«Чувства и чувствительность»
1811г
384 страницы
«Гордость и предубеждение»
(1813)
384 страницы
«Мэнсфилд-парк»
(1814)
496 страниц
«Эмма»
1815г
544 страницы
«Доводы рассудка»
1817г
272 страницы
«Чувства и чувствительность», «Гордость и предубеждение», «Мэнсфилд-парк», «Эмма» – прославленные романы великой английской писательницы, провозвестницы реализма в британской литературе, вдохновляли таких выдающихся мастеров, как Ричард Олдингтон, Сомерсет Моэм, Вирджиния Вулф. Сегодня произведения Остин не перестают привлекать кинематографистов, по всему миру создаются музеи и литературные клубы в честь «первой леди» английского чтива. Уникальное сочетание простоты сюжета и глубокий психологический анализ героев создают шедевральные романы, объединяющие несколько поколений поклонников творчества писательницы. Одним из самых ранних и преданных поклонников ее таланта был Вальтер Скотт. Вскоре после ее смерти он пишет в дневнике (14 марта 1826 года):
«Снова, вот уже, по крайней мере, в третий раз, перечитал превосходно написанный роман мисс Остин «Гордость и предубеждение». Эта молодая дама обладает талантом воспроизводить события, чувства и характеры обыденной жизни, талантом самым замечательным из всех, которые мне приходилось встречать. О глубокомысленных и высоких материях я пишу с такой же легкостью, как и любой другой в наше время; но мне не дан тот поразительный дар, который благодаря верности чувства и описания делает увлекательными даже самые заурядные и обычные события и характеры. Какая жалость, что такое талантливое существо умерло так рано!»
Творчество Остин находится на пересечении трех традиций – просветительской, романтической и реалистической. Она была наследницей просветительского реализма и, как отмечает В.В.Ивашева – «Без Остин нет английского реализма XIX века». Отношение автора к романтизм у не было восторженным, так как она не испытала на себе влияние романтиков, таких как Байрон, Колридж, и, по всей вероятности, осталась равнодушна к эстетике романтизма, о чем свидетельствует отрывок из ее письма к сестре Касандре: «Прочитала «Корсара», починила нижнюю юбку и сейчас мне нечего делать». Остин принимала эстетику романтизма с весомыми ограничениями, и как замечает А.А.Бельский – «творчество писательницы в основе своей было «подчеркнуто антироманично». Говорить о влиянии романтизма на Джейн Остин можно лишь в связи с ее интересом к личности человека, что оказало некоторое воздействие на концепцию «человеческой природы» у романистки. Однако, она, в отличие от писателей романтического направления, рассматривает личность в тесной связи со средой, вместе с этим героям Остин, также как и героям Байрона присущ дух бунтарства, романтических порывов.
Настоящее, широкое признание пришло к Джейн Остен лишь в XX веке. Ее психологическое, пронизанное изящной иронией искусство оказалось созвучным представлениям писателей рубежа века и первых десятилетий XX столетия: Г.-К. Честертона, Р. Олдингтона, С. Моэма, В. Вулф, Э. Боуэн, Дж.Б. Пристли, Э.-М. Форстера.
«Из всех великих писателей Джейн Остен труднее всего уличить в величии, ей присущи особая законченность и совершенство», – утверждала Вирджиния Вулф. «Благодаря своему незаурядному художественному темпераменту ей удается интересно писать о том, что под пером тысячи других, внешне похожих на нее сочинительниц выглядело бы смертельно скучным», – заметил один из самых проницательных английских критиков Г.-К. Честертон.
Джейн Остин как и практически все авторы, также подверглась критике даже со стороны мировых писателей, таких как Шарлота Бронте, которая называет Остин всего лишь «наблюдательной и неглупой». Также «простовато» об авторе высказался Владимир Набоков, отмечая, что «роман мисс Остен не такой яркий шедевр, как некоторые другие произведения этого ряда, «Мадам Бовари» или, например, «Анна Каренина» – это как бы управляемые взрывы. «Менсфилд-парк», напротив того, дамское рукоделие и забава ребенка. Однако рукоделие из этой рабочей корзинки прелестно, а в ребенке сквозит поразительная гениальность.».
