Когда говорят о революции в моде, то, как правило, имеют в виду метафорический смысл этого высказывания. Ведь простой элемент одежды сложно связать с реальным социальным бунтом, переворотом в действительности. Как какие-то брюки могут стать предвестником волнений в обществе? Это же абсурд! Но мода, как и вся наша жизнь, таит в себе странные алогизмы. Порой случается невероятное: костюм перестает быть обычным костюмом. История так называемого «зут-сьюта» – отличный пример сказанного.
Zoot suit, или «зут-сьют» на русский манер, появился в Америке в 20-е или 30-е годы ХХ века, когда в стране началась эпоха свинга – эпоха популярности джаза. Это направление в музыке имеет афроамериканские корни, поэтому не удивительно, что большинство афроамериканцев причисляли себя к его фанатам. Их на территории США было много, и они испытывали по отношению к себе всякого рода дискриминацию. В этом они были похожи на латиноамериканскую часть американского общества. Особенно страдали выходцы из Мексики. Это было общество униженных и оскорбленных, часто небогатых людей, которые приехали в Америку на заработки. Они не обладали полноценными правами белого населения и страдали от стереотипного представления о себе как о криминальной группе.
Как в условиях расовой дискриминации цветное население в Америке могло заявить о себе, о своей культуре, о своих предпочтениях? Одним из способов идентификации, помимо особого сленга, стала одежда. Зутеры – так называли тех, кто носил костюм zoot, – выработали свой стиль, который в дальнейшем перерос из простого внешнего образа в поведенческий тип, в стихийное движение молодежи. Они и сами чаще всего принадлежали к ее числу. Наиболее известное описание типичного зутера представлено в книге «Невидимка» афроамериканского писателя Ральфа Эллисона:
«Долговязые и худые, их шеи туго зажаты высокими воротничками, одинаковые шляпы из дешевого черного фетра, как непременная формальная деталь, венчали их головы, поверх выпрямленных щелоком волос. <…> Их ноги вихляли от бедра в брюках, которые пузырем расширялись от икр, при том что внизу манжеты вполне интимно облегали лодыжки – совсем как их пальто, длинные и зауженные в бедрах, но с такими широкими плечами, какие и не снились нормальному человеку».
Еще одним неотъемлемым элементом образа была длинная цепь от часов, которая свисала из кармана брюк. С наступлением войны в 40-е годы напряжение в обществе усилилось – многие конфликты обострились. Возможно, этому послужило увеличившееся напряжение во всем мире. Но даже в тяжелое время лишений и массового самоограничения зутеры не отказались от своего отличительного костюма с мешковатыми штанами и свободными пиджаками. Это была одна из причин недовольства ими. Дело в том, что в стране из-за войны был введен запрет на использование излишек ткани для одежды, а модники в «зут-сьют», как казалось истинным патриотам-американцам, игнорировали бедственное положение, продолжая жить в собственном мире веселья и наслаждения. Конфликт перерос в стычки, стычки в реальные убийства.
Отправной точкой стал 1943 год, в который страсти накалились до предела: в Лос-Анджелесе моряки повздорили с зутерами и избили парочку из них. Об этом стало известно, как и то, что зутеры впоследствии отомстили им. Любой выпад против военных в то время считался тяжким преступлением против государства. Ведь США вели войну, а получалось так, что «в родном доме» кто-то осмелился напасть на защитников страны. Лос-Анджелесом дело не ограничилось. Подобное происходило в Калифорнии, в Детройте, в городах Техаса. В итоге всеобщих столкновений пострадавшими оказались около 150 человек, а участниками – больше тысячи.
Причем полицейские арестовывали за эти беспорядки исключительно латиноамериканцев. Это решение исходило от властей и имело расистский характер. Пресса, освещавшая конфликты, тоже не была объективна: в материалах происходило насаждение идеи, что столкновения необходимы для борьбы против хулиганов, которые вечно ходят в костюмах zoot. Образ зутеров криминализировали. В Лос-Анджелесе местная власть запретила носить «зут-сьют» рамками закона. По этому поводу высказалась даже Элеонора Рузвельт – первая леди страны. Она заявила, что дело здесь «гораздо глубже, чем просто костюмы».
Здесь представлена современная интерпретация костюма Zoot на примере коллекции осень-2011 Йоджи Ямамото.
Так, одна вещь если и не привела непосредственно к социальным волнением, то безусловно, сыграла значительную роль в жизни общества. Костюм стал своеобразным маркером, с помощью которого можно было выделить одних и отделить их от других. Ведь одежда – это не только про вкус и эстетические категории, одежда – это еще и про жизнь, про социум и наше в нем место.
ИСТОЧНИКИ:
Zoot Suit Riots по материалам газет Los Angeles Times, New York Times
By Hopper «Zoot Suiters. Бунтари 1943-го»
Холли Элфорд «Зут-сьют: история и значение»
(http://www.intelros.ru/readroom/teoriya-mody/t27-2013/18980-zut-syut-istoriya-i-znachenie.html)