Кинематограф знает немало выдающихся фильмов о войне. Многие режиссеры по-разному представляют эту тему: кто-то акцентирует внимание на батальных сражениях, кто-то на личных драмах людей, заставших это ужасное время, кто-то рассказывает о мотивах тех беспринципных политиков, которые развязывают и ведут войну. Сегодня хочется вспомнить о фильмах, посвященных храбрости партизанских отрядов, ужасам Холокоста, подвигам солдат-освободителей, всех тех ужасных и страшных событий, происходивших во времена 30 и 40-х годов XX столетия.
Мы постарались собрать самые лучшие фильмы на данную тему и рассказать, почему их необходимо посмотреть каждому.
«Пианист», 2002 г.
Картина рассказывает подлинную историю из биографии знаменитого польского пианиста Владислава Шпильмана, пережившего войну и лишившегося всей своей семьи во время страшных событий, происходивших в оккупированной нацистами Варшаве в конце 30-х. Сам Полански, прошедший в детстве через ужасы концлагеря, долгое время не решался создать фильм о войне, для него это была личная трагедия, о которой страшно вспоминать и уж тем более рассказывать. Однако он все-таки снял эту потрясающую киноленту, которая получила заслуженное признание зрителей, лучшие награды международных кинофестивалей и признание со стороны критиков.
Это невероятно светлое, потрясающее гуманистическое кино, после просмотра которого невозможно остаться равнодушным: чего стоит только душераздирающая сцена встречи Влада и офицера Вермахта, во время которой Шпильман виртуозно исполнял одну из композиций Ф. Шопена на фортепьяно.
К слову, музыка знаменитого композитора звучит на протяжении всего фильма, она не просто сопровождала героя, но и буквально спасла ему жизнь. Главную роль блестяще исполнил талантливый актер Эдриан Броуди, критики отмечают, что это его лучшая работа в кино.
«Список Шиндлера», 1993 г.
«Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».
Знаменитая военная драма Спилберга, основанная на реальных событиях, посвящена судьбе немецкого бизнесмена Оскара Шиндлера, который прославился тем, что спас более тысячи евреев от мучительной гибели в концлагерях. Он сумел договориться с влиятельными нацистами о том, чтобы перевозить евреев в свои заводы по производству посуды, как дешевую рабочую силу.
Для евреев имя «Шиндлер» стало нарицательным и обозначает спасителей нации, которые жертвовали собственной жизнью ради блага других.
Этот легендарный фильм, снятый великолепным оператором Янушем Камински, с потрясающей музыкой композитора Ицхака Перлмана, с отличными актерами в главных ролях и интересным сюжетом, основанном на реальных событиях, стал непросто одним из лучших фильмов, снятых на тему Холокоста, но и самым кассовым фильмом о войне.
«Иди и смотри», 1985 г.
Шокирующая лента, повествующая о несчастной судьбе жителей оккупированных белорусских деревень в 1943 г., показанная испуганными глазами мальчика по имени Флера, регулярно входит в списки лучших фильмов о войне во всем мире.
По мнению солдат и мирных жителей, переживших те ужасные времена, это самая правдивая кинолента из всех ныне существующих. В фильме используются интересные художественные приемы, усиливающие реалистичность картины: крупные планы лиц героев, длинные кадры, снятые одним планом, музыкальное сопровождение, натуралистичность, яркие контрасты усиливают страх и волнение во время просмотра, нагнетают жуткое состояние растерянности и заставляют понять все, что происходит с героями на этой ужасной, безжалостной и кровавой бойне, которой будто нет конца и края.
Главный герой Флера проходит через все круги ада, не может спрятаться от ужасов, через которые ему предстоит пройти, не в состоянии помочь спастись невинным жертвам сражений и испытывает на себе все возможные тягости, которые могут выпасть на долю человека. Практически все ведущие кинокритики в мире признавались, что «Иди и смотри» – единственный фильм в своем роде, который так точно, мощно и безжалостно изобразил феномен действия зла и войны, как исключительно негативного явления.
