«В мозгу два полушария. Одно воспринимает очень простые интервалы, самые простые рифмы и ритмы – большая часть поп-музыки очень проста. Другая часть мозга имеет дело с куда более сложными интервалами: джаз, сложная симфоническая музыка. Если Вы не откроете эту часть мозга для такой музыки, Вы не сможете воспринять ее как музыку, для Вас она неблагозвучна, некрасива. Именно из-за этого многие говорят «О, ненавижу джаз, ненавижу эту серьезную музыку» от того,что их мозг не открыт для этого, для этого требуется образование, так же нужно терпение. Так что музыка на этом уровне сложна, так же как и переход на другой уровень». Стинг.
Никто не знает, откуда появилось слово «джаз». Оно может происходить от французского слова jaser, chitchat, или от chasser. Возможно, джаз был изобретен бейсбольными игроками эпохи Титаника, которые называли свои самые крутые тона «джазовыми шарами». Многие ученые связывают «джаз» с «жасмом», архаичным термином «энергия, дух».
Почему-то все эти объяснения кажутся правдой. Джаз духовен; это игривый разговор, это танцующий объект, движущийся в воздухе. Джаз также может быть мучительно скучным. В то время как «джаз» хладнокровен и красив, «джаззи» почти всегда вял и ложен. В худшем случае, или для безрассудного слушателя, джазовая музыка может показаться пустой, саксофонной.
Как разгадать и правильно услышать джаз? Заметьте взгляды между музыкантами, улыбки! Это все на переднем плане джаза!
Для кого эта музыка? Для внимательных слушателей. Джаз – это жанр, построенный на импровизации, а внимательность лежит в основе импровизации. Каждый музыкант пытается проявить это мгновение, будь то внезапный скронк или красивая трель. Научиться любить джаз – это научиться следить за этими изменениями, прочувствовав каждое соло музыканта. Любой из нас может покачаться и подергать ножкой вместе с балладой Луи Армстронга. Можем ли мы также замедлить наши сердца к «Писанию мира» Билла Эванса? Можем ли мы расцвести на «Добро пожаловать» Джона Колтрейна?
Большую часть времени игра в джаз сводится к поиску правильной ноты. Посадка на идеальную, непредсказуемую частоту – коду, которая завершает мысль, или изменение, которое ее трансформирует. Этан Айверсон из Bad Plus прикасается к аккордам на своем фортепьяно и меняет все освещение в комнате; Арт Блэйки добавил бы барабанную заливку и заставил бы Ваше дыхание участиться… Джаз – музыка неправильных нот. Телониус Монах назвал это попыткой найти «правильные ошибки». Иногда резкая, плоская или диссонирующая нота – это выбор, который делает музыкальную фразу горько-сладкой или правдивой. Иногда это то, что делает ее живой, нечто новое, невообразимое. Как певец и трубач Чет Бэйкер делал свою одинокую музыку, но также и то, как определенный джаз становится таким буйным и невежливым – от бурных размышлений Нины Симоне до безудержного колдовства Сунь Ра.
Желательно пропускать джаз не только через уши, но и через тело, то есть, петь его, танцевать его, играть его. Песенный джаз позволяет изучить множество стандартов – классических произведений, в основном, золотой эпохи, которые обыгрываются тысячами способов. Зная хорошо оригинал, можно научиться понимать особенности выразительных средств, используемых музыкантами. Относительно самого слушания, для более глубокого восприятия музыки джаз, которая по своей сути есть искусством солирования. Крайне важно следить за направлением соло, каким бы оно сложным не было. Можно к этому относиться как к узору, который вырисовывается в момент прослушивания.
Когда мало неправильных нот, джаз становится слишком «воспитанным». Слушатель, к счастью, не должен вырабатывать баланс. Слушатель просто должен слушать.
Мы собрали для Вас великие джазовые композиции, повлиявшие на историю становления жанра. Все они прошли испытание критикой музыкальных знатоков и любовью поклонников.
Пол Дезмонд – Take Five
Джерри Херман – Hello, Dolly!
Х.Кармайкл и С.Горрелл – Georgia on My Mind
Джордж Гершвин – Summertime
Р.Роджерс и Л.Харт – My Funny Valentine
Дюк Эллингтон – Caravan
ИСТОЧНИКИ:
BBC.com
Youtube.com
Kinfolk.com