«Канны-2019» запомнятся всем триумфом Квентина Тарантино, первым настоящим успехом южнокорейского кино, чествованием Антонио Бандераса и обмороком одного из членов жюри фестиваля, прекрасной и волшебной «Авроры» американского кино Эль Фаннинг.
Но обо всем по порядку!
В этом году на престижном европейском киносмотре были представлены очень яркие работы самых маститых режиссеров: Джармуш, Малик, Долан, Кешиш, Альмадовар, Лоуч, братья Дарденн – вот неполный список знаменитых деятелей кино, чьи фильмы боролись за главную награду. Причем заветную пальмовую ветвь мог получить каждый из участников. Но вот всем известен факт: на данном кинофестивале победа всегда непредсказуема.
Никто даже представить себе не мог, что корейский фильм «Паразиты» Пон Чжун Хо, заберет главный приз, однако, председатель жюри, именитый мексиканский мастер Алехандро Иньярриту и остальные эксперты решили, что именно эта лента заслуживает лавров. Фильм рассказывает о безработном корейце. Чтобы прокормить свою семью, главный герой решает устроиться на работу к обеспеченной семье Пак. Постепенно и другие его близкие устраиваются на службу к богачам, при этом, тщательно скрывая, что они имеют между собой родственную связь. Помимо акцента на социальной трагедии, авторы разыгрывают настоящий сатирический триллер, характерный для корейского кино (достаточно вспомнить «Олдбоя», «Служанку» и «Пылающего», чтобы понять особенности культурной специфику азиатского кино). Фильм получил высокую оценку и похвалу от критиков, поэтому награду, все-таки, получил хоть и неожиданно, но вполне заслуженно.
Гран-при – вторая по значимости награда отправилась Мати Диоп из Сенегала за ее дебютный фильм «Атлантика». Картина рассказывает о молодой девушке, тяжело переживающей расставание с любимым. Это очень загадочная, мистическая, детективная, местами непонятная, но очень красивая, прекрасно снятая поэтическая драма.
Приз за режиссуру достался братьям Дарденн из Бельгии, которых очень любят в Каннах. Они обладатели двух «золотых пальмовых ветвей» (за фильмы «Розетта» и «Дитя»), снимают гуманистические, высокодуховные и социальные драмы, наполненные жестоким реализмом, о простых людях со сложными судьбами. На этот раз они представили работу «Молодой Ахмед», повествующую о 13-летнем бельгийском подростке, подвергшегося влиянию исламского экстремизма и решившегося убить собственного учителя ради своих губительных идеалов. То, что такая важная награда досталась именитым бельгийцам никого не удивляет (хотя критики отмечали, что Малик и Тарантино куда больше заслуживали награды): уж слишком актуальной и важной кажется эта лента. Кроме того, два специальных приза жюри были вручены сразу двум лентам похожего склада: французской драме о межнациональных конфликтах «Отверженные», а также бразильской ленте об исчезающем городке «Бакурау». Такой выбор фильмов кажется очевидным: не будем забывать о том, что жюри возглавляет представитель Мексики – страны, на границе с которой американцы активно воздвигают стену. Все-таки миграционный и политический вопросы в кино актуальны, как никогда.
Награда за лучший сценарий досталась француженке Селин Скьямма за фильм «Портрет молодой дамы в огне». Это картина о любви художницы и ее натурщицы просто не могла остаться незамеченной, поскольку в последнее время кинофестивали занимают феминистическую позицию и стараются активно награждать женщин. Фильмами об однополой любви, конечно, никого уже не удивишь, но чувствуется, что победное знамя когда-то отгремевшей в Каннах киноленты А. Кешиша «Жизнь Адель», будто до сих пор гордо развивается на лазурном берегу.
Стоит упомянуть и о фильме «Должно быть, это рай» палестинского режиссера Элия Сулеймана, он удостоился отдельного упоминания от жюри и зрительский симпатий. Эта необычная, добрая и комедийная лента рассказывает о мужчине (главную роль исполняет сам Сулейман), который путешествует и пытается найти в новых местах сходства с его родной Палестиной. Можно даже сравнить эту оригинальную работу с фильмами Георгия Данелия («Не горюй», «Мимино»). Картина любопытным образом раскрывает понятие родного дома и объясняет, как важно уметь находить его даже там, где, как кажется на первый взгляд, его не может быть совсем.
