На подходе 2020-й год. В связи с этим мы решили составить рейтинг лучших фильмов последнего десятилетия. Оно было ярким и запоминающимся: появилось новое поколение талантливых актеров, кинематографисты обращались к продвинутым технологиям съемки, всегда удивляли зрителей. При выборе самых удачных картин мы отталкивались от таких критериев, как оригинальность, актуальность проблем, отражающихся в киноленте, высокий уровень художественной эстетики, безупречный визуальный ряд, познавательность, сильная режиссура, интересный сценарий. Мы постарались собрать необычные, нетривиальные проекты, которые по-настоящему нас удивили, поразили, зародив громкие дискуссии внутри мирового сообщества критиков
“Меланхолия” Ларса фон Триера, 2011 г.
Во время прохождения курса лечения от депрессии, Ларс фон Триер, общаясь со своим психотерапевтом, узнает интересный факт о том, что пациенты, страдающие от данной болезни, спокойнее переносят экстремальные ситуации и более адекватно (в отличие от здоровых) переживают трагедии и разрушительные природные явления, обычно вызывающие панику в обществе. Так появилась идея поставить мрачную историю о конце света. Все начинается с мощного семиминутного пролога, где под громкие звуки прекрасной мелодии из оперы композитора Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», медленно демонстрируется процесс столкновения Земли с огромной голубой планетой под названием «Меланхолия». Гениальность Триера заключается в представлении блестящей метафорической схемы, где прибытие тяжелой и страшной планеты сравнивается со стремительным наступлением клинической депрессии, вот так внезапно, без сочувствия и жалости нападающей на психику людей, разрушающей их души. Из-за своих странных высказываний о Гитлере Триер приобрел статус persona non grata в Каннах, где состоялась самая обсуждаемая премьера года. Несмотря на скандальное настроение фестиваля, его работа получила восторженные оценки и стала красивым, искренним, личным экранным откровением гения «Догмы 95».
«Развод Надера и Симин» Асгара Фархади, 2011 г.
В свое время лента отгремела на ведущих мировых фестивалях, собрала множество престижных наград, включая «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, прославила режиссера. Кто бы мог подумать, что обычная драма о разрушении одной маленькой иранской пары окажется близкой жителям из стран и Ближнего востока и запада. Однако оглушительный успех действительно легко объясним. Главное его достоинство – универсальность показанного бытового конфликта и высокая вероятность его наступления в каждой семье из любой точки мира. Картина рассказывает о непримиримых разногласиях супругов Надера и Симин, окончательно решивших разорвать их союз в судебном порядке. С каждой минутой драма обретает вид остросюжетного триллера, страсти накаляются с каждой минутой, а актеры настолько виртуозно исполняют свои партии, что в какой-то момент наступает ощущение, будто перед нами документальная съемка, разоблачающая одну за одной жуткие тайны простых жителей иранского города.
Лев Толстой говорил о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая ячейка общества несчастна по-своему. Оказывается, это не так, как раз благополучие у всех разное, а вот разводы, как правило, у людей похожи, а иногда даже до невероятного сходства тождественны друг другу.
«Любовь» Михаэля Ханеке, 2012 г.
«Мне давно нравится простое кино — как бы просто сделанное. «Любовь» Ханеке — для меня это идеал. Очень страшный фильм и так мизерно сделанный, без всяких пыток и катаклизмов, — просто человеческая жизнь».
Кира Муратова
Как бы это ни парадоксально звучало, но именно автор мистических хорроров, а также исследователь исключительно темных сил душевной конструкции человека лучше всего смог показать то, чем на самом деле является любовь. Многим казалось, что к моменту выхода этой удивительной, неповторимой, культовой картины, кинодеятели полностью исчерпали себя в рассматриваемой теме, а Ханеке смог снять кардинально новую работу и заставил критиков восхититься и, одновременно, ужаснуться от увиденного на экране, ибо здесь с поразительной точностью демонстрируются все грани, этапы проявления настоящей, преданной, убийственной любви.
80-летние Жорж и Анна всю жизнь прожили вместе. Они преподают в музыкальной консерватории, наслаждаются походами в театры, живут в гармонии и взаимопонимании. Однако Анна внезапно тяжело заболевает, с каждым днем ей становится все хуже. Отчаявшийся супруг нанимает сиделок, старается проводить как можно больше времени с любимой, отказывается направлять жену в дом престарелых, на чем настаивает их общая взрослая дочь…
Ханеке попал в точку. Только он мог создать мощное произведение, используя лаконичный стиль повествования, со скромным бюджетом, первоклассной постановкой, не говоря о двух великолепно сыгранных партиях актеров Жана-Луи Трентиньяна и Эммануэль Рива.
