15 января 1929 – 4 апреля 1968
Прежде чем начать разговор о столь важной исторической личности, следует обозначить одну весомую деталь, дабы избежать путаницы: Мартин Лютер и Мартин Лютер Кинг – два разных человека. Мартин Лютер жил в конце 15-го – начале 16-го веков и был тем человеком, который положил начало Реформации и приложил все усилия для создания немецкого литературного языка. Фигура важная и интересная, бесспорно, однако, речь пойдет о другом Мартине Лютере, а именно – Кинге. Во всех смыслах этого слова. Кончено, нельзя обойти тот факт, согласно которому оба Мартина имели непосредственное отношение к религии и к церкви, но не наша задача определять, кто из них оказал большее влияние на нее. Область наших интересов коснется другого. Начнем?
Глава 1
НАЧАЛО ИСТИННОГО ПУТИ
Мартин Лютер Кинг Младший родился в Атланте, в одном из самых крупных городов штата Джорджия в семье Мартина Лютера Кинга Старшего (1899-1984) и Альберты Уильямс Кинг (1904-1974). Родители его не были людьми богатыми или влиятельными, они были просто Кингами, которые жили непростой жизнью и воспитывали троих детей. Изначально имя Мартина Лютера Кинга звучало как «Майкл». Однако спустя несколько лет после рождения, его отец, пастор баптистской церкви, признался, что ординатор ошибочно записал имя его новорожденного сына, поэтому позже он был переименован как «Мартин». Мартин рос со старшей сестрой Уилли Кристин Кинг Фэррис и младшим братом Альфредом Дэниелом Уильямсом Кингом, с самого детства они были очень близки друг с другом.
Тесно связаны Кинги были не только друг с другом, но и с церковью. Их мать была органисткой и она руководила хором, в котором пели ее дети. Тем не менее, их детство нельзя назвать абсолютно счастливым. Сам Мартин Лютер Кинг Младший не раз признавался, что отец его довольно часто наказывал его, применяя, при этом, физическую силу. Возможно, тогда в нем и начало просыпаться бунтарское начало. Акции протеста, которые он организовывал и возглавлял годами позже, начинались в стенах его собственного дома и были направлены против собственного отца.
В шестилетнем возрасте Кинг сдружился с белокожим мальчиком, но жизнь развела их, как только они пошли в школу. Кинг начал посещать специальную школу для афроамериканцев, а его друг пошел в обычную школу для белых.
Кроме того, отец самого мальчика был против того, чтобы его чадо общалось с темнокожим. Кинг потерял друга и надежду на долгое время.
Волна неудач захлестнула его с новой силой, когда умерла его бабушка. Он был в подавленном состоянии и решил выброситься из окна, но выжил. Свое выживание он мало связывал с божественным чудом. Вообще говоря, в юном возрасте он с большим скепсисом относился к христианству как к вероисповеданию. Истину в Библии он нашел годами позже, а уже в колледже выступал с речью против проявления расизма, блестяще проявляя свои ораторские способности.
Глава 2
ЖИЗНЬ В БОСТОНЕ
Во время учебы в Бостоне Кинг увлекся творчеством философов-экзистенциалистов. Он вчитывался в труды Жан-Поля Сартра, Мартина Хайдеггера, а также Ницше и Гегеля. Утверждения Ницше даже в какой-то степени поколебали веру Кинга в силу любви, но все же ненадолго. Он справился с сомнениями, а в качестве темы своей научной работы выбрал концепцию Бога в трудах различных исследователей.
В Бостоне Кинг снимал квартиру со своим хорошим приятелем Филиппом Линадом, выпускником Морхаусского колледжа. Говорят, что эти двое уживались прекрасно: Кинг мыл посуду, а Линад блестяще готовил. Помимо общей квартиры, их объединяли и общие интересы. Вечерами по пятницам и субботам они устраивали обсуждения тех или иных тем, приглашая на эти встречи своих знакомых. Вскоре так называемый «Философский клуб» стал весьма популярным и собирал все больше людей.
Однако Кингу чего-то не хватало. Догадались? Конечно же, любви. Он попросил свою знакомую Мери Пауэлл познакомить его с хорошей девушкой. Ей оказалась Коретта Скотт, которая окончила Антиохский колледж, а в Бостоне обучалась в консерватории в Новой Англии. Их первый разговор состоялся по телефону и был весьма странным, однако она согласилась встретиться с ним на следующий день. Он сразу влюбился в красавицу с чудесным голосом и, сам от себя не ожидая, признался, что в ней есть все, что он хотел бы видеть в своей будущей жене. Чувства оказались взаимными. Все было, как полагается, по христианским законам: с благословения родителей. В июне 1953 года состоялась церемония бракосочетания, которую провел Мартин Лютер Кинг Старший. Это была первый и единственный брак у обоих, жаль только, что он так недолго продлился. У супругов родилось четверо детей, все они продолжали дело, начатое их отцом.
