История приводит немало примеров мужественности со стороны знаменитых женщин-репортеров, готовых пожертвовать собственной жизнью ради правды. Среди них Анна Политковская (в честь журналистки названа премия «Reach All Women in War» — прим.автора), Наталья Эстемирова, Ивон Ридли, Гаури Ланкеш, наконец, Мэри Колвин, которой посвящен фильм «Частная война».
В фильме рассказывается о знаменитом военном журналисте из английского издания “The Sunday Times». Колвин освещала события из самых опасных полей сражения: Чечни, Косово, Сьерра-Леоне, Зимбабве, Шри-Ланки, Туниса, Ливии, Восточного Тимора. В кино показаны важные детали из ее биографии, особый акцент сделан на ее последней миссии в Сирийском городе Хомс. Если бы не Колвин, мир вряд ли бы узнал правду о том, что происходит в Сирии на самом деле.
Бывший военный корреспондент Ирина Лагунина считает, что репортажи из горячих точек, созданные женщинами, в большей степени интересуют людей в силу особой специфики восприятия кровавых междоусобиц:
«Женщина оценивает войну с человеческой точки зрения, рассказывая о человеческих судьбах. Она видит детали жизни на войне, ведь это совсем другая реальность, исковерканная в самой своей основе. Женщина все это видит и все это очень точно передает», – утверждает Лагунина в своем интервью для «Радио свобода».
Однажды снимая свою легендарную киноленту «Красная пустыня», режиссер М. Антониони высказал любопытную мысль: «Я верю, что женщина, если можно так сказать, более совершенный фильтр реальности. Женщины имеют дело с зачатием и беременностью. У них есть связь с Луной, у них больше связей с таинствами бытия, чем у мужчин. Женщины более восприимчивы».
Действительно, главная героиня его истории не могла смириться с окружающей действительностью в силу своего обостренного чувства восприятия мира, в котором была вынуждена находиться: она будто видела и знала больше, чем ее спутники-мужчины. Так и главная героиня «Частной войны» острее чувствует происходящее вокруг.
Чуткая и эмоциональная героиня Мэри лучше понимает беженцев и те страшные испытания, которые выпали на их долю, искренне сопереживает и помогает им, старается выслушивать их истории, максимально правдиво освещать военные конфликты, такими людьми действительно движет острая потребность в справедливости и способности по-настоящему изменить мир к лучшему.
Из-за этого многие коллеги не понимают ее, некоторые называют чудачкой, ее муж также не в состоянии принять такие взгляды, он не может смириться с ее идеями и одержимостью работой, доходящей до безумия, в итоге он, сдавшись, просто покидает ее. В фильме показано, как Колвин страдает от посттравматического расстройства и пытается преодолеть психические проблемы после увиденных ею кошмаров, происходивших с несчастными людьми на войне. У нее была возможность поменять работу, заниматься более безопасной для жизни деятельностью, но она так не решилась бросить то, в чем было ее истинное призвание: побывать в настоящем аду и рассказать правду о нем всему миру. «У войны не женское лицо»!
Люди часто романтизируют образ военного репортера, и, разумеется, это является следствием влияния ложных стереотипов и общественного заблуждения. По мнению самих представителей этой опасной профессии, в войне нет ничего привлекательного или красивого, это явление может только безжалостно уничтожать, превращать живое в пыль, порождая бесконечные взрывы, теракты, перестрелки, все это – настоящее торжество смерти и отсутствия морали. Эта мысль абсолютно очевидна, однако главная идея фильма заключается в том, что один человек способен повлиять на ход истории, достучаться до жестоких государственных мужей и общественности, даже если уже все решено, показать настоящий мир и хоть немного помочь тем, кто потерял надежду на светлое будущее.
Бескорыстной Колвин двигает настоящая жажда к правде и она не остановится ни перед чем ради своей миссии. Она не боится нелегально проникать в места, закрытые для посторонних глаз (то, с чем сталкиваются все военные репортеры), брать интервью и задавать неудобные вопросы жестоким тиранам режима и диктаторам, писать новые статьи, не покидая здания где взрываются бомбы и проходят бесконечные артобстрелы, долго общаться с матерями, лишившихся своих детей из-за гнусных политических конфликтов, бежать и скрываться от пуль в поисках нового репортажа. Подобно главному герою, военному Уильяму Джеймсу из известного фильма «Повелитель бури» (снятого женщиной), Мэри начинает жить войной, превращается в человека, привыкшего к экстремальным условиям, которые требуют специальной подготовки, испытывает настоящую зависимость от агрессивной среды, становится «своей» для тысяч людей, для которых катастрофа превратилась в обыденность. Ее узнают повстанцы, солдаты, мирные жители, репортеры из других стран, для них всех она была настоящим профессионалом, рупором правды. И как только ей приходится возвращаться в мирный и блаженный Лондон, она испытывает настоящую эмоциональную пустоту и отчаяние, будто ее лишили чего-то ценного в жизни. Она становится «чужой» для родной элиты и переживает очередной конфликт со своим редактором, который просто не в состоянии понять причины ее самоотверженности. «Страх приходит позднее, когда все уже позади», – признавалась журналистка (в фильме приводится документальный фрагмент знаменитого интервью Колвин – прим.автора). Как и «Повелитель бури», она возвращается в свою родную среду обитания не столько ради мира или удовлетворения собственных профессиональных амбиций, сколько ради личной победы над собой и своими страхами.
«Частная война» — местами очень точная картина с документальной точки зрения. Режиссеру удалось реалистично передать тонкие моменты, как особенности поведения людей в зоне конфликта; даже пыль в сирийском Хомсе и иракские блокпосты выглядят так, словно съемочная группа ездила туда специально снимать эти сцены», признается военный фотограф, лауреат Пулитцеровской премии Сергей Пономарев в интервью изданию «Сноб».
Действительно, правдивый эффект помог создать талантливый оператор Роберт Ричардсон (трехкратный лауреат премии «Оскар», снявший большинство фильмов для Тарантино – прим.автора). Необходимо отметить блестящую актерскую игру Розамунд Пайк, кардинально изменившейся ради своей роли. Она смогла изобразить бесстрашного война независимой журналистики, победителя, привыкшего к испытаниям и сложностям судьбы, сильную и мужественную, но при этом, невероятно обаятельную, красивую, хрупкую женщину, покоряющей окружающих своей харизмой и великолепным чувством юмора. Поражает сцена, где она рассказывает о своей работе молодому фотографу без пафоса, лжи, лишних слов о «мире во всем мире», о том, что движет ею на самом деле, когда она отправляется в те места, из которых не возвращаются. Обидно, что ее роль осталась практически незамеченной со стороны жюри фестивалей и американских киноакадемиков. В любом случае, картина достойна внимания, как захватывающий байопик с правдивым сюжетом и актерами первого эшелона. Сложно вообще вспомнить хотя бы один фильм, посвященный самоотверженности военных репортеров, и то, что режиссер-дебютант Мэтт Хейнеман взялся за такую непростую тему, уже достойно признания со стороны зрителей и критиков, поскольку его фильм – хорошо снятая гуманистическая драма о трудовых буднях храбрых и бесстрашных людей, обитающих в самом сердце тьмы.
ИСТОЧНИКИ:
Фото: kinopoisk.ru
Военный фотожурналист Сергей Пономарев о страхе, «синдроме Олевского» и фрилансерах на войне»
ddei3-0 ctp.trendmicro.com
«Женщина и война» //https://www.svoboda.org/a/24803411.html