Ввиду своего извращенного воображения, странного настроения и путем простого мысленного моделирования Вы начинаете экспериментировать голове способы самоубийства и в деталях представляете себе чудовищные сценарии с близкими людьми. Не торопитесь впадать в панику. Это еще не сигнал к бедствию или бегству к психотерапевту. Однако, зафиксировав внимание на случайно возникшей мысли, содержание которой нас тревожит, можно развить ее до полноценной одержимости. Вот здесь стоп!
Типы хоррор-мыслей:
Жестокость и агрессия
Непристойное и грязное
Отвратительное и абсурдное
Социально неприемлемое
Богохульное и кощунственное
На врачебном языке это может называться тревожным расстройством, которая наполняет жизнь страхом и неуверенностью. Спонтанно появляющиеся неприятные, пугающие или странные идеи имеют разную природу: безо всяких причин ударить малыша или беззащитного пожилого человека, потрогать собачьи экскременты на газоне или переехать близкого. Подобные адские фантазии объединяет то, что Вам они кажутся отталкивающими и вызывают сильное желание тут же «раздумать» их. Правда, это не просто. Непроизвольные негативные мысли, или ANTs (automatic negative thoughts), растекаются по памяти как растаявшее мороженое и липнут в ней, так что невозможно отодрать! Жестокость, кощунство, абсурдные сомнения, сцены позора – все это может прийти в голову совершенно нормальному человеку с высшим образованием и недурным воспитанием.
Так что же это?? Черт вселился в нас или некий чужой? ANTs появляются спонтанно и действительно кажутся чужими. В религиозной парадигме непроизвольные негативные мысли связывают с происками духов или бесов, которые нашептывают человеку на ухо разные пакости. Психолог Ли Байер назвал это явление «бесом ума», вдохновившись рассказом Эдгара Аллана По «Бес противоречия» (или — в другом переводе — «Демон извращенности»).
На первый взгляд, было бы логично объяснить появление подобных мыслей стрессом, действием каких-либо веществ или другими временными физиологическими нарушениями: Вы устали, не выспались, переборщили с кофе, переживаете абстиненцию или пребываете в похмельном тревожно-депрессивном состоянии.
Наш мозг постоянно изобретает новые варианты взаимодействия с реальностью — и даже «достраивает» ее в рамках субъективного восприятия, например путем распознавания образов. Так, мы видим их в мусорных баках и крышках люков благодаря тысячам лет эволюции, в ходе которых наши предки оттачивали умение разглядеть в полутьме жертву, хищника или соплеменника. Наша зрительная кора достраивает картинку и услужливо подбрасывает эти образы в бытовых галлюцинациях: ночью Вам захотелось воды и, проходя через длинный коридор ведущий на кухню, Вы видите тень, которая вот-вот накинется на Вас в образе беса.
Согласно Международной классификации болезней, мысли о самоубийстве относятся к факторам риска. Не придавать им никакого значения, действительно, опасно, однако далеко не все они перерастают в активное намерение или приводят к его исполнению.
Дабы не сойти с ума или выйти из клиники с диагнозом «шизофрения» префронтальная кора мозга нам в помощь! Она ранжирует мысли, присваивая им статус «хороших» и «плохих», и подавляет побуждения, которые могут привести к социально неприемлемым результатам. Наш мозг «набрасывает» разные сценарии (пусть и вымышленные) и, видя общую картину, выносит свой вердикт, решая, что следует считать «нормальным», а что — не очень.
Мысли застревают у нас в голове, питаясь энергией, которую мы тратим на борьбу с ними. Чем больше ментальных усилий мы прикладываем, сражаясь с нежелательными мыслями, тем сильнее они становятся. Все как в притче «Не думай о белой обезьяне».