«В своем фильме я хотел показать, что происходит с человеком, который видит страдания любимого. … Насилие — не то, что меня больше всего интересует. Вопрос о людях и об их чувствах. Любовь как чувство может быть не меньшим насилием, чем что-то еще», признается Ханеке.
«Нелюбовь» Андрея Звягинцева, 2017 г.
«Это не простое отсутствие любви. А ее антипод. И не противоположная сторона вопроса, не банальная ненависть или холодное равнодушие, а что-то большее – нелюбовь. И никаких оговорок»
Андрей Звягинцев
«Нелюбовь» завершает трилогию о социально-духовном кризисе человека. Если в «Елене» мы видим современную адаптацию трагедий в античном духе о падении великих держав под натиском диких, ограниченных и жадных варваров, в «Левиафане» – политический триллер, ставящую тяжелейший диагноз государственной элите и церкви, то последний проект Звягинцева окончательно отбирает надежду, буквально шокирует и не оставляет ничего кроме ментальной пустоты и убийственного отчаяния. Отечественный потребительский апокалипсис, рассказывающий о духовном крахе современного безумного общества и безвозвратной потере людей возвышенной любви, давно обменявших ее на материальные неодушевленные богатства, снова заставил весь мир обсуждать очередное творение российского режиссера.
Мрачная съемка, зимние пейзажи, отчаяние и холод, сквозящие в каждом кадре – все кричит о патологическом отсутствии любовной сущности. Даже роскошные квартиры, живописные интерьеры, хорошая зарплата не способны возродить утерянное чувство между люто ненавидящими друг друга людьми. Автор «Великой красоты» и «Молодости» Паоло Соррентино утверждает, что финальные кадры «Нелюбви” – это настоящая, трогающая за живое поэзия в кино. Точнее и не скажешь.
«Бердмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, 2014 г.
Фильм оскароносного мексиканца оказался в нашем списке благодаря своему культурному значению. «Бердмэн, или другое, более красноречивое название: «Неожиданное достоинство невежества», рассказывают историю творческого кризиса когда-то популярного актера Риггана Томпсона, прославившегося за счет единственной роли летучего героя комиксов. Актер решает покончить с прошлым, завязать с посредственными поделками и заняться постановкой маленькой пьесы Рэймонда Карвера, чтобы прославиться в качестве серьезного драматурга. Однако неприятности сыплются на него как из рога изобилия: то нужно приглядывать за взрослой дочерью-наркоманкой, то продюсеры отказываются финансировать представление, то актеры один за одним проваливаются на прослушиваниях. А тут, как назло, с каждым часом все громче звучит внутренний голос Риггана – подавляющее волю альтер эго, напоминающего о былой славе и возможности возродиться в качестве супергероя.
Черная комедия на злобу дня показывает порочные и смехотворные проявления всеми любимого греха тщеславия. Драма подробно объясняет зрителю, что с ним произойдет, если он упорно будет закрывать глаза на собственные преимущества и не замечать своего истинного предназначения на земле. Кроме того, это занимательная притча о вечных проклятиях артистов одного амплуа. Нужно отдать должное феноменальной операторской работе Эммануэля Любецки (имеющего «Оскары» еще за «Выжившего» и «Гравитацию»). Кажется, что весь этот сумасшедший театральный космос придумал не Иньярриту, а его друг, стоящий за камерой.
«Исчезнувшая» Дэвида Финчера, 2014 г.
Финчер умеет снимать крутое кино. Бывший клипмейкер, представитель голливудской волны 90-х, продвинутый во всех смыслах слова, модный перфекционист, чей почерк легко узнаваем. Его экранизации превосходят первоисточники («Бойцовский клуб», «Социальная сеть», «Загадочная история Бенджамина Баттона»), имеют яркий высококачественный визуальный ряд, отличаются динамикой, продуманным саундтреком, характерными персонажами. Трехчасовые ленты смотрятся на одном дыхании. Его всегда интересовали странные, одинокие, харизматичные психопаты, выбивающиеся из толпы, разрушающие, обманывающие или не вписывающиеся общепринятую систему правил в обществе.
Gone girl – экранизация знаменитого психологического детектива Гиллиан Флинн (также выступившей в качестве сценариста собственного одноименного романа). «Исчезнувшую» Финчер называет своим лучшим проектом. Никогда еще так гармонично не смотрелись в кадре исполнители главных ролей Розамунд Пайк и Бен Аффлек. Хорошо разыгранная семейная драма постепенно обретает форму жуткого, пробирающего до дрожи кровавого ужастика, захватывающего внимание стремительно развивающимися событиями, идеально представленными на оцифрованном до блеска изображении. Очередной труд мастера триллеров заметно усовершенствовал мир кинематографа и оставил запоминающееся послевкусие.
«Под покровом ночи» Тома Форда, 2016 г.
