Роман «Музей невинности» известного турецкого писателя Орхана Памука, лауреата Нобелевской премии по литературе рассказывает о жизни и укладе турецкого общества, имеющего вековые традиции и так стремящегося приблизиться к европейской цивилизации. Эту книгу стоит читать медленно, небольшими порциями и желательно на берегу Босфора… В этих строчках все очень насыщенно и эмоционально.
В романе много сказано о коллекционерах и музеях. Коллекционеры делятся на тех, что с гордостью демонстрируют свою коллекцию миру и на тех, кто тщательно скрывают свое странное занятие. Об этом интересно прочитать. Но это настоящий меланхоличный роман! Это книга о любви! Только о любви несчастной, одержимой и сумасшедшей. Эти строчки Вас не окрылят и не вдохновят. Хотя, согласитесь, что самая большая ценность от прочтения – это шквал эмоций и послевкусие. Они у Вас будут!
Вы знаете, нам всегда кажется, что все можно вернуть назад. Любовь, дружбу, честь. Да и к тому же людям свойственно думать, что они незаменимы, особенно эта мысль крепко сидит в сознаниях у многих мужчин… Но не дай Бог таких «героев» нашему миру, как молодой Кемаль.
Он владелец завода, его будущая жена Сибель одна из прогрессивных женщин Турции, получившая образование в Париже. Ему думается, что дозволено все, ведь он хорош собой и из богатой семьи, уважаемой всем Стамбулом. Однако для полного счастья молодому и вроде бы «сытому» жениху хочется «подкрепиться» перед свадьбой: какой-нибудь молоденькой и неопытной девочкой с красивым личиком. И он находит такую в своей дальней родственнице Фюсун, для которой дорога в будущее слишком терниста. Не подумав о последствиях, она выигрывает конкурс красоты в Турции, где несмотря на все желание богемы оставаться современными во всем, мысль о такой пошлости вызывает дикое желание посудачить за чашечкой кофе. А дальше начинается то, что делит читателей на два лагеря – воздыхателей этой истории и тех, кто не понимает болезненную и всепоглощающую любовь.
«В светлые моменты я, конечно же, за Толстого. Когда я доволен собой, когда я счастлив и уравновешен, когда я вижу, что мир вокруг прекрасен и осмыслен — так, как это происходит у Толстого, — я чувствую себя по-толстовски и пытаюсь запечатлеть в своих романах гармонию и целостность мироздания. Но бывают моменты, когда мне не нравится все происходящее — и вот тогда в моей душе просыпается мятежный дух Достоевского, который нашептывает мне: «Толстой лжет, все, что он говорит, — утешительные и наивные выдумки». В такие моменты я вижу, что мир слишком драматичен, слишком зациклен на себе, и это вызывает мой гнев, который находитвыходчерез неистовство Достоевского, через его яростьи боль. Я бесконечно восхищаюсь Достоевским как личностью и визионером, поэтому в моменты раздражения, тревоги и депрессии я, конечно, автоматически оказываюсь на его стороне», – делится Ферит Орхан Памук.
Стало быть, автор писал книгу будучи в «достоевском» настроении.
Все сложно. Как в жизни. Мы вмешиваемся в чужие судьбы, разрушаем их, думая, что карма не найдет к нам дорогу. И Фюсун считала, что, привлекая внимание Кемаля, ничем не сможет испортить жизнь ни в чем неповинной Сибель, в то время, как герой-любовник искренне себя уверял, что он делает счастливыми обеих. Этот сюжет достаточно банален, но, увы, до боли жизненный. Несмотря на правило «не бери чужое», женщины продолжают верить в счастливый конец, где все будут жить долго и умрут в один день. Кемаль –это собирательный образ, присущий не только восточному мужчине. Самонадеянный и бесповоротно влюбленный в себя, он убежден, что привносит чудо в жизнь любой женщины. Отнюдь. В дальнейшем даже его помощь этой Фюсун и ее мужу была направлена не на то, чтобы исправить свои ошибки или как у героя романа Достоевского «видеть любовь в жертве для любимого», а дабы отчистить свою прогнившую совесть. Спросите у меня и я Вам отвечу, что это отрицательный персонаж. Даже попытки автора подвести меня к чувству жалости к Кемалю оказались тщетными.Я также не понимаю Фюсун. Ее попытка мести окончательно меня запутала и повернула спиной к героине. Вопрос к ней, к автору и к моим современникам: можно ли делать больно человеку, которого так сильно любишь? Это ведь то же самое, что курить, будучи астматиком: убиваешься и получаешь удовольствие одновременно. Да, любовь творит странные вещи с людьми и об этих последствиях пишет автор с необыкновенной точностью. Книги Памука отличаются отнюдь не хэппи эндами.
Однако, открытие настоящего музея после издания своей книги – настоящий хэппи энд, Вам не кажется?
«Своим музеем я хочу научить людей гордиться своей жизнью. Я много ездил, много повидал: пока только европейцы гордятся собой, большая часть мира себя стесняется. А если бы то, что вызывает у нас стыд, было выставлено в музеях, оно бы сразу стало предметом гордости».
ИСТОЧНИКИ:
http://www.timeout.ru/msk/feature/7123
https://www.theguardian.com/books/2010/jan/10/museum-innocence-orhan-pamuk