«Она никогда не говорила банальностей, и у нее на все был свой взгляд, и с нею всегда было интересно. С Лилей Брик я мог откровенно говорить абсолютно обо всем».
Ив-Сен-Лоран
Лиля Брик никогда не была красавицей, а вот музой, покровительницей, любовницей бывала не раз. В ее собственном салоне нередко собирались талантливые обожатели и деятели искусства. Иногда на огонек заглядывали и чикисты, занимающие высокие посты. Еще при жизни ее называли «музой русского авангарда»: глядя в ее глаза мужчины влюблялись и забывали о женах, творцы вдохновлялись и посвящали свои бессмертные произведения именно ей. Лиля Брик увековечила себя, прежде всего, через Маяковского, став «автором его стихов» – единственной Музой поэта. Благодаря искусству, которое она так любила, и творцам, которым она покровительствовала, феномен обаяния Лили Брик не забыт под толщей истории, как это бывало не раз с благоверными женами, народными героями, скромными учеными и много с кем еще. В чем же секрет ее привлекательности и умения нравиться?
Глава 1
НЕ ТАКАЯ КАК ВСЕ
С раннего детства Лиля отличалась непокладистым и своевольным характером. Этому, кажется, соответствовала и ее внешность: рыжеволосый бесенок с карими теплыми глазами – полная противоположность младшей сестры Эльзы, белокурой и голубоглазой. Обе сестры получили хорошее домашнее образование: мать привила им любовь к искусству, в частности, музыке, отец свободное знание языков (немецкого и французского). А в 1905 году Лиля пошла в пятый класс частной гимназии Л.Н. Валицкой, куда отдали и Эльзу. В школьные годы Лиля Брик не только постигает новые науки, но и осознает свою сексуальность, учится ею управлять. Мать не раз зачитывала сочинения дочери вслух, гордилась и восхищалась ею, пока не узнала, что за Лилю сочинения писал сам учитель словесности.
Однако самая что ни есть настоящая любовь, настигла Лилю в гимназии, когда она в тринадцатилетнем возрасте попала в политэкономический кружок семнадцатилетнего Осипа Брика. Кто знает, может потому что это чувство постигло ее достаточно рано, может потому что Осип был холоден с нею, но Лиля влюбилась в него и продолжала любить всю свою жизнь. По-своему, так, как только ей одной удавалось: платонически и страстно одновременно.
Глава 2
СВОБОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ
После окончания гимназии Лиля Брик поступила на математическое отделение Высших женских курсов, но спустя год увлеклась искусством и перешла в архитектурный институт, где изучала живопись и ваяние. Спустя два года Лиля уехала учиться скульптуре в Мюнхен. Однако здесь увлечение искусством переросло в искусство соблазна и любви, которое Лиля постигала не по годам быстро и успешно. На ее счету были головокружительные и мимолетные связи: студент из Бельгии, татарин из Тифлиса, родной дядя и владелец санатория в Дрездене. От учителя музыки она забеременела и сделала неудачный аборт, после чего не могла иметь детей.
В 1911 году она вернулась в Москву и вновь сошлась с Осипом Бриком, а спустя год из Лили Каган превратилась в Лилю Брик, замужнюю обольстительницу, хозяйку собственного салона в Петербурге. Достаточно быстро отношения с мужем из пылкого любовного чувства превращаются в супружеский союз, где каждый свободен и раскрепощен. Жили Брики в лучших традициях Чернышевского, и для той эпохи это было не просто нормально, но и прогрессивно.
Она писала в дневнике: «Наша личная жизнь с Осей как-то расползлась, но я его любила, люблю и буду любить больше, чем брата, чем мужа, больше, чем сына. Я люблю его с детства, и он неотъемлем от меня».
Глава 3
СИМВОЛ ЭПОХИ
В 20-е послереволюционные годы XX века общество подверглось существенным переменам. Это касалось не только политического и экономического строя страны, но и сознания ее жителей. Коммунизм вошел в жизни и семьи людей. Сексуальная революция 20-х годов дискредитировали институт брака и семьи, считая его буржуазным пережитком. Появились общества «Долой стыд!», агитирующее за отмену одежды, и движение за «новый быт» с лозунгом «Долой кухонное рабство!». Берег Москва-реки превратился в нудистский пляж.
Правила заключения брака существенно упростились – расписаться можно было в один день, а расторгнуть брак также быстро всего за 6 рублей и без согласия второй стороны. В такое время позиция семьи Бриков была не просто исключением, а исключением, которое на фоне буржуазного прошлого превращалось в правило. Они соответствовали духу времени, а сама Лиля Брик была символом эпохи сексуальной раскрепощенности и свободы.
Неудивительно, что футурист Владимир Маяковский влюбился в хозяйку петербургского пристанища творцов нового времени с первого взгляда, посвятил ей поэму «Облако в штанах» и решительно забыл о ее младшей сестре Эльзе, с которой пришел в салон. Их отношения – это настоящее воплощение эпохи, гимн новой любви, который отразился в стихах, письмах и воспоминаниях современников. Они стали жить втроем, на двери квартиры красовалась табличка: «Брики. Маяковский».
Глва 4
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ КРАСОТА
Лиля Брик не была красавицей в классическом представлении. Она была невысокой, очень худой, сутулой. Однако умела притягивать взгляды и быть обаятельной. Муж Анны Ахматовой Николай Лунин вспоминал о Лиле Брик:
«Зрачки ее переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее торжественные глаза; есть наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками… эта самая обаятельная женщина много знает о человеческой любви и любви чувственной».
В противовес мужскому мнению Анна Ахматова описала известную искусительницу коротко, но достаточно броско:
«Лицо несвежее, волосы крашеные и на истасканном лице наглые глаза».
Однако не все женщины недолюбливали Лилю Брик. Александра Доринская, дававшая Лиле уроки балета, вспоминает:
«Среднего роста, тоненькая, хрупкая, она являлась олицетворением женственности. Причесанная гладко, на прямой пробор, с косой, закрученной низко на затылке, блестевшей естественным золотом своих воспетых…рыжих волос. Ее глаза действительно «вырывались ямами двух могил» – большие, были карими и добрыми; довольно крупный рот, красиво очерченный и ярко накрашенный, открывал при улыбке ровные приятные зубы… Дефектом внешности Лили Юрьевны можно было бы почитать несколько крупную голову и тяжеловатую нижнюю часть лица, но, может быть, это имело свою особую прелесть в ее внешности, очень далекой от классической красоты».
Глава 5
ЛЮБОВЬ К ХОРОШИМ ВЕЩАМ
Лиля Брик любила красивые и качественные вещи. Из-за границы ей постоянно посылала вещи сестра, да и сам Маяковский привозил ей множество подарков, которые закупал по предоставленному Лилей списку. Один из них выглядел так:
«Рейтузы розовые 3 пары, рейтузы черные 3 пары, чулки дорогие, иначе быстро порвутся… Духи Rue de la Paix, пудра Hubigant и вообще много разных, которые Эля посоветует. Бусы, если еще в моде, зеленые. Платье пестрое, красивое, из крепжоржета, и еще одно, можно с большим вырезом для встречи Нового года. И ещё: «Очень хочется автомобильчик! Привези, пожалуйста!».
Влюбленный Маяковский преданно отвечал: «Первый же день по приезде посвятили твоим покупкам, заказали тебе чемоданчик и купили шляпы. Осилив вышеизложенное, займусь пижамками».
Одевалась и красилась Лиля Брик достаточно провокационно, согласно духу времени. Однако с ранним футуристическим «антистилем» Маяковского это не имело ничего общего. Чувство эстетики все-таки было присуще Брик. Она нередко подчеркивала свою сексуальность с помощью откровенных платьев, прозрачной ткани, яркого макияжа. Уже в старости в возрасте 84 лет она поразила французского дизайнера Ив-Сен-Лорана своей зеленой шубкой от Dior. Кутюрье признал, что лишь три женщины умеют быть элегантными вне моды: Марлен Дитрих, Катрин Денев и Лиля Брик. Для Лили он создал эксклюзивное платье, которое она надела на свой 85-летний юбилей. После чего это платье она одолжила лишь однажды актрисе Алле Демидовой, чтобы та прочитала трагическую поэму Анны Ахматовой «Реквием».
Глава 6
«НАДО ВНУШИТЬ МУЖЧИНЕ, ЧТО ОН ГЕНИАЛЬНЫЙ»
Лиля Брик умела замечать и открывать таланты. Если Маяковским она решила заняться всерьез и вылепить из него поэта посредством переживаний и страданий, то многим другим она помогала покровительством, советом, заступничеством перед властью. Лиля предрекла большое будущее начинающей Майе Плисецкой. В доме Бриков балерина познакомилась с Родионом Щедриным, которому Лиля Юрьевна посоветовала написать оперу о колхозе. Признавая исключительность своих гостей, открывая в них то, чего сами они могли и не замечать, Лиля Брик была любима и востребована среди своих друзей. В отношении мужчин она выработала простую формулу, который неукоснительно следовала:
«Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешить ему то, что не разрешают дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Ну а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».
Глава 7
САМОРАЗВИТИЕ
Лиля Брик не только открывала чужие таланты, но и сама не стояла на месте. Она развивалась как личность: занятия балетом, работа в окнах РОСТА вместе с Маяковским, помощь в организациях выставок, кинематограф. В одном из писем она просит Маяковского сочинить пьесу для них, чтобы сняться в кино:
«Милый Володенька,
Пожалуйста, детка, напиши сценарий для нас с тобой и постарайся устроить так, чтобы через неделю или две можно было его разыграть. Я тогда специально для этого приеду в Москву.
