Сегодня поговорим об уже упомянутом нами ранее Центре Искусств Москва, которая продолжает цикл выставок «Лучшее из частных собраний» и посвящает очередную выставку одной из самых ярких страниц мировой истории – старым мастерам, западноевропейскому искусству XV – XVII вв, которая будет представлена для москвичей и гостей столицы вплоть до 1 марта 2020 года. Термин «старые мастера» широко распространен в европейском искусствознании и относится к художникам Западной Европы. На выставке представлены фламандские примитивы (раняя нидерландская живопись), произведения фламандского барокко VXII века и «Золотого века» голландской живописи.
Посетив уникальную выставку «Старые мастера: образ и символ» невозможно остаться равнодушным и не иметь желания поделиться мыслями об увиденном. Это небольшая выставка голландской и фламандской живописи XV – XVIII вв. Выставка идеально презентует этот периода в истории искусства. Представлены уникальные работы художников, не выставленные больше нигде на территории Российской Федерации. Например Мастер Святой Крови – его работы насчитываются около 30 в мире, некоторые из которых представлены именно на этой исключительной выставке. Мастер Святой Крови – имя условное, принятое в искусствознании для мастера, создавшего по заказу брюжского братства Святой Крови большой триптих «Оплакивание Христа». Триптих украшал капеллу Святой Крови в Брюгге. Творчество Мастера Святой Крови, наряду с наследием Адриана Изенбранта, Квентина Массейса и Мастера из Франкфурта, определяло лицо нидерландской живописи первой четверти XVI века.
Картина Мастера «Святое семейство» (1510-1520е гг) прекрасна во всем своем величии. Подобная иконография типична для нидерландской живописи XV – XVI века. Сюжет отличается сложной символикой, которую раскрывали искусствоведы. В этой картине о священном писании много зримых образов под которыми скрывается глубокий смысл. Богоматерь держит в руках яблоко – встает вопрос – почему яблоко? Ответ: тем самым она искупает грехи прародительницы Евы. Яблоко Богоматери – символ первородного греха и искупительной жертвы Христа во имя человечества. Фонтан в картине являет собой источник живительной силы, придающий веру человеку, гора, не что иное, как твердь и нерушимость, которая порой так необходима в вере человеку верующему. А здание – Церковь – возвышение над мирской суетой. Картина обвораживает и окунает в свою историю, в мир своих знаков, символов и в мир своей эпохи.
Картина «Мистический розарий со сценами из жизни Богоматери» (первая треть XVII века) выполнена трудом двух художников, что не являлось редкостью для тех времен – Франс Франкен Младший (1581-1642) и Андрис Даниэлс (1580- после 1640). Работа включена в прекрасный венок, который объединяет в себя как бы девять картин в одной. В центре работы заключены пять самостоятельных овальных картин со сценами из жизни Богоматери, а по углам четыре изображения евангелистов в стиле сепии. В центре сцена Рождества. Поле основной картины заполнено цветами и ангелами. Ирисы – знак Богородицы, белые розы – платоническая любовь и символ чистоты, белая лилия – символ непорочности Девы Марии, красные цветы – символ искупительной жертвы Христа. Богоматерь изображена в прекрасном саду, который символизирует ее девство. В этой картине слились две иконографические традиции – изображения святых в венке и изображение Девы Марии в замкнутом саду.
Спецификой мировосприятия и мышления человека той эпохи был символико-ассоциативный подход. Под образами изображаемого скрывались более глубокие моральные и философские идеи, часто ускользающие от современного зрителя.
Созданные старыми мастерами прекрасные образы и их скрытые смыслы являются вневременной и цивилизационнообразующей основой европейской культуры. Отдельного внимания стоит дверь – прекрасное творение, выполненное из венецианского палаццо 17 века, как отдельный экспонат, который объединяет два экспозиционных зала этой маленькой, но потрясающе наполненной выставки.
Выражаем благодарность гиду и искусствоведу Светлане Затюпа.