Стремление нравиться всем обрекает на неудачу: в жизни, в отношениях, в работе и даже в кулинарии. Ваш муж может обожать Вас за отличные пирожки, но они, увы, не факт, что понравятся Вашей свекрови. Тем не менее, это не останавливает ни кинематографистов, ни рестораторов. И те, и другие продолжают вести борьбу за массового зрителя и клиента, поддерживая в полной мере теорию философии древнеримского поэта-сатирика Ювенала «panem et circenses»(«Дайте людям хлеба и зрелищ» — Прим.ред.).
Eat Film Festival объединил в себе обе стороны, в устремлении дать пищу для ума всем тем, кто не причисляет себя к теории гедонизма. Редакция нашего издания хорошо разбирается в киноискусстве, но не так подкована в ресторанном бизнесе. Мы попросили поделиться своими впечатлениями о мероприятии голливудскую актрису Sofya Skya, которая посетила фестиваль, нашла много интересных взаимосвязей между высоким кино и высокой кухней.
«О Международном фестивале документальных фильмов посвященном гастрономической культуре Eat Film Festival мне рассказали друзья. Я внимательно отношусь к рекомендациям, и по опыту жизни и работе зарубежом, не раз слышала об американских и европейских мероприятиях подобного плана. И на этот раз представилась прекрасная возможность посетить фестиваль, расширить свои гастрономические знания, пообщаться с режиссерами, разобравшись что общего между жанрами документального кино и biopic, когда в сюжете таиться философия кулинарного искусства и мастерства».
Организаторами фестиваля в Москве выступили авторы международного фестиваля документального кино Beat Film Festival Кирилл Сорокин и Алена Бочарова. Пара отвечала за художественную часть мероприятия. Кулинарную и событийную часть в виде званных закрытых ужинов, мастер-классов и закрытых показов Eat Film Festival взяла на себя известный московский ресторатор Екатерина Дроздова, со-автор проектов «Простые вещи», «Хачапури», «Ragout», экс-партнер Novikov School.
«Большая маленькая ферма»
Открытие фестиваля прошло в знаковом для столице арт-пространстве Garage. Все попали на документальный блокбастер об авантюре режиссера Джона Честера, который решил заняться органическим сельским хозяйством в южной Калифорнии. Кинолента получила 7 наград 10 различных международных кинофестивалей, ряд положительных рецензий кинокритиков, и не оставила равнодушной даже мать движения за биоразнообразие в США и известного шеф-повара Элис Уотерс. Эта киноповесть демонстрирует все нюансы экологического сельского хозяйства. В 91 минуте сжато 8 лет жизни режиссера, его жены и верного пса, которые поменяли Лос-Анжелес на калифорнийскую глушь. Макро и микросьемка и крупные планы, снятые на видео-дрон, в монтаже сопровождаются кантри музыкальным сопровождением. Мега-позитивная картина и исключительно здоровая пища для ума и для сердца. И может быть действительно, к Черту эту светскую жизнь?!
«Раменхеды»
Остров – это всегда другой мир. Нам людям материка никогда не понять жителей острова. Вот почему только японский режиссер может посвятить полтора часа киноленты лапше. Что, правда, фильм «Раменхеды» Коки Сигэно не просто об уличной лапше и макаронах, но о знаменитых раменах и их короле Осаме Томите, в одноименный ресторан Tomitе которого можно попасть, если заблаговременно займешь очередь ночью. В голодные послевоенные годы повара страны Восходящего солнца превратили рамен в популярную культуру и творчество. Кулинарные «Элвисы Пресли» из каждого своего блюда до сих пор делают шоу. И такое же почти цирковое акробатическое представление можно увидеть в финале фильма, которым стало празднование 10-летия ресторана Осама Томите. В канун праздника ресторатор собирает вместе двух своих конкурентов и гениев жанра рамена – Юки Ониси шеф-повара токийского ресторана Tsuta и первого шефа в мире, получившего Мишленовскую звезду за рамен, и Шота Иида из Iida Shoten, автора лучшего рамена в японской префектуре Канагава. Прощай оружие! Вместо мечей – кулинария. Это ли не образец для подражания? Фильм отмечен призами двух кинофестивалей – Международного фестиваля документального кино в Амстердаме IDFA2017 и самого крупного фестиваля документального кино в Северной Америке HotDocs2017. Монтаж из макросьемки и замедленные медитативные кадры приготовления рамена могут вполне служить пособием для работы операторов и режиссеров монтажа.