Ответь возможно ли это и пошли ответ с Миклашевским.
Ужасно хочется сняться с тобой в одной картине».
Лиля Юрьевна хорошо разбиралась в искусстве, имела развитый художественный вкус и притягивала к себе творческих людей. Среди ее друзей были Жан Кокто, Пабло Пикассо, Игорь Стравинский, Мартирос Сарьян, Фернан Леже, Марк Шагал; она принимала у себя в доме Ива Монтана, Симону Синьоре, Жерара Филиппа, Рене Клера, Поля Элюара, Мадлен Рено, посещала Михаила Ларионова и Наталью Гончарову. Для них Брик была не только любимой женщиной Маяковского, но и необычным, тонкочувствующим и незаменимым человеком.
Глава 8
ТОНКИЙ ПСИХОЛОГ И СТРАТЕГ
Лили Брик часто приходилось прибегать к хитростям и уловкам в отношениях с мужчинами. Если бы Брик доверилась судьбе, то Маяковский, возможно, не раз женился . Она следила за ним, когда он был за границей, получая вести от сестры Эльзы. Почти каждое письмо содержало пересказ похождений советского поэта и завершалось приободряющей строчкой: «Пустое, Лилечка, можно не волноваться».
Лиля Брик умела чередовать кнут и пряник. Когда поэт Владимир Маяковский влюбился в парижскую модель Татьяну Яковлеву, Лиля закатила скандал, что было ей несвойственно. Все дело в том, что поэт осмелился посвятить стихи новой возлюбленной. После чего Лиля сфабриковала письмо от сестры с новостями из Парижа, где сообщалось, что Татьяна Яковлева выходит замуж за французского виконта. Чтобы утешить Маяковского и переключить его внимание с серьезного увлечения на любовную интригу она не без помощи Оси свела его с замужней актрисой Вероникой Полонской.
Второй раз Лиля распереживалась, когда Маяковский собрался жениться на родине. Когда он вместе с Натальей Брюханенко отдыхал в Ялте, Лиля написала ему нежное и чувственное письмо:
«Володя, я слышала, что ты хочешь жениться. Не делай этого. Мы все трое женаты друг на друге, и больше жениться нам грех. Ужасно крепко тебя люблю. Пожалуйста, не женись всерьез, а то меня все уверяют, что ты страшно влюблен и обязательно женишься!»
Однако сообщение о том, что Маяковский влюблен в русскую эмигрантку Элли Джонс и девушка ждет от него ребенка, Лиля и вовсе проигнорировала, что задело Маяковского гораздо больше, чем возможный и вполне ожидаемый скандал. Лиля Брик была тонким психологом и ни на секунду не выпускала ситуацию из своих рук.
Глава 9
СУВЕРЕНИТЕТ ЛИЛИ БРИК
Лиля Брик была независимой и уверенной в себе. Она знала, чего хотела и всегда достигала цели. Ее характер напоминал поведение своевольной кошки, в то время как преданный Щеник (так она его называла) убивался и увивался за ней. Недаром Маяковский прозвал ее Кисой. Лиля Брик притягивала мужчин тем, что была цельной и неповторимой личностью. Для того, чтобы блистать, ей не нужен был рядом мужчина. Это как раз и влекло. После смерти Маяковского она развелась с Бриком и вышла замуж за военоначальника Виталия Примакова, какое-то время, они снова жили втроем, а табличка на двери гласила: «Брики. Примаков». В третий раз Лиля вышла замуж за Василия Катаняна, исследователя творчества Маяковского, которого она как бы невольно увела из семьи. Однако сын Катаняна от первого брака хорошо относился к мачехе и оставил о ней много воспоминаний. Лиля Брик обладала демонически привлекательными качествами и стала воплощением новой революционной эпохи в искусстве и жизни страны. Ее любили и ненавидели, но мало кто оставался равнодушным.
Источники:
«Лиля Брик. Жизнь», Катанян Василий Васильевич
«Лиля Брик. Жизнь и судьба», Ваксберг Аркадий Иосифович
«Главные пары нашей эпохи. Любовь на грани фола», Шляхов Андрей Левонович
«Театр моей памяти», Смехов Вениамин Борисович
«Сентиментальные прогулки по Москве», Фолиянц Каринэ
«Три женщины, три судьбы», Чайковская Ирина Исааковна
«Мои Великие старухи», Медведев Феликс Николаевич
Переписка Л. Ю. Брик и В.В. Маяковского
1 comment
Это точно, идеалов нет