Говорят же, что все человечество любить гораздо проще, чем одного конкретного человека. Подобная любовь (если хотите, абстрактная) помогает работать и жить на благо будущего, себя и творчества. Первым о такой любви заговорил Пушкин, далее подхватил его Достоевский и даже «На дне» можно увидеть любовь к человеку. Однако не только литература, но и живопись учит любви и замечать все самое светлое, что нас окружает, а мы не видим.
Один из самых талантливых и любвеобильных художников мира – Пьер Огюст Ренуар. Он видел любовь повсюду и во всех. Ренуар страстно любил жизнь и людей, а точнее женщин.
«Я еще не умел ходить, а уже любил женщин», — говорил Огюст Ренуар. Он считал, что именно женщины приносят в мир красоту и радость, а эти два явления — главнейшие в искусстве: «Для меня картина… должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да — красивой! В жизни достаточно скучных вещей… Я знаю, трудно добиться признания того, что большое искусство может быть радостным».
…А женщины любили Ренуара. Рисуя их, он подбирал моделей, не соответствующих идеалам красоты — крепких, пышнотелых и круглолицых. Но всех больше всего волнует вопрос: почему и за что Огюст Ренуар выбрал себе глубоко провинциальную Алину Шариго? Почему по-крестьянски благоразумная Алина не бросила легкомысленного Огюста и почему Ренуар с его обостренным чувством красоты так и не охладел к располневшей и подурневшей с годами Алине? Наверное, потому что просто любили друг друга…
Любовь окружала Ренуара с рождения. И чувство любви к людям прививается именно с рождения. Далее эта любовь деформируется в социуме или же искусно находит свое применение в творчестве. Радость, которую испытывал художник во время рисования, была одним из самых сильных наслаждений в его жизни, и это не могло не отразиться на настроении его картин. Художник предпочитал героическим и трагическим сюжетам простые повседневные радости и развлечения. Он любил жизнь как никто другой и это не могло не отразиться на его картинах.
В 1874-м году Ренуар вместе с друзьями-художниками устраивает выставку своих картин, которая впоследствии станет известной как первая выставка импрессионистов. Именно тогда и возник термин «импрессионизм», придуманный одним остроумным критиком.
Лиза была первой юношеской любовью Ренуара, о которой он предпочитал не говорить в старости. Ренуару было 24, когда он попал в дом архитектора Жюля ле Кера и увидел 18-летнюю Лизу Трео. Впервые Огюста захватила страсть, такая же сильная, как и живопись. Он или мучился от угрызений совести, что забросил работу на несколько дней, или бывал на седьмом небе от счастья – где-то поровну. В это время он пишет возлюбленную постоянно: Лиза-охотница, Лиза под зонтиком, Лиза-одалиска. Лиза вдохновляет, но Лиза очаровывает и отвлекает. Роман длился 7 лет, Ренуар жил с Лизой летом в маленьких, тихих городках подальше от Парижа, родители девушки принимали его дома и уже не сомневались в скорой свадьбе. Искусствовед Жан-Поль Креспель предположил, что внезапный и неожиданный для всех разрыв случился по очевидной причине: Ренуар совсем не собирался жениться, и однажды Лиза Трео об этом узнала.
На Монмартре Ренуар поселился в 1876 году – он задумал написать большую многофигурную картину на пленэре, в Мулен де ла Галетт. Правда, еще не представлял, как это сделать. Малышку Марго Огюст встретил здесь. Ренуар был отчаянно влюблен в рыжеволосую хохотушку с бесцветными ресницами – она так естественно позировала и так звонко распевала уличные песни в мастерской. Он платил за сеансы, которые она пропускала, он переживал, когда Марго запросто общалась с самыми опасными монмартрскими типами. Друзья говорили, что художник откровенно льстит своей модели – и привлекательной ее может находить только отчаянный романтик и слепец. Скорее всего, больше всего живописная Марго похожа на себя реальную как раз в эпизоде из «Мулен де ла Галетт» – это она в светлом платье танцует с кавалером и весело поглядывает на нас.
Импрессиониста Ренуара, конечно, не волнует, что у Марго бесцветные ресницы. Ее портреты – это впечатление: от тех песен, которые она поет, от той смущенной грациозности, с которой раздевается, от волнительной непосредственности, с которой она раскачивается на качелях. Его самой главной страстью всегда было «гладить и шевелить натуру», добираясь до ее внутренней сути.