Глава 3
У МЕНЯ ЕСТЬ МЕЧТА
Его мечта была особенной. Историю о том, как речь, произнесенная Мартином Лютером Кингом во время марша в Вашингтоне 28 августа 1963 года, потрясла и изменила мир, знают почти все. Это была ни первая и не последняя речь Мартина Лютера Кинга, но именно она помогла миру понять, что цвет кожи и социальное положение не мерило человека. «У меня есть мечта» является не просто одной из самых известных речей в мире, но считается самой лучшей речью, признанной практически всеми крупными сообществами. Это, можно сказать, отдельное произведение искусства, целое литературное произведение.
Итак, мемориал Линкольна, август 1963 года. Сразу скажу, что речь Кинга мало связана с типичной идеей об американской мечте. Точнее сказать, о стереотипе. Кстати, если Вы смотрели «Одноэтажную Америку» с Владимиром Познером и Иваном Ургантом, то поймете, что я подразумеваю, говоря «стереотип». Вернемся к Кингу. Приведу отрывок на русском языке из знаменитой речи для того, чтобы мы могли разобрать ее:
«Есть у меня мечта: однажды на багровых холмах Джорджии потомки бывших рабов смогут разделить трапезу братства с потомками бывших рабовладельцев. Есть у меня мечта: однажды даже штат Миссисипи, штат, изнывающий от палящей несправедливости, задыхающийся от знойного гнета, превратится в оазис свободы и справедливости. Есть у меня мечта: однажды четверо моих детишек проснутся в стране, где о людях судят не по цвету кожи, а по моральным качествам. Есть сегодня у меня мечта. Есть у меня мечта: однажды там, в Алабаме, штате жестоких расистов, штате губернатора, что щедр на речи о невмешательстве в дела штата и непризнании силы законов конгресса; однажды там, в Алабаме, чернокожие мальчишки и девчонки возьмутся за руки с белыми мальчишками и девчонками, словно братья и сестры <…> И если Америке суждено стать великой державой, то только через воплощенье слов этих в реальность. Да зазвенит же свобода с вершин изумительных штата Нью-Гемпшир. Да зазвенит свобода с гор колоссальных штата Нью-Йорк. Да зазвенит свобода с элегантных Аллеганских гор, что в Пенсильвании».
Вы не могли не заметить особенности стиля. Речь наполнена множеством литературных приемов, а именно – метафорами, эпитетами, сравнениями, и это лишь несколько предложений. Более того, речь, особенно если ее воспринимать на слух, а у нас, к счастью, такая возможность есть, напоминает проповедь. Здесь, разумеется, удивлений не возникает. Во-первых, Кинг блестяще образован и, соответственно, речь его богата и насыщена подобными оборотами. Во-вторых, связь с институтом церкви четко дает о себе знать. Две эти составляющие прекрасно дополняют друг друга, согласитесь. С тем, что речь его шедевральна, вопросов не возникает. Народ его услышал и понял. Вы заметили, что и при прочтении текста и при слушании речи, у Вас возникает чувство, что Кинг обращается именно к Вам? Он ведет диалог со всеми и каждым, вот оно, настоящее ораторское искусство.
Нет, вопреки существующим мнениям, Кинг не руководил всеми выступлениями, он не организовывал все марши, но он находился в самом центре происходящего. Он, можно сказать, стал символом революционного движения. На все последующие его выступления собирались десятки тысяч граждан. Люди вслушивались в его слова с воодушевлением и большой надеждой, особенно, когда он заканчивал свои слово строкой: «У меня есть мечта».
С тех пор афроамериканцы стали получать все больше поддержки от белых людей, и вот в этом-то и была заслуга Кинга.
Глава 4
СМЕРТЬ «КОРОЛЯ»
Все закончилось в городе Мемфис 4 апреля 1968 года. Готовилась очередная демонстрация, однако, звук винтовочного выстрела все заглушил. Кинг упал на землю и лежал неподвижно. Вокруг него сбегались люди, некоторые из них начали молиться, пока не приехала машина скорой помощи. Мартин Лютер Кинг скончался от огнестрельного ранения в шею. Кто, зачем и как? Этими вопросами занимались службы федерального розыска США, но эти вопросы волновали людей намного меньше, чем один простой вопрос: «А что дальше?». Что дальше – Вы и сами знаете. Да, человек, который посвятил себя борьбе против насилия и жестокости, поплатился своей собственной жизнью, но люди тянутся к нему до сих пор. По этой причине акции протеста продолжаются по сей день, ведь они знают, что могут бороться за свою мечту, как когда-то боролся Кинг. Его идеи и всем известная мечта дали новое представление о жизни.
«Darkness cannot drive out darkness; only light can do that. Hate cannot drive out hate; only love can do that».
Источники:
Миллер У. Р.Мартин Лютер Кинг : Жизнь, страдания и величие / Пер. с англ. В. Т. Олейника. — М.: Рудомино; Текст, 2004.
Кинг М. Л.Есть у меня мечта… Избранные труды и выступления. — М.: Наука, 1970.
King, Jr., Martin Luther.The papers of Martin Luther King, Jr.. — University of California Press, 1992. — P. 384.