Однажды к Ходже Насреддину пришел жадный и жестокий ростовщик Джафар. Он был горбат и уродлив, поэтому, наслушавшись рассказов о мудрости Насреддина, хотел, чтобы тот превратил его в красавца. Само собой разумеется, Насреддин не имел ничего общего с колдовством. К тому же, у Ходжи не было ни малейшего желания помогать злому ростовщику. Однако он выслушал просьбу Джафара и пообещал помочь. Насреддин потребовал, чтобы Джафар и вся его родня явились к нему в определенный час, и, когда все собрались, начал замысловатый обряд. Родственники молчали, готовые слушать и запоминать. «Когда вы будете повторять за мною слова молитвы, — раздельно и громко сказал Ходжа Насреддин, — ни один из вас, ни тем более сам Джафар, НЕ должен думать о белой обезьяне! Если кто-нибудь из вас начнет думать о ней или, что еще хуже, представлять ее себе в своем воображении — с хвостом, красным задом, отвратительной мордой и желтыми клыками — тогда, конечно, никакого исцеления не будет и не может быть, ибо свершение благочестивого дела несовместимо с мыслями о столь гнусном существе, как обезьяна. Вы поняли меня?» — Поняли! — ответили родственники. «Готовься, Джафар, закрой глаза! — торжественно сказал Ходжа Насреддин, накрывая ростовщика одеялом. — Теперь вы закройте глаза, — обратился он к родственникам. — И помните мое условие; НЕ думать о белой обезьяне!» И вот на лице одного Ходжа Насреддин заметил тревогу и смущение; второй родственник начал кашлять, третий — путать слова, а четвёртый — трясти головой, точно бы стараясь отогнать навязчивое видение. А через минуту и сам Джафар беспокойно заворочался под одеялом: белая обезьяна, отвратительная и невыразимо гнусная, с длинным хвостом и жёлтыми клыками, неотступно стояла перед его умственным взором и даже дразнилась, показывая ему попеременно то язык, то круглый красный зад, то есть места наиболее неприличные для созерцания мусульманина. — Как! — громовым голосом воскликнул Ходжа Насреддин. — О нечестивцы и богохульники! Вы нарушили мой запрет, вы осмелились, читая молитву, думать о том, о чем я запретил вам думать! Ходжа Насреддин резко повернулся и ушел, хлопнув калиткой… Вскоре взошла луна, залила всю Бухару мягким и теплым светом. А в доме ростовщика до поздней ночи слышались крики и брань: там разбирались, кто первый подумал о белой обезьяне…
Итальянский психолог Алессандро Бартолетти отмечает, что мысли о дето- и женоубийстве, а также прочие сюжеты с причинением зла близким связаны с бытовыми обстоятельствами. В таких историях орудием преступления становятся кухонные ножи, инструменты, электроприборы, автомобиль. Сюда же можно отнести ситуации, когда люди воображают, как уничтожат или испортят значимую вещь, которой дорожат. Обычно это ценное имущество или милые сердцу предметы, подвергающиеся антропоморфизации (Уровень антропоморфизации тем выше, чем более одинок человек и чем сильнее нуждается в привязанности. Термин «антропоморфизм» официально появляется в XVIII столетии, в связи с критикой ереси, которая заключалась в излишнем «очеловечивании» христианского Бога, хотя само явление, называемое этим заумным словцом, конечно, встречается намного раньше. Например, в VI веке до н. э. греческий философ Ксенофан высмеивает Гомера за то, что он, описывая богов, просто наделяет тех характерными чертами общества, ему поклоняющегося.).
Для некоторых также табуированы любые фантазии о непристойном в извращенной форме. При этом границы зависят от наших моральных установок. Чем больше ограничений и запретов есть в социуме и структуре личности конкретного человека, тем выше шансы наткнуться в сознании на что-то категорически неприемлемое.
Сценарий обсессии религиозного содержания мы находим в книге французской писательницы Габриэль Витткоп «Страстный пуританин». Герой попадает в пучину этих мыслей с подачи кузины Бланш, которая тайно рассказывает мальчику истории собственного сочинения об экстравагантных богохульствах и показывает облатки, украденные с целью кощунства.
Стратегии проведения психотерапии почти не отличаются от тех, которые применяются при лечении других тревожных расстройств. Наиболее часто используются поведенческая психотерапия, рациональная, построенная на логическом убеждении пациента.
Но есть более действенный и экономичный способ борьбы с собственными кошмарами: позволить этим кошмарным мыслям быть просто мыслями-картинками. Не следуйте за ними и не развивайте эти идеи. Они не Ваши. Необходимо просто представить, что в нашей голове есть мини-телевизор, где показывают порнографию и хоррор. Этот старый телевизор достался нам от доисторических предков-людоедов.
Я Вам также советую больше читать книги, меньше смотреть фильмы ужасов о демонах и адских монахинях, больше позитивного планирования и меньше неудачных романов! Афобазол и глицерин тоже неплОхи.
ИСТОЧНИКИ:
Psychologies
knife.media