Еще одной неожиданностью для многих стало вручение награды лучшей актрисе – англичанке Эмили Бичем за роль в фильме «Малыш Джо». Это очень необычная фантастическая история о женщине, ученом-ботанике, которая выращивает новый тип растения, якобы приносящего его обладателю счастье.
А вот настоящей сенсацией церемонии закрытия кинофестиваля стал выход всеми любимого Антонио Бандераса. Этот именитый актер, несмотря на свой грандиозный успех не только в европейском, но и в американском кинематографе, до сих пор не имел такой престижной награды. Однако на этот раз оставить его труд без внимания было бы настоящим преступлением. Во-первых, Бандерас снялся в ленте Педро Альмадовара «Боль и слава», где исполнил роль режиссера, переживающего депрессию и творческий кризис. По мнению многих кинокритиков актер является «альтер эго» создателя этого фильма, кроме того, сам Альмадовар утверждал, что его проект, в какой-то степени, является биографическим:
«Когда я писал сценарий фильма, то невольно добавил несколько фактов из своей биографии. Дом, в котором живет главный герой, практически списан с моего собственного дома. Почти вся кухонная утварь и мебель в доме принадлежат мне. Некоторые детали интерьера, такие как картины на стенах – я придумывал сам. В процессе режиссуры я пытался придать герою Антонио образ, максимально похожий на меня, вплоть до прически. Его обувь и многие элементы одежды очень похожи на мои…» – признается автор фильма.
Во-вторых, он в очередной раз остался без главного приза, поэтому сложно было представить, что латиноамериканец Иньярриту мог оставить без внимания яркое актерское перевоплощение Бандераса. Наконец, критики единодушно согласились в том, что это его лучшая актерская работа. «Боль и слава» – восьмая совместная работа актера и режиссера.
«Я знаю, что после моей смерти люди будут вспоминать мое сотрудничество с Альмодоваром», – признается артист. Во время вручения приза он произнес свою победную речь: «Мы сделали много фильмов вместе. Я бесконечно его уважаю. Я посвящаю эту награду ему… на жизненном пути встречается боль, но сегодня моя ночь славы!»
Стоит сказать и о громком возвращении Квентина Тарантино. 25 лет назад режиссер был удостоен «золотой пальмовой ветви» за фильм «Криминальное чтиво», который изменил подход к созданию фильмов, стал настоящей сенсацией, ознаменовав начало новой эры кино. На этот раз знаменитый американец покорил всех своим новым творением: «Однажды в Голливуде». Картина рассказывает о «лучшей эпохе» американского кинематографа, о конце благополучных, ярких и красочных 60-х, о том, какими были фильмы тогда, в это время. История приключений одного актера и его друга-каскадера, особенностей производства кинокартин того времени, бесконечных вечеринок, судьбе одного из самых страшных преступников в современной истории Америки – Чарльза Мэнсона, на счету которого, в том числе, зверское убийство актрисы Шэрон Тейт и ее друзей в доме ее супруга Романа Полански. Фильм получил восторженные отзывы прессы и заслуженную 10-минутную зрительскую овацию после показа.
Актриса Эль Фаннинг, также принимавшая участие в выборе лучшего фильма, стала обладательницей самых красивых образов на красной ковровой дорожке. Однако во время торжественного приема, организованного ювелирным домом “Chopard Trophee”, молодая звезда потеряла сознание из-за слишком тугого корсета. К счастью для всех, девушка пришла в себя и вернулась к своей деятельности в жюри. Только представьте себе, на что идут актрисы, чтобы выглядеть в Каннах идеально.
Не без внимания остались и старания российских кинорежиссеров. Вторая лента Кантемира Балагова – «Дылда» (предыдущий его фильм – «Теснота» также был тепло встречен публикой в Каннах), представленная в параллельной программе «Особый взгляд», забрала приз за лучшую режиссуру. Мы с нетерпением ждем премьеры фильма в России!
ИСТОЧНИКИ:
www.kinopoisk.ru
«Каннский кинофестиваль 2019» // https://www.kinoafisha.info/festivals/awards/cannes/cannes-2019/
http://www.starhit.ru/novosti/kannyi-2019-el-fanning-upala-v-obmorok-na-vecherinke-174577/
https://racurs.ua/n122370-kanny-2019-kto-vyigral-glavnye-nagrady-kinofestivalya-video.html