«Элегантные» 30-е

 Hysteria has now disappeared from Wall Street.

Истерика на Уолл-стрит уже закончилась.

The Times of London

 

Это фраза была напечатана в одном из газетных номеров от 2 ноября 1929 года. Я не случайно обратилась к ней. Третье десятилетие XX века – период, когда люди стали следить за новостями внимательнее. Безграничное веселье прошлых лет, особенно в Америке, неумолимо стиралось из памяти. Наступили времена Великой депрессии. Они прогнали беззаботность жизни и джазовое бунтарство предыдущей эпохи. И хотя, по прогнозам экономистов газеты «The Times», истерика на Уолл-стрит подошла к концу, ее последствия для мирового хозяйства еще только начинали проявляться.

30-е годы – это времена предчувствия и сдержанного недоверия. Когда они только приближались, поднимались на порог эпохи, их тяжелый, чеканный шаг был слышен издали. Казалось, еще немного и пол провалится. Так и случилось, однако отнюдь не с полом. Обвальное падение цен акций в США началось 24 октября 1929 года. Этот день в истории прозвали «черным четвергом» и официальной датой начала Великой депрессии. Она продолжалась до 1939 года. Так как американская биржа влияла на крупные страны Европы, среди которых были Германия, Великобритания, Франция, кризис отразился и на их экономике. Массовая безработица, сокращение производства – это характерные последствия обвала на финансовой бирже. Многие предприятия закрывались, люди стояли в голодных очередях, не знали, что делать и к кому обратиться. Идеи, звучащие категорически прямо, давали надежду на скорое улучшение. Люди в них верили. Так, в 1933 году в Германии к власти пришла партия национал-социалистов с пропагандой счастливого будущего. А Великая депрессия стала прелюдией ко Второй мировой войне.

 

fashion
via Pinterest

 

В это непростое время развивалась мода 30-х годов. Она, как и нравы людей, стала более сдержанной. Помпезность и вычурность ушли в прошлое, открыв дорогу скрытой элегантности. Когда мир переживает кризис, любая вечеринка превращается в пир во время чумы. Именно поэтому весь бомонд отказался от традиции эпохи «Великого Гэтсби». И если раньше важным было перещеголять другого в броскости и нарядности платья или костюма, то теперь такой задачи перед собой никто не ставил. Или ставил, но для ее осуществления не всегда находились средства.

Бомонд – это устаревшее слово. В переводе с французского beau monde означает «лучший свет». Раньше так называли прдставителей аристократического общества.

fashion
via Liveinternet

Не удивительно, что модные дома терпели убытки. Особенно тяжелыми для них стали 1930-1933 годы. Те, кто не закрылся, вынужденно уменьшали ценник. Мода становилась более демократичной, а фасоны привычнее глазу. От экстравагантно заниженной линии талии не осталось и следа. Она возвратилось на свое обыденное место, но активно подчеркивать ее стали лишь во второй половине десятилетия. В первой половине силуэт казался все еще слегка вытянутым. Это происходило из-за популярности длины миди. Зато андрогинность начала уступать место женственности. Французская женщина-кутюрье Мадлен Вионне, которую называют мастером выкройки, популяризовала косой крой. Особый способ пошива одежды позволял сделать так, что шелковая ткань облегала грудь, талию и бедра. В ногах она колыхалась свободнее. Иногда была с драпировкой. Сейчас для такого эффекта использовали бы тянущиеся материалы, но в 30-е годы некоторые из них, например, лайкра, еще не были изобретены.

В период, когда новые комплекты одежды были непозволительной роскошью, большое внимание уделялось аксессуарам. Одна маленькая вещица в руках могла отвести взгляд от наспех заштопанного подола платья. Этим объясняется популярность сумок, платков и шляп. Еще одни важным элементом в образе была меховая горжетка. Мех считался символом роскоши. Особенно ценился мех серебристого песца. Белый, серебряный – эти цвета стали культовыми для 30-х годов.

Часто такой воротник носили голливудские актрисы, которые для обычных людей стали воплощением идеального вкуса и элегантного шика эпохи. Фильмы в то время смотрели все. Это было одно из самых любимых развлечений. Голливуд переживал пик популярности звукового кино. Приходя в украшенный зал на показ, люди отвлекались от проблем в реальности. Они полностью погружались в жизнь героев. Тем, кого видели на экранах, хотели подражать. Одной из культовых актрис была Грета Гарбо. Она обладала особой красотой – холодной, сдержанной, элегантной. Такова была эпоха 30-х – Грета определенно стала ее лицом. Успех актрисы породил за собой популярность других голливудских красавиц. Среди них – Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд. В образе последней акцент костюмеры всегда смещали в сторону плеч. Для этого использовали специальные подкладки или объемные накидки.

 

fashion_30s
Garbo talks! in Anna Christie, 1930

 

У мужчин были другие идеалы. Благодаря актеру Фреду Астеру, который играл в музыкальных комедиях, в моду вновь вошли фраки. Это была элегантная вещь, которую в 30-е годы возродили из глубин ХIХ века. В конце десятилетия модные дома часто обращались к романтичным образам предыдущих веков. Такой стиль назвали историзмом, потому что он был обращен в прошлое. В этом выразилась тоска людей по спокойной жизни, которой лишена была эпоха 30-х. В годы, полные недоверия и предчувствия войны, невольно вспоминалось о благополучии прежнего времени. В моду вернулись элементы из 1860-1880 годов. Бархат, пышные юбки в своих коллекциях стал использовать модельер британского происхождения Эдвард Молине. Над костюмами для фильмов работали известные дизайнеры – минималистичная Коко Шанель, экстравагантная Эльза Скиапарелли. Самым влиятельным костюмером Голливуда по праву признан Адриан Гринберг, который был знаменит настолько, что его прозвали просто Адрианом.

 

1930s
Gilbert Adrian Greenberg
fashion
by Gilbert Adrian Greenberg

 

Картина на экране казалась лучше действительности – идеально сидящие костюмы, идеально красивые герои, идеально прекрасная жизнь. В реальности 30-х годов соответствовать такой картине было трудно. Но попытки сделать это не прекращались. Говорят, чем хуже у тебя дела, тем лучше ты должен выглядеть. Эту фразу можно назвать каноном третьего десятилетия. Даже когда средств не было, люди хотели одеваться с шиком. Практичные наряды, сдержанные цвета – во всем было заметен отпечаток эпохи. Отпечаток скрытого шика и сдержанной элегантности.


Источники:

Л. Гринин «Великая депрессия 1929—1933 гг»

Д. Ермилова «История домов мира»

Ш. Зелинг «Мода. Век модельеров 1900-1999»

Термин «бомонд» на dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

error: Содержимое защищено!!!