к которой до замужества настойчиво сватался Вяземский, и наложил царь опалу на Морозова.
Однако любовный многоугольник скоро уменьшается до треугольника — боярина вероломно убивает Вяземский, привёзший в имение радостную весть о том, что государь больше не гневается на своего покорного слугу. В накале страстей и экшене в спектакле недостатка нет. Герои постоянно затевают поединки, и все они, за редким исключением, из-за красавицы Елены.
Довольно оригинальным вкраплением в постановку о временах Ивана Грозного стали сцены с лесной колдуньей. Конечно, на Руси верили в духов леса, однако в данном случае героини больше напоминают диснеевских эльфов. Вечно-молодая колдунья, в отличие от своей пожилой сестры Мануйлихи, неустанно следящей за покоем царя, смешлива и привлекательна. Эти две ведуньи не похожи друг на друга, как тьма и свет, однако и та, и другая помогают добру восторжествовать.
Если вы помните финал романа А. К. Толстого, то не следует ожидать подобной развязки от спектакля. В мюзикле Театра оперетты сказочность побеждает не только трагизм произведения, на основе которого написано либретто, но и историческую жестокость.
Во время премьеры на аплодисменты вместе с артистами вышли не только создатели постановки: композитор Аркадий Укупник, поэт Карен Кавалерян, режиссер Валерий Архипов, художник-постановщик Вячеслав Окунев и дирижёр Константин Хватынец, — но и директор театра Владимир Тартаковский. Он поздравил зрителей с премьерой юбилейного 95-ого сезона и объяснил, что поиски оригинальных форм и жанров для новых постановок намного интереснее и эффектнее, чем какой-нибудь праздничный концерт. Зал поддержал его речь бурными овациями. Теперь осталось ждать новой премьеры — на очереди у театра-юбиляра «Веселая вдова» в постановке Алексея Франдетти.