Маргарите Легран было всего 20, когда она заболела тифом. Ренуар оплачивал долгое, безнадежное и бесполезное лечение, обращался за помощью к друзьям-докторам. Но его любимая модель и его веселая, отважная, грубая, прямодушная возлюбленная потихоньку таяла. Похороны Малышки Марго тоже оплатил Ренуар.
Габриэль – натурщица, которая появляется на картинах Ренуара чаще всех других. Чаще приглашенных и профессиональных, чаще близких подруг и возлюбленных, чаще, чем жена художника. К слову, фотографии многих любимых ренуаровских моделей можно найти в сети – и Жанна Самари, и Мизия Эдвардс, и Катрин Гесслинг, и многие другие.
С Алиной Шариго он тоже познакомился в «Молочной» на улице Сен-Жорж. Ему было уже сорок. Алина Шариго в свои двадцать лет — круглолицая, розовая, полнотелая, с рыжевато-белокурыми волосами — являла собой идеал Огюста Ренуара. Ренуар пригласил Алину позировать. Она согласилась. И вскоре была уже влюблена в художника… И готова была позировать ему вечно. «Я ничего не понимала, но мне нравилось смотреть, как он пишет, — много позже рассказывала Алина своим детям. — Я только знала, что Огюст был создан, чтобы писать, как виноградник — чтобы давать вино. Стало быть, хорошо ли, плохо ли, с успехом или без него, он должен заниматься живописью». Огюст, разумеется, тоже был влюблен, еще бы, ведь девушка была так прелестна и обладала кошачьей грацией, которую он особенно ценил. «Ее хочется погладить по спине, как котенка, и почесать у нее за ушками!» — говорил он друзьям о своей новой натурщице. Он не переставал восхищаться ее миндалевидными глазами, которые, по его мнению, «многое говорили о ее очень уравновешенном рассудке», ее легкой походкой — «она приминала траву, не ломая ее», — ее бодростью и жизнерадостностью, принесенными, по мнению Ренуара, с «родных полей, овеваемых легким восточным ветром», ее изяществом и тем, как она умела уложить локон в прическе с наспех закрученным пучком восхитительно-округлым жестом, за которым художник обожал наблюдать, сокрушаясь, что не может этот жест запечатлеть на бумаге…
Художник пережил ее на четыре года. Когда ему сообщили, что Алина скончалась, он не прервал работу…
Все ожидали, что смерть жены убьет Огюста, что без Алины он просто зачахнет. Но Ренуар слишком любил жизнь и живопись. И были другие женщины, в его жизни всегда были другие женщины, даже когда он был почти полностью парализован… Его последней влюбленностью стала Андре Мадлен Хеслинг: круглолицая, рыжеволосая, шестнадцатилетняя возлюбленная и будущая супруга его сына Жана. Однако Алину Огюст вспоминал каждый вечер. И каждый вечер требовал, чтобы его инвалидное кресло на колесиках поставили напротив ее уютного, розового, обтянутого потертым бархатом кресла. И Огюст говорил о ней не переставая. Из этих рассказов сыновья узнавали о матери больше, чем за все время, когда она была рядом с ними.
«Та планета, которая была ранее населена существами длинными и бледными, благодаря отцу наполнилась маленькими пухленькими созданиями с румянцем во всю щеку… Его единственным желанием было служить верным посредником между чудесами, которые он ясно различал, и людьми, которые нуждались в небольшом указании, чтобы их угадать» – рассказывает Жан Ренуар, кинорежиссер, сын художника.
«Живопись не смотрят. С ней живут.У тебя есть небольшая картина. Ты лишь изредка на нее смотришь и никогда не анализируешь. И она становится частью твоей жизни. Она действует как талисман. Музей – это только на худой конец. Возможно ли прийти в волнение перед картиной, когда вокруг тебя двадцать посетителей шепчут ерунду? Только если пойти очень рано утром – тогда есть шанс посмотреть как следует». Из книга Жана Ренуара «Ренуар».
ИСТОЧНИКИ:
Жан Ренуар, «Огюст Ренуар», 1970 г.
www.artchive.ru