«Свингующий Лондон» (Swinging London) – термин, который появился в середине 60-х годов в Англии. В 1965 году его употребила редактор журнала Vogue Диана Вриланд. Год спустя он появился на страницах журнала Time.
England swings like a pendulum do
Roger Miller
Англия качается подобно маятнику
Роджер Миллер
Эту строчку из песни Роджера Миллера я бы назвала гимном 60-х. Англия раскачивается, «свингует», взлетает ввысь на качелях эпохи и рвет связи с пугающим прошлым. Причем, так можно сказать не только об Англии. Молодежь этого десятилетия менее скована воспоминаниями о Второй мировой войне. Они дети поколения «беби-бумов», дети экономически восстановившихся городов. У них нет лишений, нет страхов, зато в кармане есть лишняя пачка денег, а в голове – свобода. Все это находит отражение во вкусах, в поведении и, конечно же, в моде.
Мода в этот период сама становится воплощением юношеского бунтарства. Важнейшее тому доказательство – настоящая революция в длине женских юбок. Короткие мини стали олицетворением 60-х. Они заполнили подиумы, без них не обходился ни один модный показ. Их создательницей считается британский дизайнер Мэри Куант. Первую коллекцию она представила в 1962 году. Это произошло на борту трансатлантического лайнера «Queen Elizabeth». Мини-юбки, мини-платья – все эти «мини» стали настоящим «макси» в головах людей. До этого длина, которая считалась приемлемой, была не выше колена. Но к чему говорить о старых предрассудках? 60-е – это время перемен. Время, когда вторая волна борьбы за гендерное равноправие берет верх. Молодежь отказывается принимать порядки, при которых женщины считаются лишь олицетворением хозяйки дома и никем больше. Мини-юбки – это одна из возможностей привлечения максимального внимания. Это безмолвное, по-рыцарски наивное «Я могу!», брошенное в сторону отрицающих.
Бернис Мартин, как и ее муж, – известный социолог. Она утверждает, что время «свингующего города» – а значит, время 60-х, – строилось на принципах романтизма:
«Романтизм разрушает границы, отвергает традиции, подрывает сложившиеся связи и универсализирует падение в бездну и восхождение к бесконечности. В основе романтической системы лежит удовлетворение потребности в самовыражении, допустимое на том основании, что человек обеспечен материально и не испытывает насущной необходимости бороться за выживание: поиск себя, самореализация, опытное и чувственное постижение».
Иногда разрушение границ доходит до абсурда. Как в детстве, когда, раскачиваясь на качелях, думаешь обо всем несерьезном и совсем не хочешь взрослеть. Возможно, именно тогда свобода кажется наиболее достижимой. Стало быть, именно поэтому в обществе 60-х популярным стал образ Лесли Хорнби. Она известна многим под именем Твигги. Этот псевдоним в переводе с английского означает «веточка». Ассоциируется с чем-то хрупким, длинным и тонким. Впрочем, как и сама Лесли – на фотографиях она выглядит худеньким подростком с изящной лебединой шеей. Ее глаза всегда яркие из-за цветных теней и неестественно длинных ресниц, широко раскрытых, как у испуганного ребенка. Платье-трапеция – единственное, что определяет в ней девушку, ведь даже волосы у нее пострижены на мальчишеский манер.
Она не Лолита Набокова – нет; она Лолита «свингующего Лондона» – его идеал и его монада.
«Свингует» не только Лондон, но и весь мир. Он качается из стороны в сторону и смотрит в небо, в космос. Туда, куда впервые запускают спутник, куда впервые попадает человек. Яркое солнце перекликается с неоновыми нарядами на подиумах и в лучших традициях оп-арта сбивает с толку. Оп-арт от английского «optical art» переводится как «оптическое искусство». Это игра с абстрактными линиями, световыми эффектами и черно-белом контрастом. Ромбы, квадраты, полоски – идеально выверенные геометрические фигуры. Эти орнаменты в 1965-1966 годах в своих работах использовали дизайнеры Андре Курреж, Ларри Олдрич. Они же в модных коллекциях отразили увлечение людей космосом. Хотя первым в этом преуспел Пьер Карден.
Французский модельер уже в 1964 году выпустил коллекцию «Космическая эра» (Space Age), в которой скафандры астронавтов были переосмыслены с позиции высокой моды. В его показе преобладали синтетические ткани. Их начали широко распространять. Например, без полиэстера, который раньше был не очень популярен при пошиве одежды, теперь не обходился ни один модный показ. Наравне с искусственными тканями, футуристическую картину мира 60-х создавали такие материалы, как винил, пластик. Из них делали не только украшения – броские серьги и колье, – но даже платья. В 1966 году Пако Рабанн на своем показе в Париже представил двенадцать моделей. На них одежда была выполнена из материалов, не предназначенных для носки. Среди этих материалов – бумага, металл.
Вся эта бутафория даже сейчас выглядела бы ничем иным, как вызовом. Экспрессивным, по-детски несерьезным, но, бесспорно, смелым в сущности своей задумки. Этот вызов идеально подходит к эстетике «свингующего города» 60-х. А быть может, он составляет суть не просто города, а целого десятилетия?
Источники:
Книга Кристофера Бруарда «Модный Лондон. Одежда и современный мегаполис» Термин «Свингующий Лондон» из dic.academic.ru
https://www.hse.ru/data/2010/12/31/1208183792/13_Istorija_protestovx5b1x5d.pdf