В начале осени каждый интересующийся модой человек поразился новым событием: американский дизайнер Майкл Корс купил модный Дом Versace за более чем 2 миллиарда долларов. И хотя все члены семьи Версаче сохранили свои должности в компании, пугающая неизвестность о будущем люксового бренда заставила задуматься о его судьбе. Она всегда была непростой, с загадками и тайнами – под стать выбранной эгиде марки – голове горгоны Медузы. Неужели выбранный самим основателем логотип стал роковым предвестием несчастий?
Ответов на это лик горгоны не дает, с какой стороны ни посмотри. На нее со стороны смотреть и не получится – она притягивает взгляд на себя, как это делает модный Дом Versace на сезонных показах. Они подчинены эстетике барочной эпохи с ее лоском в сочетании с откровенностью коротких платьев, обувью на высокой шпильке, изделий из кожи и акцентах на черно-желтую цветовую гамму. Все эти характерные черты бренда очевидны, они сразу бросаются в глаза. Во время долгого разглядывания деталей одежды можно стать похожим на зачарованного. В этом угадывается отголосок магического действия, которым обладает героиня мифа, чья голова изображена на логотипе.
По мифическому преданию, Медуза была красивой девушкой, настолько прекрасной, что в нее влюбился один из главных греческих богов Посейдон. Он настиг ее в храме богини Афины, на что та разозлилась и наслала несчастья на неповинную девушку: она превратила ее в чудовище, в горгону. Покрытая чешуей, со змеями вместо былых кудрей и взглядом, обращающим в камень любого посмотревшего в него, горгона Медуза бежала на пустынный остров. Из миловидной девушки она стала монстром, легендами о котором пугали детей. Она жила в отдалении от людей до тех пор, пока герой Персей не победил ее в сражении, лишив головы. Он воспользовался ее способностью зачаровывать любого и обращать его в немую статую для освобождения своей возлюбленной.
История о Медузе раскрывает занавес тайны о ценностях древнегреческого народа. В частности он отражает собирательный образ мужчины, который рано или поздно попадал под чары роковой для них женщины. У древних греков Горгона была воплощением смерти. Именно смерть вдохновила людей на создание этого чудовища. Но давайте не будем полагать, что и Джанни Версаче при создании своего бренда вдохновился мотивом смерти. Безусловно нет. Но судьба дизайнера будто попала под чары рокового лика.
Рассуждения о Лике Горгоны Медузы в рамках философии:
«Этому новому богу, ужасающему полнейшей слепотой своих пустых глазниц, должен был отныне молиться в душе своей эгоистический индивид, утративший одного за другим всех своих богов, растерявший все идеалы, которые некогда воодушевляли человечество. Ему теперь ничего уже не оставалось, как нацепить на это столь же слепое, сколь и беспощадное, божество все те соблазнявшие его «регалии», которые он некогда содрал с повергнутых кумиров и разбитых икон, чтобы нацепить на себя самого. Таким образом, факт человеческой «конечности», с которым по-своему справлялась каждая из великих культур прошлого, выдвинулся на передний план. Смерть стала солировать на сцене человеческого сознания, привлекая напряженное внимание индивида, завораживая его рассудок, усыпляя нравственное чувство, парализуя волю, — она и впрямь начинала походить на Горгону Медузу, от одного взгляда на которую человек окаменевал, превращаясь в мертвый слепок с самого себя».
Джанни Версаче Персеем вряд ли можно назвать, но он тоже обратил внимание на удивительную силу главной героини легенды. Версаче родился на юге Италии, в местечке, где хорошо сохранились останки древнегреческой культуры: различные колонны, посуда, элементы декора. На многих из них виднелись изображения мифической головы горгоны Медузы, как своеобразного символа этих мест. Не удивительно, что Версаче был знаком с мифом про нее. Когда в 1978 году перед ним возникла задача придумать эмблему для своей будущей модной империи, он выбрал ее лик. Сам он объяснил свое решение так:
«Этот выбор был сделан абсолютно сознательно. Медуза символизирует красоту и роковые чары античной древнегреческой классики, как в искусстве, так и в философии. Она – синтез красоты и простоты, которая в прямом смысле парализует и даже гипнотизирует».
Образцом для рисунка логотипа стала мраморная голова горгоны Медузы, которая называется Медуза Ронданини. Этот вариант статуи назван в честь места ее нахождения – во дворце маркиза Ронданини. Она была воссоздана по греческому оригиналу V или IV вв. Ее отличие от других существующих статуй героини в том, что она не имеет безобразных наружных черт. Это голова не горгоны, а той, кто только начинает в нее превращаться. Девушка еще имеет привлекательные черты лица и обычные непослушные кудри, но в ней уже чувствуется сила приковывать к себе взгляды и завораживать их своим.
Когда Джанни Версаче был убит 15 июля 1997 года у дверей своего дома в Майами, некоторые говорили, что основатель модного Дома не смог избежать ареола несчастий, который заложен в основе главного символа бренда. Все-таки образ горгоны Медузы, будь он прекрасным ликом девушки или безобразной маской чудовища, несет в себе разрушительное начало. Сейчас, спустя десяток лет, об этом заговорили вновь. Заговорили из-за неожиданного факта продажи модного Дома сестрой Джанни Донателлой Версаче. Можно долго рассуждать, что из этого выйдет. Но только будущее подскажет ответ, сохранится ли эстетика бренда или она останется в прошлом, как какой-то миф или легенда.
Источники:
В. Скляренко «100 знаменитостей мира моды».
Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
Ю.Н. Давыдов «Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии».
Д. Ермилова «История домов моды».