Свой роман «Чувства и чувствительность» Джейн Остин выпустила в 1811г, когда ей было всего 20 лет. В книге можно проследить переменчивость и трансформацию человеческого характера и образа мыслей. На протяжении всего романа читатель прослеживает развитие главных героев. Книга доносит до нас очень важную мысль: кроме силы духа, осознания чувства долга и чести, не менее важно искать пути для проявления любви и дружбы. «Сколь бы ни были благи намерения в сокрытии собственных чувств, невозможно всю жизнь скрывать их, дабы не ранить других». Что можно здесь найти? Изящный стиль, многоголосие персонажей, глубокое описание каждого характера. Поверьте, что роман не теряет актуальности по сей день. Давайте переоденем персонажей, поменяем декорации, сменим манеру и темы разговоров и получим героев нашей современности! Героини романа живут не на книжных страницах, а в душе каждой современной девушки.
Роман «Гордость и предубеждение», хоть и был написан в 1797г, вышел в свет непосредственно в период расцвета романтизма, только в 1813г, однако в нем преобладают черты реалистической, а не романтической эстетики. «Хотелось бы отметить, что реализм в романе имеет особый характер, это реализм переходного периода, уже не просветительский, но еще и не критический». Хотя в произведении можно отметить ряд романтических черт, хотя творение, в основном, носит реалистичный характер. И все же этот роман в большей степени социально окрашен, чем другие произведения Остин. Показывая мир мелкопоместного дворянства и отчасти связанные с ним круги великосветского общества, писательница сатирически изображает сословные предрассудки и стремление к материальному благополучию как единственному смыслу существования. Здесь те, кто обладает богатством и положением в обществе (леди Кэтрин, сестры Бингли, в начале романа Дарси), с презрением смотрят на нижестоящих. Другие (миссис Беннет, семья Лукасов, Коллинз) стремятся к богатству и почестям и готовы купить их ценой любого унижения. Общество в целом и большинство его отдельных представителей получают в романе уничтожающую нравственную характеристику, хотя, конечно, ирония Остин никогда не приобретает размаха и силы сатиры Свифта или даже Филдинга.
Но, несмотря на теорию, в практике, книга является одной из моих любимых. Столько уроков нравственности, правильной формулировки гордости и достоинства я не исчерпала ни в одной книге. Легендарный Мистер Дарси стал уже прототипом мужского характера, и, на мой взгляд, в молодости, каждая мечтала о своем Дарси. Ни один автор не смог настолько точно и четко передать характер персонажа, чтобы превратить его в «штамп», так полюбившийся дамам по всему миру. Каждый должен отдать должное Остин за бесценный вклад в литературу. В первую очередь, благодаря данному роману…
Роман «Эмма» стал для меня первым из списка Остин, после него я сразу сделала для себя вывод – «это мой автор». Героиня Эмма стала для меня примером и оказала огромное влияние на формирование моего «Я». Наверное, потому что прочитала я его именно в свои прекрасные 15 лет и прониклась героиней настолько глубоко, что смогла пропустить даже ее быт через свой собственный. Настолько красиво и правильно было все в этом романе, настолько глубоко и одновременно просто, что моему восхищению не было предела.
Главная героиня романа во многом напоминает саму Остин, и, можно отметить его, в некоторой степени, автобиографичность – пансион миссис Годдард, описанный в романе, очень похож на Эбби-скул, где училась Джейн с сестрой Касандрой, история усыновления одного из героев романа схожа с историей ее брата Эдварда.
Роман вышел в свет в день сорокалетия автора и самым первым критиком ее работы стала Мария Эджуорт – писательница, глубоко почитаемая Остин. Она отметила, что «в книге нет никакого сюжета, кроме, пожалуй, того, что Эмма выясняет, что человек, которого она предназначала в мужья Гарриет, любит ее саму…» – очень хочется согласится с данной точкой зрения, тем более она имеет объективное место быть, но Остин настолько тонко и глубоко изобразила этот, казалось бы, отсутствующий сюжет, что он послужил кладезем человеской и женской психологии, психологии отношений между мужчиной и женщиной для читателя, что очень необходимо и чего очень мало в литературе 19века. Ведь романам Остин очень свойственен психологизм – особая манера, связанная в большей степени с реалистическим повествованием, когда средствами художественной литературы передаются внутренние переживания человека, раскрываются мотивы его поступков и особенности поведения.
Как отмечал известный английский литературовед Арнольд Кеттл – «Чтение «Эммы» доставляет большое удовольствие, но оно не действует успокаивающе. Наоборот, оно возбуждает наши чувства, вселяет в нас желание приобщиться к жизни посредством сильных и тонких переживаний и будит интерес к моральным проблемам гораздо более глубокий, чем тот, который рождает в нас наше повседневное существование. В «Эмме» важно все». И в действительности так оно и есть, читатель воодушевляется букетом эмоций, представленных в романе, питает самую положительную энергетику, которую только может предоставить книга. «Эмма» является самым крупным произведением Джейн Остин и последней книгой, опубликованной при ее жизни.