«Спасти рядового Райана», 1998 г.
Вторая мировая война, 1944 г. Высадка американских войск в Нормандии. Капитану Джону Миллеру, возглавляющему роту молодых рейнджеров, поступает в работу непростое задание: спасти рядового Джеймса Райана, единственного оставшегося в живых из своей семьи солдата, чьи братья погибли во время сражений. Миллер и его товарищи из-за этой миссии рискуют собственными жизнями и отправляются в настоящее пекло, чтобы отыскать одного человека и вернуть его домой. Картина имеет отличный визуальный ряд и монтаж, звуковые эффекты, была отмечена в «технических» номинациях престижной кинопремии «Оскар».
Многие ветераны войны выразили благодарность Стивену Спилбергу, снявшему, по их мнению, достоверное кино. Именно они посоветовали Стивену показать в кадре многочисленные натуралистичные моменты и тем самым приблизить повествование к реальным событиям.
В фильме задействованы лучшие американские актеры: от талантливого Мэтта Дэймона до харизматичного Тома Хэнкса. Ну и, разумеется, не стоит забывать о блестящей режиссуре Стивена Спилберга, который преуспел во всех жанрах: от авторских политических триллеров до масштабных и монументальных кинолент.
«Дюнкерк», 2017 г.
Кристофер Нолан относится к категории режиссеров, которые умеют снимать как самое кассовое, востребованное, так и особенное, авторское и философское кино. Картина повествует о реальных событиях 1940 г., происходивших во время осады нацистами французского города Дюнкерк, в котором находилось около 400000 солдат британской армии, ожидающих эвакуации. В спасении солдат принимали участие обычные подданные Великобритании, которые на своих судах отправились спасать солдат сопротивления. В фильме поднимается этический вопрос оценки поведения солдат, которые отказывались воевать ради того, чтобы сохранить себе жизнь. Как можно расценивать их поступок?
Авторы фильма нарочно показывают идею бессмысленности и жестокости войны, когда в беде бросают даже свои: показательна сцена, где командующие подразделениями солдат, находящихся на острове, печально констатировали факт того, что Британские власти отказываются спасать своих подданных, мотивируя свои действия нехваткой судов, тогда как обычные жители страны решили помочь бойцам, рискуя собственными жизнями.
По понятным причинам, фильм вызвал негодование среди российских зрителей, которые тут же окрестили фильм одой дезертирству. Однако создатели фильма отнюдь не восхваляют трусость, а просто показывают то, что война – это всего лишь игра богатых, властных и беспринципных государственных мужей, для которых жизни умерших на битве людей, увы, ничего не значат.
«Летят журавли», 1957 г.
Лауреат «золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, экранизация пьесы Виктора Розова «Вечно живые», великая советская картина о двух влюбленных людях, которых навсегда разлучила эта страшная и жестокая война, стала своеобразным символом победы любви над войной. Это очень сильная, эмоциональная, красивая лента о торжестве жизни и бессмертии души. Успех картины объясняется не только отличной актерской игрой Татьяны Самойловой и Алексея Баталова, но и особенной съемкой оператора Сергея Урусевского, впервые применившего круговые операторские рельсы во время съемки.
Фильм имел невероятный успех в мировом прокате, особенно во Франции.
«Бункер», 2004 г.
Апрель 1945-го. Третий рейх на грани уничтожения. Наступление советских войск. Логово фюрера, последние дни Адольфа Гитлера и его свиты. Этот фильм потрясающе показал историю падения нацистского режима, был основан на воспоминаниях личного секретаря Гитлера, а также на одноименной книге историка И. Феста, в которой подробно описываются события времен падения преступного режима Вермахта. Фильм стал одним из самых успешных в Германии, получил международное признание, а историки отмечали подлинность и реалистичность киноленты.
Отдельного внимания заслуживает актерское перевоплощение Бурно Ганца, которому досталась главная роль. Он сумел создать неповторимый, более глубокий (в отличие от других артистов), нестандартный портрет фюрера, которые многие критики назвали образцовым в киноискусстве.