«Сны Дзиро о суши»
В наш динамический век уникальными становятся люди, которые посвящают свою жизнь одному ремеслу и служению. 85-летний Дзиро Оно лепит суши более 50 лет и местная знаменитость. Суши-шеф владелец токийского Sukiyabashi Jiro, один из самых дорогих и известных суши-баров мира. Заведение имеет три звезды «Мишлен», и не уступает легендарному NOBU Роберта Де Ниро. Впрочем, секрет их успеха один и тот же – ежедневное самосовершенствование, перфекционизм и любовь к своему делу. С той лишь разницей, что в японском ресторане правит почти самурайский кодекс самоотречения ради призвания – в команду Sukiyabashi Jiro можно попасть лишь пройдя 10-летнюю неоплачиваемую стажировку. Подобного нет ни Европе, ни в США. Именно об этой философии японского «дзэн» и историю своей жизни повествует Дзиро-Сан в медитативном видео «Сны Дзиро о суши» режиссера Дэвида Гелба. Если вы думаете, что в документальных фильмах нет саспенса, то ошибаетесь. Дэвид Гелб настолько мастерски построил сценарий фильма, что просмотра нельзя оторваться и польностью поглощен просмотром фильма. Кинолента стала лаурэатом Берлинского кинофестиваля и фестиваля «Трайбека». Эта настоящая ода мужчинам-творцам. На Востоке суши-шефом может быть только мужчина. Однако организаторы решили поиграть в феминизм на контрасте. Творческая вечеринка Eat Film Festival на крыше Центрального рынка сопровождалась суши-перфомансом первой в мире суши-мастера Юяма Рэйко. Нет, это не московское новшество. Приезд из Японии Юяма-сан состоялся при содействии Японского фонда (Japan Foundation).
«Место женщины на кухне»
Еще один фильм о феминизме – скажет зритель, и будет прав. Никогда об этом не задумывалась, но оказывается в ресторанной индустрии есть место проблеме равенства полов. Откровенный разговор о гендерных проблемах в индустрии инициировала режиссер Майя Галлус. В своем фильме «Место женщины на кухне» она соединила воедино истории героинь, возглавляющих кухни известных заведений Торонто и Нью-Йорка. Расхожую фразу «Место женщины на кухне» обычно используют сексисты, чтобы дать понять female, что работа не для нее. Но в этом фильме женщины уже начали бороться за место и на самой кухне. Главный вопрос и возмущение Маи Галлус маленькое количество шеф-поваров женщин в ресторанах уровня «Мишелен» и недоверие женскому кулинарному арт-таланту. Фильм – открытие Международного канадского фестиваля документального кино HotDocs2018. Канадская либеральность, обилие макросьемок, и весьма актуальная тема для Западного полушария – борьба за права женщин и отсутствие сексуальных домогательств на работе на фоне акции #MeTo сделали свое дело.
«Бариста»
Несомненно кофе – это новая нефть. Научно доказано, что кофе вызывает привыкание. Однако пока биотехнологи публикуют «за» и «против» напитка, люди пытаются вновь и вновь отучить себя от кофемании,а фондовые биржи зарабатывают на индексах и урожае кофейных зерен деньги. И бариста здесь еще те драгдиллеры. Фильм закрытия Eat Film Festival повествует о четырех героях, которые приезжают на Всемирный чемпионат бариста в Сеуле. Как и в любом кулинарном фестивале , за плечами бариста месяцы подготовки коучинг тренеров, обсуждение и консультации с обжарщиками кофейных зерен, поддержка семьи и даже уроки преподавателей актерского мастерства. Такой сложный и простой одновременно мир specialty coffee. В фильме великое множество советов для бариста, и достаточно динамичный монтаж с синхронами интервью главных героев.
Несомненно документальное кино больше похоже на журналистику, чем постановочное кино. Хотя тут тоже есть возможность повторного дубля, небольшая игра, и сложный кадр по монтажу и съемкам. Четыре дня, проведенных на различных площадках столицы, меня не разочаровали, и я не одинока. 8 прекрасных кинолент таких разных, но все об одном: о жизненной философии и житейской мудрости, о том, что талантливым можно быть во всем – от изготовления суши до борьбы с выбрасываниванием продуктов и хождениями по мусорным свалкам, чтобы спасти уцелевшие фрукты и полуфабрикаты на фоне видео-кадров голодающих детей в Африке. Международный фестиваль документальных фильмов о гастрономической культуре был о призвании. Он доказал всем нам, что не важно, чем именно ты занимаешься в жизни, но важно КАК ты это делаешь, и сколько света несешь людям своими действиями и работой.
ИСТОЧНИКИ: