Миллионы людей не слышали слова «гаучо», или знали его как ругательство.
Им было знакомо движение звезд, повадки птиц и законы ветров, они помнили форму туч и знали луну в лицо. Они пели тихо и медленно, до зари у них не было голоса вовсе.
Писатель Хорхе Борхес
Над головой палящее солнце Аргентины восходит в зенит. Кругом равнина, степь – идеальное место для обитания гаучо. Сейчас традиционных представителей этой субэтнической группы встретить нельзя, но раньше они были живым воплощением колоритного юга Америки. Так называли потомков испанских завоевателей и женщин из различных индейских племен. Истоки зарождения этой группы следует искать в ранний период европейской колонизации. В то время возрос интерес к коренным народам Нового Света. Именно поэтому в этот исторический период появились первые гаучо.
Их изначально не хотели признавать ни европейцы, ни местные жители, поэтому они вынуждены были уходить из родных пенатов и жить отдельно. Таким образом, образовалась особая общность. У нее были свои законы, принципы поведения и вкусы. В том числе вкусы в одежде.
Сам термин «гаучо» возник несколько веков назад. Первое его письменное упоминание зафиксировано в 1816 году. По одной из версий слово huachu в переводе с языка индейского народа означает «бродяга» или «сирота». Но гаучо никогда не были сиротами. Они жили в общем доме, который объединил их всех под одной крышей. Этим домом стала пампа, а крышей – небо над головой. Портрет скитальца-гаучо описал аргентинский поэт Хосе Эрнандес в поэме «Гаучо Мартин Фьерро». В ней он умело отразил жизненный настрой героя и показал колоритный образ не только его, но и всех представителей группы:
Пампа, ты мое раздолье,
ширь бескрайняя да гладь,
ты передо мной опять.
Днем ли, ночью – здесь я дома,
все мне любо, все знакомо,
славно жить, легко дышать.
В пампе гаучо – хозяин.
Кто в ней вырос с малых лет,
знает множество примет.
Пампа или, как по-другому ее называют, пампасы – это степь на юго-востоке Южной Америки. В этой местности природные условия были благоприятными для разведения скота. Этим делом и занимались гаучо с начала XVII до середины XIX века. Затем количество свободных пастбищ стало уменьшаться, что привело к сокращению числа самих гаучо. В конце концов, они смешались с потомками европейских народов, полностью потеряв свою идентичность.
Как бы то ни было, гаучо не исчезли из истории бесследно. Напоминание о них можно встретить в повседневной жизни. В первую очередь оно отображено в моде. Самым узнаваемым элементом одежды этих южноамериканских ковбоев была и остается шляпа. Она так и называется – шляпа гаучо. Несмотря на то, что она относится к ковбойским головным уборам, ее отличия от них колоссально. Эта шляпа имеет более жесткую форму. При этом концы ее краев прямые, а само основание имеют форму сплюснутого цилиндра. Раньше эту шляпу предпочитали делать из шерсти или из фетра, но затем, когда ее заметили адепты высокой моды, состав изменился. Ее начали производить из текстиля. В качестве украшения основание цилиндра может быть повязано атласной лентой. Особенно популярными такие шляпы стали во времена расцвета движения хиппи. Это произошло в 70-е годы ХХ века. Шляпа гаучо как элемент национального костюма нашла своих почитателей среди «детей солнца», потому что их внимание всегда притягивали фольклорные мотивы в одежде. Чуть позже, в ХХI веке шляпы гаучо были представлены на модных показах Hermes и Ralph Lauren.
Образ жизни гаучо, так или иначе, влиял на их предпочтение в одежде. Они выполняли функцию пастухов или скотоводов – бродили по пампе и пасли рогатый скот. Это означает, что большую часть времени они проводили в степи, то есть в месте, где с каждой точки обзора открывается вид на безграничное пространство. Ощущение всеобъятности, безграничности, свободы – гаучо тонко чувствовали их и всецело себя им посвящали. Не удивительно, что в повседневной одежде они тяготели к широким брюкам, рубашкам. Просторные фасоны и некий оверсайз выражали через внешнее проявление глубинный эталон внутренней свободы.
Еще одним элементом одежды, характерным для стиля гаучо, стало пончо. Его вязали из шерстяных нитей, которые, в свою очередь, состояли из козьего пуха. Перед тем как начать процесс создания пончо, нити окрашивали растительными красителями, чтобы в конце с их помощью получить яркий орнамент. Рукава пончо для красоты украшали дополнительными деталями. Как правило, это была бахрома или длинные кисти, свисающие к земле. Несмотря на все декоративные элементы, пончо выполняло важную функцию – с помощью него люди защищали себя от ветра. Это накидка была и до сих пор остается удобной вещью, которая легко одевается через голову и не требует времени на «борьбу» с застежками.
Гаучо предпочитали носить штаны, которые не облегали силуэт – в них было удобнее ездить верхом на лошади. Так как эта общность вела преимущественно кочевой образ жизни, ездить им приходилось много. Особый фасон брюк напоминал кюлоты. Я бы назвала их одним из возможных вариантов этой модели. Они довольно широкие, расклешенные от бедра. Причем создавали их так, словно накладывали друг на друга два отрезка ткани. Одно полотно было впереди и его специально не сшивали по бокам, оставляя свободным от линии колен или чуть выше. Обязательным дополнением к штанам был широкий кожаный пояс. Его обвязывали, как платок, на пояснице. Он был расшит нитками, тесьмой. Еще к нему пришивали монеты для красоты, а сзади при этом затыкали нож. Он, пусть и висел в ножнах, предупреждал своим видом, что нападение на южноамериканских ковбоев-пастухов – не самая лучшая затея.
Гаучо умели защищаться и воевать. Их вклад в борьбе против испанцев был значимым во время Войны за независимость Аргентины 1810—1825 годов. Тем не менее, они все же не смогли победить естественных ход жизни, поэтому, вспоминая о коренных гаучо сейчас, приходится говорить в контексте прошедшего времени. Зато элементы культуры южноамериканских ковбоев до сих пор встречаются в одежде. Они эхом откликаются в этнических узорах и напоминают о себе ковбойскими мотивами.
ИСТОЧНИКИ:
А. Луковкина «Микстайл»
Х. Борхес «Гаучо»
Х. Эрнандес «Гаучо Мартин Фьерро»
http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/38/