Вторая режиссерская работа известного дизайнера Тома Форда – живописный, страшный и, одновременно, прекрасный неонуар на основе литературного бестселлера Остина Райта «Тони и Сьюзен». Кино шокирует с первых же секунд просмотра, буквально гипнотизирует мистической аурой, безжалостно обнажает бессознательное героев, обличает их внутренних монстров, доказывает разрушительную силу потребительского прагматизма и чудовищной алчности человека в отношении роскоши, богатства, комфорта. Но главное – это рассказ об одной из самых необычных проявлений мести в истории кинематографа. В визуальной части изъяны отсутствуют: даже натуралистичные сцены насилия отдают глянцем и подиумной грацией моделей, разгуливающих в идеальных, дорогих и безукоризненных вечерних образах именитого модельера.
«Дюнкерк» Кристофера Нолана, 2017 г.
Кристофера Нолана можно смело отнести к величайшим режиссерам-монументалистам настоящего времени. Он желает объять необъятное, поместить в свои картины целую вселенную. Сложно назвать на сегодняшний день постановщика более одаренного и креативного. Он заглядывает в комиксы, фантастику, путешествует по галактикам, переворачивает дома, гуляет по бесконечным сновидениям, строит огромные миры и показывает фокусы. А его последняя лента «Дюнкерк» – кульминация проявления его творческого дара во всех отношениях. Это военная драма основана на реальных событиях, произошедших в 1940-м году во французском городе Дюнкерк, оккупированного нацистами.
Американские академики и фестивальные снобы упорно проходят мимо такого шедевра, ограничиваясь отличными отзывами и благодарностями в адрес именитого англичанина, ради приличия одаривая киноленту «техническими Оскарами». Надеемся, что следующая работа Нолана «Довод» будет не менее запоминающейся, и может тогда его старания оценят по достоинству.
«Власть» Адама Маккея, 2018 г.
Киносатира о кухне Белого дома во времена правления хитрого, невидимого, молчаливого, но очень влиятельного Дика Чейни крадет внимание с первых минут просмотра, выставляет на показ жуткие пороки представителей администрации США и в очередной раз констатирует факт того, что политика – грязное дело. Очерк о жизни Дика Чейни, начинающего свою карьеру при Ричарде Никсоне и достигшего настоящего успеха, став вице-президентом при Джордже Буше младшем. Чейни служил в администрации четырех президентов США, был автором многочисленных законопроектов, успешным бизнесменом и нефтепромышлеником. Он был обычным, тихим, спокойным, угрюмым и усидчивым бюрократом, на протяжении всей своей размеренной службы плетущим свою ядовитую стратегическую паутину, в куда постепенно попадались влиятельные мужи «Белого дома», американский народ и, наконец, весь мир. Среди явных достоинств картины – перевоплощение актеров в их реально существующих прототипов, россыпь остроумных сравнительных оборотов и художественных символизмов, тонкий юмор, новое прочтение шекспировского «Ричарда III». Пусть Вас не пугает сложная фактура, смотреть – одно удовольствие.
«Паразиты» Пон Джун Хо, 2019 г.
Мы решили включить данную ленту в десятку, поскольку она непросто стала главным открытием года, но и (что очень важно) вызвала восторг как у строгих критиков, так и у зрителей. Здесь удачно сочетаются жанры хоррора, комедии, высмеивается политика, используются аллегории на социальные классы и государства, сохраняется интрига до наступления заключительного кадра в повествовании.
Перед нами семья, живущая в подвале одного бедного корейского района. Отец, мать, сын и дочь не имеют заработка, вынуждены скитаться и искать любую возможность прокормить себя. К счастью, хитрый сын по имени Ки-Ву устраивается репетитором по английскому языку в одну богатую семью. Далее он обеспечивает доходами всех своих близких: его сестра дает уроки живописи другому отпрыску богачей, отец становится водителем, а мать – кухаркой в прекрасном особняке. Хозяева даже не догадываются о такой изощренной семейной афере, а довольные слуги ловко одурачивают работодателей и не желают останавливаться на достигнутом. Однако внезапно их планы по обогащению срываются, к их компании присоединяются другие персонажи, чье появление ознаменует наступление больших неприятностей, как для наивных богачей, так и для неудачливых бедняков.
Пон Джун Хо сумел создать гигантскую пропасть, находящуюся между богатыми и бедными людьми, придумав художественное детективное зазеркалье, взывающее к спорам относительно поведения героев, обсуждая неудобные злободневные темы, выстроив любопытное экономическое зрелище, которое обязаны смотреть не только начинающие сценаристы, но и бизнесмены, ученые-экономисты, юристы, психологи, исследователи закономерностей поведения людей успешных и несчастных.
ИСТОЧНИКИ:
Михаэль Ханеке о своем фильме «Любовь» / ru.m.wikipedia.org/