Небрежный шик, случайная красота – casual быстро стал одним из основных популярных стилей, начиная с эпохи 90-х, когда в одежде зародился культ минимализма и повседневной городской роскоши.
Само слово содержит разгадку истинной сущности стиля: с английского casual (кэжуал) можно перевести как «случайный», «повседневный», «нечаянный». Вся одежда при этом действительно выглядит так, словно при подборе вещей друг к другу на их сочетание было обращено мало внимания. Так, в одном образе самые простые джинсы могут выступать в паре с пиджаком, который по первоначальному замыслу следует надевать только со строгими брюками – обычное правило официального стиля. В casual эти строгие рамки рушатся. Он их не терпит и требует лишь одного: утонченного чувства вкуса, чтобы в «нечаянном» сочетании вещей случайно не уйти за грань эстетики прекрасного.
Существуют разные взгляды на то, когда впервые в истории casual начал набирать популярность в массах, однако на подиуме обладателем безусловного первенства стал Нино Черрути. Это случилось, когда итальянский модельер работал с мужской коллекцией в 1957 году. Он перевернул взгляд на моду, добавив уже наскучившим в то время строгим английским фасонам нотку свободы и нарочитой небрежности. Итальянский колорит если и не победил английскую чопорность, то объединился с ним в равном союзе. Этот союз впоследствии стали называть casual chic, то есть «повседневный шик».
В одном из интервью Нино Черрути рассказал, что он понимает под этим понятием:
«Одеваться в стиле casual chiс – значит носить вещи как бы «неправильно». Но именно эта «неправильность» сегодня – самая «правильная». Одежда должна быть неформальной, но изысканной. Понятие casual chic объединяет две вещи: что вы носите и как вы это носите. Революция произошла не в покрое отдельных вещей, а в том, как их можно сочетать, где и когда носить и как к ним относиться».
Дизайнер придерживался этого направления даже в 80-е годы, когда в мировой моде активно проявлялось всеобщее тяготение к броским нарядам эпохи диско.
В сегодняшней реальности к стилю casual относятся по-разному: кто-то не может признать отсутствия вычурности и обвиняет стиль в чрезмерной минималистичности и смещении понятия красоты к более упрощенной форме, то есть в сторону быта. Вопрос отношения к чему-либо – всегда вопрос личный и спорный, однако стоит заметить, что, несмотря на внешнюю простоту и лаконичность образов, этот стиль содержит скрытый лоск, поэтому было бы неправильно заявлять об обратно. Этот шик проявляется через детали: через дорогие пуговицы, качественную фурнитуру, высококлассные ткани. Они – связующее звено разрозненных элементов, поэтому на них стоит обратить особое внимания. Выбор деталей зависит от того, к какому направлению стиля будет тяготеть образ.
В книге о моде «Невидимый дизайнер» журналист Джон Сибрук упомянул шесть уровней иерархии стиля casual: «активный сasual, походный rugged casual (или так называемый аутдорси), спортивный casual, элегантный smart casual, вечерний dressy casual и деловой casual». Каждый из них тяготеет к определенным вещам в большей степени, исключая другие. Например, в образе dressy casual надеть джинсы нельзя, в отличие от образа в smart casual.
Именно его – smart casual – разработал итальянский модельер Джорджо Армани, который, между прочим, был в начале своей карьеры ассистентом Черрути. Тот про него впоследствии отзывался только положительно:
«В наш дом пришел работать молодой человек, – рассказывал Нино Черрути, – он помогал мне в подборе ткани, крое. Безусловно, он был очень талантливый, и – что особенно ценно – очень тщательный и добросовестный. Мы проработали вместе почти 10 лет. И я могу сказать, что Джорджо, как никто, понимает ткань, материю, а сегодня это важнее, чем многое…»
Создавая одежду в новом стиле «повседневной элегантности», Джорджо Армани стремился добиться у ее обладателя ощущения свободы и раскованности. Для этого он отказался от классической конструкции костюмов: убрал жесткие подкладки на пиджаках и воротники на рубашках, округлил плечи, опустил лацканы, а на брюках оставил мягкие складки, чтобы добавить одежде слегка поношенный вид. Помимо этого, он один из первых представил сочетание классического пиджака из твида с обычными джинсами, что помогло людям расширить границы своего стиля. И хотя сначала к подобным нововведениям общественность отнеслась скептически, чуть позже они стали воплощением умелого сочетания удобства и красоты в одежде.
Как правило, стиль casual выбирают практичные люди, для которых кричащая актуальность и сиюминутные тренды – эхо в потоке стремительно меняющейся моды. Они сами создают свой стиль и не нуждаются в броских декорациях-нарядах, предпочитая им комфорт и свободу в самовыражении.
Источники:
В. Скляренко «100 знаменитостей мира моды»
Д. Сибрук: «Невидимый дизайнер»
Отрывок из интервью Н. Черутти в издании «Эксперт – Вещь» №4 2001 г.