Роман «Доводы рассудка» был последним, который я прочитала у Остин. Иногда душа требует именно ее прозу, именно ее слог и спокойствие письма. Ловлю себя на мысли, что вновь и вновь возвращаюсь к ее романам. «Доводы рассудка» оказался столь же приятным «бальзамом на душу», как и «Эмма», «Гордость и предубеждение» и остальные романы. Поразительное по глубине, психологизму и изяществу, прозрачному лиризму. Повествование о судьбе молодой женщины и ее нелегкой, полной неуверенности, ошибок и сомнений любви. Это произведение выдержало испытание несколькими эпохами и не утратило своего очарования даже для взрослых дам.
«А ведь покой – замена счастья» – пишет Остин в своем романе, и как бы просто это ни звучало, часто жизнь заставляет забыть это очевидную истину. Читая «Доводы рассудка» очевидное вновь приходит на ум и становится предметом монолога читателя, которые пробуждает нас ценить простое, то, что предоставляет нам покой, а именно – счастье.
Отмечаю, что на фоне других работ Остин, «Доводы рассудка» имеет менее сложную гамму происходящих событий и человеческих эмоций. Но, автор остается себе верна даже при минимальных декорациях в виде событий в романе. Ей вновь удалось создать шедевр.
Роман «Мэнсфилд Парк» – это отчасти воспитательный роман, который приходится на зрелый период автора, вышедший в свет в 1814г.
Владимир Набоков начинал свои «Лекции по европейской литературе» с разбора «Мэнсфилд-парка». Он отмечал, что «несмотря на содержащиеся в нём зёрна социальной критики, «Менсфилд-парк» – волшебная сказка, в которой Фанни отводится роль Золушки: «Беззащитная, одинокая, зависимая, незаметная, всеми забытая — и в итоге становящаяся женой главного героя».
Невзирая на свои несомненные литературные достоинства, «Мэнсфилд-парк» нельзя назвать самой популярной книгой Джейн Остин. Она пользовалась небольшим успехом и пролежала на столе редактора немалое количество времени прежде чем пошла в печать. Иному читателю претят чопорность и выведенное благоразумие главной героини, которую даже мать писательницы считала «пресной», а современный писатель Кингсли Эмис назвал «моральным отщепенцем».
Еще один важный аспект романа, который учит читателю тонкостям воспитания и обязанности родителей перед своими детьми. Отец в романе эмоционально далек от детей, что приводит к раннему отчуждению сыновей от семьи. А в центре романа – оторванный от родителей ребенок с непоколебимой совестью. Эта линия в романе одна из самых важных для самоанализа читателем, ведь психология отчуждения детей от родителей является очень тонким воспитательным моментом и читая книгу, невольно задумываешься о правилах и методах воспитания и, лично в моем случае, обращаешься за профессиональной литературой для более глубокого изучения тематики.
Счастливый конец романа рождает в читателе надежду на то, что всегда надо верить в прекрасное, и оно обязательно случится.
Остин уникальна в своей тяге к простоте и умеренности, как к главным добродетелям человеческой жизни. Романтизм в ее произведениях живет за счет скромной практичности и сдержанности. Казалось бы, герои заняты своими повседневными делами, но ввиду своей романтичности полностью уходят в свои возвышенные переживания, втягивая в это читателя. В этом и есть та самая неповторимая изюминка обожаемой мною Джейн Остин. Такие писатели рождаются раз в столетия и на сегодняшний день я не смогу сравнить кого-либо, кто мог бы с такой же гениальностью и так глубоко писать о простом. Умиротворенность и гармония витали в каждой строчке ее столь похожих и столь же разных романах. Сочинения Остин – золотые источники мировой литературы.
Источники:
Ozon.ru
https://sites.google.com/site/dzejnostinromannravov/tvorcestvo-dzejn-ostin/s
Ивашева Валентина Васильевна (1908-1991) – русский советский литературовед и кртик.
Е.В.Повзун «Черты романтизма и реализма в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение»
Бельский Александр Андрееви (1921-1977) – советский литературовед и педагог
www.philology.ru
http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika-nabokova/lekcii-po-zarubezhnoj-literature/mensfild-park.htm
Е.В.Повзун «Черты романтизма и реализма в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение»
http://md-eksperiment.org/post/20171124-zhivye-stranicy