( 2015)
США
Триллер, драма
Фильм Уэйна Блэра
Восстановили прошлое и дали установки настоящему.
Если поискать значение слова «человечность» в словарях дается следующее определение: «Человечность – одно из лучших морально-нравственных качеств человека, делающего его достойным всяческого уважения. Человечность – это у меня почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды. Человечность – это доброжелательное отношение к людям и миру». «Человечность» – зачастую это просто слова. Во время социального хаоса, гуманность и человечность стираются и становятся очень сложным аспектом. Надо очень постараться, чтобы уважать друг друга; надо перейти через себя, чтобы почувствовать другого человека, его надежды и интересы. Мало кто сейчас доброжелателен. Когда в стране все хорошо, и люди живут привычной жизнью, все кажутся нравственными. Но это 1979 год и Иранская революция. Режиссер Уэйн Блэр собрал самых колоритных и самых моих любимых актеров вместе: Эдриана Броуди, Сельму Хайек и Шоре Агдашлу. Только подобная троица смогла бы создать такой драматический эффект. Как же я ждала вас и этот фильм – «Сентябри в Ширазе». Джерард Батлер тоже красавчик. Потому что продюсер фильма и потому что… красавчик. Этот фильм оснвоан на реальных событиях, и это еще одна причина его посмотреть. Я общалась с теми, кто читал книгу, и они сказали: «Если ты интересуешься историей Ирана, если не боишься заглянуть в глубину и узнать об истинных причинах трагедии – прочитай книгу!»
«Меня зовут Исаак Амин. Изучал поэзию, но открыл собственное ювелирное дело. Хотел стать поэтом, но понял: словами сыт не будешь». И это нормально! Все что прекрасно, красиво и послано свыше потрясает никчемные бытовые устои общества. Я про музыку и энциклопедии. Воры и бунтари или, как я больше люблю называть – «твари дрожащие», сажают в тюрьму ювелира за то, что тот будоражит глаза покупателей и смущает их карманы. Ювелир своими силами добился успеха, подбирал обормотов и растил их, но это лишь гнусная лирика, потому что не делай добра – не получишь зла. Однако, опасней всего для такого общества – пианист Вартан Сафоян и преподаватель Мехди! Вот это «зло». Они переворачивают души людей и одаривают их божественными знаниями, невольно отражая их в зеркале как смертных. Потом эти революционеры убивают этих эволюционеров. К чему это я? В наше время таланты и знания оборачиваются для нас бедой. Они обесцениваются или не воспринимаются. Из своего опыта скажу: всеми дарами и познаниями нагло пользуются, и таланты далеко не спасают твое «женское положение» в обществе. Как жаль, что мы не в 19 веке, когда игра на фортепьяно и поэзия на зубок помогали выйти замуж за принцев и герцогов. Сейчас колхозники у власти коверкают истинные понятия, основанные гуманистами. Люди толерантные и не афиширующие свою веру, попадают под сомнение и терпят пытки, в то время как под религиозной маской скрываются настоящие лицемеры! Героя фильма, успешного еврея пытали за его талант и благосостояние. Помнится, и я испытывала пытка и мучения, за то, что не имела привычки грубо выражаться. Да, люди с достатком зачастую теряют духовность и забывают о самом главном в жизни. А униженные и обиженные по жизни не всегда встают на ноги, а погружаются в мрак и тянут туда же остальных.
Шоре Агдашлу сама бежала из Ирана во время революции, по ее словам, она помнит многие сцены, поэтому ее игра завораживает. Броуди не впервой удаются роли мученика. А Сельма Хайек не только в жизни, но и на экране показывает свою женственность и семейность. «Почему некоторые люди должны жить как короли, а остальные как крысы?» Одна из ключевых фраз фильма и любимая реплика Шоре Агдашлу. «Человечность не делится на черное и белое», – уверена Сельма Хайек. Эдриан Броуди демонстрирует все, что думает о происходящем своим выражением лица и игрой на экране. А для меня стало ясно: голодные подонки хуже сытых котов!