«Искупление», 2007 г.
История юной писательницы Бриони Таллис, которая, совершив один необдуманный и жестокий проступок, разрушила жизни своей сестры и ее возлюбленного, обвиняемого в преступлении, которое он не совершал. Сложный и гениальный сюжет К. Хэмптона, являющийся адаптацией одноименного романа Пола Уэбстера, захватывает с первых секунд повествования, заставляет сопереживать главным героям и впутывает зрителя в сложную психологическую игру, от которой невозможно оторваться. Потрясающая художественная постановка, монтаж, костюмы, повторяющие модные образы военного времени, грим и прически, выдающиеся актерские работы Киры Найтли, Сирши Ронан и Джеймса Макэвоя, буквально сражают на повал. Потрясающе снятый фильм о том, что ничто не способно разрушить подлинную любовь, даже самая кровопролитная и жестокая война в истории человечества.Чтобы лучше воссоздать атмосферу Англии военного времени режиссёр Джо Райт потратил немало времени на просмотр многих британских кинолент 40-х годов, среди которых были «Ребекка» (1940) и «Короткая встреча» (1945). Последняя оказала наиболее заметное влияние на его работу над проектом.
Исполнитель одной из главных ролей в картине Джеймс МакЭвой назвал сценарий «Искупления» лучшим из всех, которые когда-либо попадали ему в руки.
«А зори здесь тихие», 1972 г.
Этот фильм, снятый по одноименной повести Бориса Васильева, не просто стал классикой советского кинематографа и покорил сердца миллионов зрителей по всему миру, но и удостоился признания со стороны строгих кинокритиков. Сюжет ленты повествует о подвиге молодых зенитчиц, храбро сражающихся с нацистами с целью не дать занять Кировскую железную дорогу (события происходят в военной Карелии 1942 г.). Основное достоинство фильма – отличная операторская работа В. Шумского, создающая эффект реалистичности. Визуальный ряд отличается оригинальной подачей: основные события картины – военная служба девушек, их суровые будни и борьба с нацистами представлены в черно-белом цвете, тогда как романтические и светлые воспоминания героинь о мирной жизни показаны в цвете. Акцентируя внимание на судьбе хрупких и красивых, но при этом невероятно храбрых и отчаянных героинях, авторы будто хотели показать несчастную судьбу народа, переживающего жестокое время агрессии и ненависти вместо того, чтобы жить и процветать в мире.
Примечательна сцена купания девушек в бане. Для советского фильма весьма откровенная сцена, однако режиссер Ростоцкий позже признался, что это было необходимым художественным решением и объяснял его значение актрисам таким образом: «Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать».
«Восхождение», 1976 г.
Легендарный фильм-экранизация повести Василя Быкова «Сотников» рассказывает о судьбе двух партизан, попавших в плен к местным коллаборационистам зимой, 1942 г. (действие фильма разворачивается во времена нацистской оккупации Белоруссии). Трагическая история о предательстве одного героя и подвиге другого с важным философским посылом стала настоящим прорывом в истории советского кино, завоевав главный приз Берлинского кинофестиваля. Несмотря на восторг зрителей в других странах, в СССР картину могли запретить. По мнению специальной комиссии, контролирующей выход военных фильмов в советский прокат, картина была слишком религиозной и даже странной (главные герои Рыбак и Сотников слишком сильно напоминали библейских героев Христа и Иуды, да и вообще вся история была похожа на страшную мистическую притчу, которая не вписывалась в стандарты советского военного кино и государственной пропаганды), однако, к счастью для создателей ленты, зрители смогли увидеть фильм и оценить его по достоинству. Для режиссера Ларисы Шепитько эта картина имела очень большое значение:
«Если бы я не сняла эту картину, это было бы для меня крахом. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни».
Мирного неба нам над головой, дорогие читатели!
Фото: www.kinopoisk.ru